Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Культурная жизнь кубанского казачьего зарубежья В 20 – 80 – годы ХХ века.

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты культурной жизни кубанского казачьего зарубежья. Раскрыта роль культурно - массовых мероприятий, проводимых казачьими организациями в сохранении самосознания казаков, патриотическом воспитании казачьей молодежи, проживающей в эмиграции.
Ключевые слова: кубанские казаки, войсковой хор, джигитовка, регалии, атаман, периодические издания, духовные потребности.

Annotation. The article examines various aspects of the cultural life of the Kuban Cossacks abroad. The role of cultural events held by Cossack organizations in preserving Cossacks' self - consciousness, patriotic education of Cossack youth living in emigration is revealed.
Keywords: Kuban Cossacks, army choir, dzhigitovka, regalia, ataman, periodicals, spiritual needs.

  Великая русская революция 1917 – 1920 годов явилась одним из трагических событий прошлого столетия. В результате революции была свергнута монархия, уничтожен привычный традиционный образ жизни народов Российской империи, основанный на исторической приемственности и духовно – нравственных принципах российского общества. Россия пережила жесточайшую Гражданскую войну. 
В этот период свыше 2 млн. наших соотечественников вынуждены были покинуть Отечество и обустраивать жизнь на чужбине. В ноябре 1920 года численность эмигрантов пополнилась эвакуированной из Крыма 150 тысячной Русской армии генерала П. Н. Врангеля.
Вместе с армией в эмиграцию ушли и тысячи казаков Дона, Кубани и Терека. Их общая численность среди российских эмигрантов была небольшой: 40 тысяч донских,16 тысяч кубанских ,около тысячи терских казаков.(1)Казаки уходили за границу, оставляя семьи, дома с надеждой на скорое возвращение домой. Еще в Крыму кубанские части были сведены в Кубанский корпус. По решению союзников донские, кубанские и терские казаки первоначально были размещены на полуострове Галлиполи, а затем на греческом острове Лемнос.
Завершение Гражданской войны привело к ликвидации Кубанского казачьего войска , его хозяйственных и культурных учреждений, в том числе и Войскового певческого хора, основанного в 1811 году.
То, что невозможно было сохранить в условиях советского государства и его политики по отношению к казачеству, можно было создать в эмиграции в новых исторических и политических условиях.
Так ,в декабре 1920 года на о. Лемнос был избран атаманом Кубанского казачьего войска генерал В. Г. Науменко. Это означало создание кубанской организации за рубежом, в эмиграции. В 1921 году кубанские казаки , получив отказ французских властей в дальнейшем их содержании и продовольственном обеспечении покинули остров и перебрались в Сербию. Там, в Белграде проживал атаман В. Г. Науменко. Туда были отправлены в марте 1920 года регалии Кубанского казачьего войска. Сербия радушно приняла беженцев, в том числе и казаков из России. Да и казаки стремились к братскому по крови и вере сербскому народу. Здесь в Югославии или, как тогда говорили, Королевстве сербов ,хорватов и словенцев казаки привлекались на строительство железной и шоссейной дорог. Многие обзаводились семьями так как в большинстве своем казаки были достаточно молодыми людьми. Они, расселившись по сербским городам и селам, объединялись в землячества- станицы и хутора. Эти объединения в Югославии и других европейских государствах кубанских казаков и образовали Кубанское казачье войско за рубежом.
Это были формальные добровольные объединения выходцев из казачьих земель без какой - либо юридической регистрации. Казачьи объединения позволяли казакам оказывать моральную и материальную помощь, решать вопросы трудоустройства, организации и проведения культурного досуга, максимально насколько было возможно сохранять культурные и бытовые традиции, сохранять свою культуру, а следовательно, знакомить с ней народы и государства, в которых проживала казачья эмиграция.
Мы мало знаем о культурной жизни казачьей, в том числе и кубанской эмиграции. А ведь там издавались газеты, журналы. Были свои писатели, историки, певцы, танцоры. Все это способствовало воспитанию на культурных традициях молодежи родившейся и выросшей в эмиграции, но сохранившей свою принадлежность к казачеству, казачьим корням. Представители казачьей интеллигенции создавали свои произведения, посвященные родной Кубани, казачеству, которые были пронизаны тоской по родине и любовью к ней. Кроме профессионалов были и выделяются самодеятельные писатели, историки ,поэты, которые также стремились высказать свое отношение к казачеству, его трагедии, Родине, переживая о судьбах казаков, оставшихся на Кубани.
Этот пласт в жизни казачьей эмиграции еще предстоит исследовать.
В данном сообщении мы попытаемся достаточно тезисно рассмотреть вопросы культурной жизни кубанской казачьей эмиграции в указанный отрезок времени.
Кубанское казачье войско за рубежом оказалось единственным, которое в тех условиях не только оформилось организационно, но и в невероятно сложных условиях стремилось сохранить войсковые регалии, культуру, традиции.
До Второй мировой войны Югославия была центром кубанской казачьей эмиграции. Казачьи организации поддерживали связь с атаманом, сообщали ему о своих культурно – массовых мероприятиях.
В 1927 году по сведениям атамана В. Г. Науменко в Кубанском казачьем войске состояло 80 казачьих групп, станиц, хуторов. В основном это были земляки6однополчане казачьих частей, представители различных районов Кубани. Из них в Сербии было 40 организаций, Болгарии- 14, Чехословакии – 66, Франции – 20. В 1923 году численность казаков Кубанского казачьего войска составляло 7052 казака : в том числе 6570 мужчин –93 процента и 282 женщины. В Сербии проживало – 4449 казаков. По подсчетам атамана В. Науменко в эмиграции к 1940 году проживало 9 – 10 тысяч казаков Кубани.(2)
Как православные христиане, а религиозность возрастает у человека в условиях тягот и испытаний, казаки по воскресным дням посещали храмы, участвовали в богослужении, не просто как молящиеся, но и исполняли песнопения, украшая Божественную литургию своими голосами. Это вызывало эмоциональный настрой молящихся : и сербов и казаков.
Казаки, находясь вдали от Родины , в своих переживаниях, воспоминаниях находили утешение в музыке, песнях и танцах. Казаки могли и любили петь. Пели в станицах, на работе, в минуты отдыха, на праздниках. В каждом полку был оркестр. Мастерству пения учили в семье, школе, церковном хоре.
Важное место в культурной жизни кубанской казачьей эмиграции занимало создание певческих хоров. За границей было создано несколько казачьих хоров. Самым известным и популярным был хор донских казаков под управлением С. Жарова. Создавались и хоры кубанских казаков, в том числе и войсковые хоры.
В эмиграцию ушла и часть солистов Войскового певческого хора. На о. Лемнос они образовали церковный хор и участвовали в богослужении в приспособленной под церковь армейской палатке.
В 1921 году Кубанский корпус переезжает в Югославию. Теперь казакам предстояло самим обустраиваться и зарабатывать средства на пропитание. По прибытию в сербский город Вранье кубанцы были направлены на строительные работы. Уже по дороге в Сербию сформировался костяк Певческого хора Кубанского корпуса.
В первое же воскресенье во Вранье хор, а в нем было 12 человек, принял участие в Божественной литургии. Церковь была переполнена сербами, казаками. Прекрасное, возвышенное пение во время богослужения вызвало такой эмоциональный настрой, трогавший душу, что многие казаки плакали, .Несколько женщин потеряли сознание.
Командование Кубанского хора решило создать Войсковой певческих хор и освободить его от работ на стройке. Хористы обратились к атаману В. Г. Науменко с просьбой разрешить им выехать в турне по Югославии. Инициатива была поддержана атаманом. 2 июля 1921 года был образован Войсковой певческий хор.
Регентом хора был назначен cотник Г. Ф. Шелухин, казак ст. Григориополисской. Организации турне Войскового певческого хора по Югославии много содействовал атаман В. Науменко.
Он договорился с военным министерством о том, что бы начальник и гарнизонов предоставляли бесплатно места для проживания. Хор мог в поездах за полцены покупать билеты. Для того, чтобы одеть Войсковой певческий хор должным образом, А. Науменко взял кредит. Было закуплено сукно, пошиты черкески, белые папахи. К этому времени хор состоял из 30 человек. Это: урядник Лапа из ст. Пашковской, вахмистр Безродный из ст. Васюринской, сотнок Голинский из ст. Ладожской, есаул Кузенко из ст. Белореченской, сотник Шелухин из ст. Григориополисской, урядник Бондарь из ст. Поповичевской и др.
Обмундированный Войсковой певческий хор приехал лично принимать атаман В. Науменко. Хор давал концерты в городе Кральево в местном театре при переполненом зале. Это были казаки и сербы. С этого времени хор занял важное место в культурной жизни не только казачьей , но и русской эмиграции. Вой сковой хор отправился в турне по Сербии, и везде его встречали местные жители и эмигранты с ликованием.
Жители села Делово пригласили хор на две недели, чтобы он пел в церкви на Рождественские праздники. Артистов хора разобрали по домам местные жители и содержали за свой счет.
С большим успехом хор выступил с концертами в городе Любляна. Концерты проходили при переполненом зале. Это давало возможность солистам хора заработать средства для проживания. На одном из концертов в зале присутствовал консул Итальянской республики, который был в восторге от концерта. Он пригласил хор поехать в турне по Италии. Это открывало возможности Войсковому хору побывать с концертами в европейских государствах. Об этом артисты хора только мечтали. Они верили и надеялись на успех. В Югославии хор с июля 1921 по апрель 1923 года дал 290 концертов.(3)
Поездка в Италию требовала серьезной подготовки хора. Для этого пригласили выпускника Московской консерватории Сергея Соколова в качестве регента. Репертуар Войскового певческого хора понравилась Соколову, и он принял предложение.
В репертуаре хора были народные казачьи песни, песни на музыку Чайковского, Глинки, Римского - Корсакова, Архангельского. Церковный отдел включал произведения Бахметьева, Бортянского, кроме того исполнялись и танцы «Молитва Шамиля, »Лезгинка», »Гопак».
Таким образом Войсковой хор не только радовал своим мастерством казаков, соотечественников, но и знакомил публику с казачьими народными песнями, танцами, произведениями русской классической музыки, духовными песнопениями. Все это исполнялось в театрах, либо православных храмах. Хор пел неистово. Это были голоса Кубани, кубанских казаков.
Турне по Италии , как вспоминают хористы, было интересным не только в плане успешной концертной деятельности и возможности заработать средства, но и тем, что давало возможность познакомиться с итальянскими городами, их достопримечательностями.
Коллектив хора давал концерты в Риме, Венеции, Флоренции. В Милане концерты хора проходили в Королевской консерватории имени Верди. В Милане хор дал девять концертов, и всякий раз зал был переполнен. Более половины программы хора вызывалось на «бис». Во время последнего концерта хор был удостоин Диплома и Золотой медали королевской консерватории и Миланского Филармонического общества(4)
В отличие от Югославии, где о казаках сербы знали, в Италии публика впервые открыла для себя казаков с их песнями и танцами и была в восторге от услышанного и увиденного. За семь месяцев гастролей в Италии Войсковой певческий хор дал 156 концертов.
После Италии хор отправился в гастрольную поездку во Францию. Франция была центром русской эмиграции. На концертах хора была в основном русская эмиграция и казаки в том числе. После концертов многие приходили за кулисы в поисках знакомых, земляков. Войсковой хор дал семь концертов в одном из лучших театров Парижа «Елисейские поля».В Париже солисты хора были приглашены на дачу Великого князя Н. Н. Романова. Здесь хор пел на Божественной литургии в домовом храме .в Большом зале хор дал полный концерт для гостей великого князя, среди которых был и атаман Донского казачьего войска А. П. Богаевский. Весь концерт великий князь сидел с глазами, полными слез. В конце, поблагодарив артистов, заплакал и вышел из зала.
Слабый интерес французской публики к концертам хора привел к падению гонорара и создавал угрозу существованию хора. Денег не хватало, чтобы обеспечить себя жильем и пропитанием. В этот сложнейший момент регент хора С. Соколов, взяв с собой часть солистов, уехал из Парижа. Войсковой хор возглавил Шелухин, который ради сохранения коллектива заключал контракты с хозяевами ночных ресторанов. Теперь хор выступал в ресторанах.
Многочисленная русская эмиграция в Париже предпринимала шаги ,чтобы помочь хору поучаствовать в богослужении и в организации концертов. Так, генерал А. Шкуро организовал несколько выступлений хора в кинотеатрах между сеансами.
Кризисная ситуация в Войсковом хоре беспокоила атамана В, Науменко. Он прибыл в Париж и содействовал объединению распавшегося коллектива. Во Франции хор дал 69 концертов и побывал с гастролями в Бельгии и Лихтенштейне.
Отзывы французской прессы о высоком мастерстве Войскового певческого хора позволили заключить контракт на гастроли в Мексику.
Появление Войскового хора в Мексике привлекло внимание не только жителей городов, но и властей. Выяснив, что это казачий хор, Военный министр попросил коллектив дать концерт в министерстве. На этом концерте присутствовал Президент Мексики генерал Кайс. По распоряжению Президента Мексики хору выделили железнодорожный вагон, в котором он мог ездить по всей стране бесплатно. В Мексике в 1924 году хор дал 111 концертов, а затем отправился в турне в Гватемалу, Никарагуа, Панаму, Гондурас.
С 1926 года хор переезжает в США. Вопреки надеждам хористов на востребованность и успех здесь русская эмиграция была незначительной. Чтобы выжить, хористам приходилось выступать в кинотеатрах, ресторанах , а то и вообще подрабатывать на фабрике. К тому же здесь уже существовало несколько казачьих хоров. В 1929 году США охватил экономический кризис. Предприятия закрывались. Росла безработица. Упали цены на продовольствие и на билеты на концерты. Хор остался без работы. В марте 1931 года Войсковой певческий хор кубанских казаков прекратил свое существование и сообщил об этом атаману В. Г. Науменко. В США за пять лет гастролей хор дал 684 концерта(5).
Таким образом, Войсковой певческий хор просуществовал десять лет. За это время он радовал своим мастерством русскую эмиграцию. Это были для всех радостные волнительные встречи с родной культурой, традициями проявлением нравственного и духовного единства.
Хор познакомил европейские государства, страны Центральной Америки и США с песенной и танцевальной культурой кубанского казачества, произведениями русской классической музыки. Многие из них стали ее поклонниками. Своим пением он способствовал культурному досугу русской и казачьей эмиграции .Для этих людей каждая встреча с хором была напоминанием о покинутой Родине, былой жизни, приносила радость..
В эмиграции кубанскими казаками был создан еще один Войсковой певческий хор. Его возглавлял сотник Георгий Винников. Хор образовали казаки, проживавшие, в Бельгии и был постоянным участником мероприятий, проводимых местной казачьей организацией. Участвовал этот коллектив и в церковном богослужении.
В эмиграцию ушели со своим Георгиевским штандартом и казаки Первого Запорожского Ея императорского Величества Екатерины Великой полка. Хор этого полка был организован во время Гражданской войны в 1919 году для обслуживания духовной жизни полка.. Первым регентом хора запорожцев был хорунжий А. Фоменко, начавший службу еще в детстве в Екатеринодаре в Войсковом Хоре. После переселения с Лемноса в Югославию хор осел в Сербии. Управление хором взял на себя полковник В. И. Рудько. Более двадцати лет он возглавлял хор. Этот коллектив радовал своим пением не только казаков, но и стал ядром музыкальной жизни города Ниш (6). При хоре был создан струнный оркестр. Солистами хора были: М. Хайло, П. Кошель , А. Цесарский, С. Мазур и др.
О мастерстве и уровне исполнительства свидетельствует то, что Хайло выдержал государственный экзамен и получил место преподавателя музыки в гимназии. А. Цесарский закончил музыкальную школу в Белграде. Солисты хора П. Кошель и С. Мазур руководили сербскими хорами. П. Кошель создав хор сербской молодежи, был награжден Золотой медалью и орденом «За гражданские заслуги» .Хор запорожцев стал известным в Югославии. Его приглашали на праздники, и несмотря на все трудности проживания за границей ему удалось сберечь штандарт. Солисты хора все силы отдавали народной казачьей песне и музыке.
После Второй мировой войны хор возглавил П. Кошель. Он привлек в коллектив казачью молодежь. В 1950 году запорожцы в полном составе перебираются в США. Они поселяются в Лос – Анжелосе и вплоть до середины 70- х годов прошлого столетия сохраняются как творческий коллектив.
Важное место в духовной и культурной жизни казачьего зарубежья играла Русская Православная церковь. Духовенство, ушедшее в эмиграцию, и ряды которого пополнились за счет эмигрантов- казаков, участвовало в жизни казачьих станиц , хуторов войска. Архииереи Русской Православной церкви участвовали в работе Войсковых сборов по выборам атаманов при вступлении их в должность. А так же в мероприятиях, проводимых в Праздничные дни. В церквях, на станичных и войсковых сборах, праздниках казаки всегда молились о родной Кубани, казаках, родных и близких, оставшихся на Родине. Они внимательнейшим образом следили за событиями и жизнью казаков в СССР. Каждую полученную весточку с Родины они трепетно обсуждали. 
Важное место в культурной жизни казачьей эмиграции занимали группы казаков – джигитов .Казаки были прекрасными наездниками, заимствовав у горцев искусство владения и управления конем, джигитовки. Оказавшись за границей, многие из них зарабатывали на жизнь искусством джигитовки. Казаки, проживавшие в Сербии, создали по руководством генерала И. Д. Павличенко группу джигитов. Были группы джигитов под руководством войскового старшины А. Краснюка и войскового старшины А. Тюнина в Болгарии.
Во Франции генерал А. Шкуро создал в 1924 году огромнейший коллектив казаков – джигитов. В нее входило 100 казаков – песенников, 20 – танцоров, 50 трубачей, 80- джигитов. Были шорники, конюхи, повара.(7). Этот огромный коллектив выступал во Франции и в Англии. Сохранившаяся уникальная кинохроника позволяет увидеть шествие этого коллектива по улицам Глазго. По бокам улицы ее сопровождала тысячная толпа англичан. Во главе конной группы был известный герой Первой мировой войны В. Д. Гамалий.
Такой огромный творческий коллектив не мог долго существовать. Вырученные гонорары даже при переполненных стадионах не позволяли сводить концы с концами. Поэтому он прекратил свое существование.
Некоторые кубанские казаки вошли в состав конных групп донских казаков. Это Г. Солодухин из ст. Ильинской и Ф. Елисеев. из ст. Кавказской. В 1924 году Ф. Елисеев по приглашению генерала Шкуро из Финляндии полным составом созданной там станицы в колличестве 25 человек переезжает во Францию.
В 1930 году Ф. Елисеев создает в Париже «Общество ревнителей Кубани», издает иллюстрированный журнал «Кубанское казачество».Он возглавляет после распада коллектива Шкуро группу кубанских - казаков джигитов и совершает турне по странам Индокитая в Филлипины, Бирму, Сиам.В 40- годы Ф. Елисеев с группой казаков – джигитов гастролирует в Голландии ,Швеции, Бельгии.
Ф. И. Елисеев являлся непревзойденным мастером казачьей джигитовки. Другая группа казаков – джигитов, в состав которой входил Г. Солодухин, перебралась в США. Здесь они выступали на стадионах. Кроме того, участвовали в съемках Голивуда кинофильма по повести Л. Н . Толстого «Казаки» и американских боевиках об индейцах. Казаки выступали в роли индейцев.
Казачья джигитовка в эмиграции получила большое развитие. Это была не только работа, которая давала средства к существованию, но это было стремление казака показать свое мастерство , лихость и удаль и соотечественникам и европейской публике , создавая образ кубанского казака прежде неизвестного, прославить кубанское казачество, Кубань, Россию.
Важнейшей заботой атамана и казаков Кубанского казачьего войска было сохранение регалий, вывезенных за границу. Регалии объединяли казаков, были предметом их гордости, сплоченности. Для этого требовались средства, и они собирались за счет пожертвований эмигрантов- казаков.
Пока регалии экспонировались в военном музее Сербии. В дни войскового праздника казаки, проживавшие в Югославии ,приезжали туда и осматривали их.
В станичных и хуторских организациях, где бы ни проживали казаки, свято чтили христианские праздники, отмечали их в семье, совместно .Вечера проходили в воспоминаниях о родине, исполнялись казачьи народные песни. Обязательным было исполнение гимна Кубанского казачьего войска «Ты Кубань, Ты наша Родина». Помимо церковных отмечался и Войсковой праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Периодические издания казачьей эмиграции содержат информацию об этой стороне жизни и быта, организации культурного досуга казаков.
Особенно широко стали отмечать Войсковой праздник в 50-е годы прошлого столетия, когда регалии Кубанского казачьего войска были перевезены в США.
Теперь с приобретением здесь опять же таки на средства, собранные казаками войскового дома, регалии экспонировались и стали доступны для осмотра всех желающих. В Войсковой праздник торжественно выносилась часть регалий в зал , где собиралось много казаков с семьями и детьми. Это был трогательный и волнительный момент. Как и прежде, пусть и в меньших масштабах, но регалии присутствовали в зале. Как правило, в зал вносились флаги : США, России, Кубанского казачьего войска. Из регалий – Серебрянные Георгиевские трубы, куренные значки, грамоты Екатерины Второй, Николая Второго. Завершались торжества банкетом с песнями и танцами. В 60 – 70-е годы прошлого столетия особым успехом пользовалось выступление казачат: Коли Курочкина, танцевавшего Лезгинку, Коли Коваленко, Коли Матвиенко, Жени Ткаченко. Любимицей публики была певица Светлана Мовчан, исполнявшая казачьи песни. Особенно любили казаки слушать песни в ее исполнении: «Молись ,кунак, в краю чужом» и «Занесло тебя снегом ,Россия».
И всякий раз в праздники казаки мечтали о возвращении на Родину и возрождении казачества на берегах родной Кубани. Многие казаки в ожидании возвращения имели упакованные чемоданы, в которых хранилось все то, что хотели они взять при возвращении на Родину.(8)
Но время шло, уходило из жизни старшее поколение эмигрантов, так и не дождавшись возможности возвратиться в родные станицы и хутора.
В мае 1961 года Председатель Войскового Совета Кубанского казачьего войска за рубежом М. К. Кулик на сборе казаков сказал: »Никто не может определить время, когда станет возможным возвращение на Родину. И если это произойдет не раньше 10 – 15 лет, то не нам с Вами суждено будет передать на родную Кубань наши Святыни – Войсковые регалии. А вместе с ними и те духовные , идеологические ценности, носителями и хранителями которых судьба поставила нас»(,9).
Столь же торжественно проходила церемония вступления в должность избранного атамана Кубанского казачьего войска. Приглашалось много гостей других казачьих войск, русской эмиграции, высшее духовенство Русской Православной церкви. Было торжественно и традиционно .Завершались торжества Приемом атамана. Здесь обязательно исполнялся гимн, пелись песни и танцы, звучала музыка.
Современники отмечали, что кубанские казаки за границей являлись наиболее твердой и организованной частью эмиграции. После Второй мировой войны большая часть казачьей эмиграции перебралась в США, Канаду, Австралию, Аргентину. В европейских государствах остались старики. В праздничные дни не забывали казаки и тех, кто нуждался в помощи. Собирались пожертвования для оказания помощи одиноким и инвалидам, проживавшим в Европе. Как правило, эти средства отправлялись в инвалидные дома к Рождеству, Пасхе. Кроме денежных средств отправлялись и вещевые посылки.
В США наряду с Войсковыми праздниками, периодически по большим церковным дням проводились Войсковые балы, а позже пикники. В них участвовала казачья эмиграция ближайших штатов. Издалека приезжали казаки, чтобы увидеть земляков, поговорить, провести досуг .Балы позволяли казачьей молодежи знакомиться со своими сверстниками и создавать семьи.
Для организации этих праздничных торжеств с 1952 года был создан Дамский комитет .Обычно его возглавляла жена войскового атамана. Средства, вырученные от бала, шли на содержание музея, издание журнала «Казак», помощь нуждающимся.
Весомый вклад в культурную жизнь эмиграции внесли представители кубанской казачьей интеллигенции. В 1920 году в составе комиссии по хранению казачьих регалий в эмиграцию выехал известный ученый, основатель бюджетной статистики, общественно – политический деятель, историк Ф. А. Щербина .В Чехословакии Ф. А. Щербина преподавал в Украинско экономической академии. С 1922 года Чехословакия становится центром, где казачья молодежь получила возможность продолжить обучение или получить его. Здесь было создано «Общество кубанцев в Чехословакии. Лидером этой организации являлся Ф. А. Щербина. В Чехословакии осели наиболее активные и интеллектуальные силы Кубани. Общество кубанцев ставило перед собой задачу подготовить из казачьей молодежи специалистов и интеллигенцию, которая при возвращении на Кубань, а они верили, что это будет скоро, эти кадры будут востребованы и внесут свой вклад в экономическое и культурное развитие Родины. А пока они должны работать на благо Чехословакии. В структуре этой организации работала комиссия по культурно – просветительской работе .Комиссия добивалась от чешского правительства выделения студентам стипендии. Оказывалась материальная помощь нуждавшимся кубанским студентам. К 1926 году в Чехословакии проживало более 600 человек кубанской молодежи. Была организована библиотека и читались курсы лекций по экономике и культуре и Кубани и Чехословакии, по истории. В библиотеке можно было почитать прессу на чешском, украинском, русском языках. Здесь были газеты, издаваемые в СССР:» Красное знамя», «Молот»,»Трудовой путь» .(10)
В эмиграцию ушел и известный кубанский поэт и фольклорист А. Н. Пивень. Его сборники трудов еще до революции издавались в крупнейших изданиях России Сытина, Чубанова и пользовались большим спросом читающей публики. Во время Гражданской войны в в своих стихах и поэмах он выступал против большевиков и советской власти. Этот же характер носила и часть его произведений ,написанных за границей. Его называли «Кубанским кобзарем». Стихи его были пронизаны любовью к Кубани. Он умер в доме пристарелых в Германии, но все время Кубанское казачье войско помогало ему материально.
Появились и самодеятельные поэты, писатели. Среди них последний атаман ст. Брюховецкой, спасший регалии Кубанского казачьего войска в 1918 году, И. А. Шевель. Учитель по образованию он в своем творчестве подражал Т. Г. Шевченко и как А. Пивень писал на украинском языке. Им написано много стихов и поэм, посвященных родной Кубани, ее судьбе трагической. Он печатался под псевдонимом Гнат Макуха.
В Румынии жил поэт И. Коваленко, писавший под псевдонимом «С Кубани».Он печатался в казачьих журналах «Вольное казачество»,»Казак»
«Ничего я в мире не люблю сильнее
Родины далекой и ЕЕ степей
Там леса душистей, небеса синее
Солнышко приветней, ярче и теплей,
Воды рек родимых там светлей алмаза
Бурно они мчатся на простор морской
Снежные вершины гордого Кавказа
Облаком прикрыты , будто кисией.
О, Кубань родная, Край незаменимый
Степи, лес и горы – как вы хороши
Каждый день моляся, я судьбой гонимый
Вас благословляю из моей глуши.»
В 60 – годы прошлого столетия кубанцы зачитывались книгой «Жизнь и судьба одного казака». Это воспоминания казака ст. Ильинской Гавриила Солодухина. Он прекрасно описывает жизнь кубанской казачьей семьи до революции, быт казаков, свой тернистый путь в эмиграцию. Будучи прекрасным танцором и наездником Г. Солодухин исколесил много стран. Его воспоминания - это не только его личные переживания, но и многих казаков, оказавшихся в изгнании. Поэтому они близки и понятны старшему поколению, а молодежь из этой книги узнавала и о Кубани, и о сложностях, которые пришлось пережить казакам на чужбине. Книга легко читается, и в этом тоже ее привлекательность.
Таким же писателем – самородком проявил себя Федор Горб(Кубанский). Его семья была раскулачена и выслана на Урал. Во время Великой Отечественной войны будучи призванным в армию, попал в плен. Его проза биографична ,автор описывает быт кубанских казаков, обычаи природу, трагедию казачества в советское время. Перебравшись в 1949 году в США, он пишет рассказы. Особую популярность автору приносят его романы «На привольных степях кубанских», ,»Орлы земли Родной», «Степи привольные, кровью залитые» .Эти произведения издавались по подписке казаков. Читатели с нетерпением ожидали выхода каждой книги Ф. Горба. Для старшего поколения казаков эти повествования были близки по трагизму ими пережитых событий, трогая душу и сердце. Никто не мог описать все пережитое казаками. У нас в стране эти темы были закрыты, а за границей издавались эти произведения. Разумеется, они были пронизаны антисоветскими позициями. Так другого и не могло просто быть среди людей, покинувших Родину,
В 60- 70- е годы прошлого столетия уходило из жизни старшее поколение эмигрантов- казаков. На смену им приходило новое. Но в силу того, что оно не привлекалось активно к жизни казачьих организаций, оказалось слабо подготовленным, не знало истории и культуры кубанского казачества.
Обеспокоенный этим положением в 1959 году В. Г. Науменко начинает издавать «Кубанский исторический и литературный сборник»,К этому времени он оставил пост атамана и целиком и полностью занимался изданием сборника. В этом сборнике публиковались и исторические источники : Указа, Приказы, Положения ,касавшиеся Кубанского казачьего войска. Воспоминания и самого генерала В. Г. Науменко и других участников Гражданской и Первой Мировой войн, рассказы, стихи, поэмы. Все это должно было пробудить интерес у молодежи к историческому прошлому кубанского казачества.
Однако, самым плодовитым на литературном поприще был Ф. И. Елисеев, казак ст. Кавказской, он прошел огромный жизненный путь ,участвовал в Гражданской войне и в Первой мировой. Он дослужился до полковника. Вместе с группой джигитов исколесил помира. Составил пособие по джигитовке. В годы Второй мировой войны воевал в вооруженных США, Был в плену у японцев. Его перу принадлежит множество работ. Это и брошюры по истории Кубанского войскового гимна, О партизане А. Шкуро. Книга» На коне по белому свету», «С корниловским конным полком «, «Казаки на Кавказском фронте», «Лабинцы. Побег из Красной армии»,. В своих трудах Ф. И. Елисеев проявляет себя и как военный историк, и как талантливый исследователь и писатель. Его работы написаны хорошим литературным языком. И пользовались большим спросом казачьей эмиграции. У нас труды Ф. И. Елисеева переизданы и так же востребованы читателем современным. Сам Ф. И. Елисеев не дожил до возможности посетить родную станице. Но сын его Георгий побывал на Кубани и передал в исторический музей седло и иные вещи, которые принадлежали его отцу. Неоценимую роль в культурной жизни кубанского зарубежья играли периодические издания. За годы эмиграции было много и газет, и журналов. Однако особенно значимыми они стали, когда встал вопрос о воссоздании Кубанского казачьего войска после Второй мировой войны. Связи были утрачены, организация, как таковая прекратила существование . В 1948 году атаман В. Науменко начинает издавать «Казак» – информационный листок кубанской канцелярии .Это позволило уже к 1952 году возобновить связь с казачьими организациями. Здесь находила отражение жизнь казачьих станиц и хуторов. Публиковались стихи, поэмы, рассказы воспоминания о прошлом кубанского казачества, содержалась информация о жизни казаков, проводимых ими мероприятиях .Даже персональный состав войска можно восстановить из имеющейся информации. Вся многогранная деятельность Кубанского казачьего войска находила отражение в этом издании. Среди части кубанского казачества востребованными был журнал «Вольное казачество». Его издавали казаки, входившие в состав политического Вольно-казачьего движения. Журнал издавался с 1927 по 1985 годы.
Все эти издания, как и взгляды казачьей эмиграции конечно же были антисоветскими, но вместе с тем и проводимые культурные мероприятия, и литература и периодика и воспитание в семье были пронизаны любовью к родине, казачеству. Это вырастило молодое поколение казаков - патриотов Кубани и России. Любовь к Родине, Кубани в новом поколении эмигрантов была воспитана их родителями через чтение периодических изданий, войсковых и станичных мероприятий культурно-массового характера. Всякая весточка из России привлекала, интересовала, волновала или радовала.
Как вспоминает казачка ст. Костромской Мария Ивановна Сухенко, в 60- е годы, когда отношения с США и СССР стали нормализовываться, на гастроли стали приезжать ведущие творческие коллективы: Большой театр,» Ансамбль Березка», Хор имени Пятницкого Войсковой Совет Кубанского казачьего войска принимает решение не посещать эти концерты: » Не для того мы покинули Родину, чтобы теперь вставать при исполнении гимна СССР». Но казачья молодежь вопреки запретам родителей посещала каждый концерт. И это определялось не только стремлением увидеть или услышать посланцев России, но и тревогой за то, а вдруг американская публика устроит абструкцию, и зал будет пустой. Мы созванивались и еще и еще раз бывали на концертах , чтобы увидеть высокое искусство прославленных артистов. Благодаря этому я люблю смотреть балет».
Таким образом, культурная жизнь кубанской казачьей эмиграции была не смотря на все трудности многогранной. Она позволила удовлетворять культурные и духовные потребности казаков зарубежья, сохранить насколько возможно язык, самосознание казаков и способствовала воспитанию той части казачьей молодежи, которая была участником культурно-массовых мероприятий, проводимых в станицах, хуторах и войсковом центре,

Литература:

1.Ратушняк О.В. Казачество в эмиграции (1920 – 1945гг.) Краснодар.2013 с.61.
2.Кубанский календарь на 1927 год. Белград бд.с.49 – 50.
3.Ленивов А..К
. Кубанская казачья старина .Т. 3. Нью – Йорк.1973. с. 403
4.Там же . с.412.
5.Там же.с. 418.
6. «Казак» .Информационный листок кубанской канцелярии.Нью-Йорк.1961. № 160 с. 48.
7. Солодухин Гавриил. Жизнь и судьба одного казака. Нью - Йорк. 1962 .с.81.
8. «Казак»№ 170.с. 87.
9.»Казак» № 173 – 174 с. 98.
10.Кубань.Збирник статтив про Кубань и кубанцив. Прага. 1927.с.145.

В.П. Громов
Канд. ист. наук
Куб. ГУ

21 Октября 2018 384 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.