Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Возрождение кубанского казачества и его влияние на культурную жизнь Кубани. Конец ХХ – начало ХХI веков.

   Возрождение культуры, традиций, обычаев, пробуждение исторической памяти, формирование этнического самосознания казаков было одним из важнейших направлений деятельности казачьих организаций Кубани. 
Собственно, пробуждение у широких слоев населения Кубани интереса к историческому прошлому и было одной из предпосылок для возрождения казачества. Помимо официальной истории СССР, преподаваемой в средней школе, и курса истории КПСС в программе вузов, история края, казачества была уделом немногочисленной группы краеведов - таких как В. П. Бардадым, А. Красненко и др. Правда, в 70-е годы прошлого столетия начали создаваться станичные музеи, рассказывающие историю станицы, да и то в основном советского периода, колхозного строительства.
Вопросы истории кубанского казачества, его культуры интересовали научное сообщество еще в дореволюционный период. Во второй половине Х1Х – начале ХХ веков известные историки – казаки по происхождению И.Д. Попко. Ф. А .Щербина, Е. Д. Фелицин ,П. П. Короленко и другие создавали труды по истории казачества Кубани, которые были почти в каждой хоть немного образованной семье казака.
В основном они описывали военную службу казаков, систему управления войском, духовную жизнь казачества и его роль в утверждении православия на Кубани. Это были многоплановые исследования. Важнейшим достоинством этих трудов было то, что история в них показана не безликим процессом, а содержала биографические сведения представителей войсковой администрации, казаков, описание их подвигов .
Если до революции труды по истории кубанского казачества были доступны широким слоям населения, то в период гонений и репрессий на казачество, чтобы не привлекать внимание властей. Эти работы просто уничтожались, а многие из них оказались в спецхранах библиотек и архивов.
В советской историографии, вопреки расхожему мнению проблемы казачества, его истории также находились в поле зрения ученых. Но главным образом вопросы участия казаков в качестве застрельщика в классовой борьбе крестьянства , в войнах и восстаниях против царизма. А в более поздний период после революций казаки показывались как реакционная контреволюционная сила, »нагаечники», оплот царизма, белого движения в годы Гражданской войны .Так формировался стереотип казака «нагаечника». Дискредитировалось казачество.
В 80-е годы прошлого столетия по инициативе Отделения истории Академии Наук СССР по истории казачества было проведено три Всесоюзных научных конференции( 1980,1986,1990г.). Интересно, что партийные и советские органы власти Кубани и Дона отказались принять эти конференции на своих территориях.
Конференции состоялись в Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии. В 1990 году будучи сопредседателями Кубанского казачьего клуба мы с Александром Берлизовым принимали участие в работе конференции в г.Нальчик.
Начавшийся процесс возрождения казачества вызвал огромный интерес к историческому прошлому казачества. Однако современные исследователи еще не были готовы удовлетворить высокий спрос на такого рода литературу. Для этого требовалось время, чтобы преодолеть идеологические штампы и подходы , определить направления исследовательской работы, включить в научный оборот новые источники.
Тогда в начале 90-х годов мы с трепетом брали в руки все то, где пи салось о казачестве. С какой радостью казаки получили «Казачий календарь на 1992 год», составителем которого был Владимир Левченко.
Поскольку литературы по истории казачества практически не было, то перед нами стояла задача сделать доступыми для читателей труды дореволюционных историков. Хотя уже в 1992 году впервые в отечественной историографии сотрудниками нашей кафедры в КГУ были изданы «Очерки истории Кубани. С древнейших времен до 1920 года».Многие страницы этих очерков написаны на основе новых архивных документов.
Меня как историка и атамана, а я был и остаюсь единственным атаманом с историческим образованием , волновали проблемы исторических знаний казаков, культуры. Это направление в деятельности Войскового Правительства было постоянно в моем поле зрения.
Поэтому мы начали переиздавать труды дореволюционных исследователей по истории казачества. И первой ласточкой стала работа П.П. Короленко «200 лет Кубанского казачьего войска.1696- 1896»..Эти исторические очерки изданы тиражом в 150 тыс. экземпляров. Мною было написано предисловие в этому изданию. Небольшая по объему и в скромном переплете эта книга быстро дошла до читателя.
Очень хотелось переиздать двухтомник Ф. А. Щербины «История Кубанского казачьего войска». Для этого нужны были средства, а их у нас не было. Надо было искать людей, кто мог бы осуществить эту идею. И такой человек нашелся. Это директор краснодарского издательства «Советская Кубань» Андрей Абрамович Мамчур. Меня с ним познакомил Ю. Г. Макаренко. Долго его не пришлось уговаривать. Правда, он поставил условие, чтобы сам написал послесловие к данному изданию. Уже летом мы получили первый том репринтного издания «История кубанского казачьего войска»Тираж составлял 50 тысяч экземпляров. Презентация книги состоялась 21 мая 1992 года на родине Ф.А. Щербины в ст. Новодеревянковской. Так фундаментальный труд нашего земляка стал доступен широкому читателю края.
В 1992 году Кубанское казачество при поддержке администрации края с невиданным размахом отметило «200 –летие высадки запорожских казаков на Кубань. Торжества проходили в Тамани. В них приняло участие свыше 10 тысяч казаков. Состоялся концерт Кубанского казачьего хора. С Украины прибыли казаки .Это был праздник не только казаков , но и всей Кубани. С этого масштабного мероприятия, казачья составляющая начала прочно входить в культурную жизнь края. В рамках юбилейных торжеств нами была проведена совместно с Кубанским госуниверситетом научная конференция:» Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения». Изданные материалы вызвали живой интерес читающей публики.
К 1993 году Всекубанское казачье войско представляло собой одну из мощнейших организаций, которая пользовалась авторитетом и поддержкой населения Краснодарского края, Адыгеи и Карачаево-Черкессии. Войско играло важную роль в общественно – политической и культурной жизни региона. Приближался 200 – летний юбилей Краснодара. Необходимо было достойно отметить эту юбилейную дату, придать ей казачий колорит. Войсковое правительство разработала программу проведения юбилейных торжеств, которая была одобрена краевыми и городскими властями.
В рамках юбилейных торжеств был проведен 29 сентября Первый международный конгресс кубанских казаков, в работе которого участвовали представители кубанских казаков со всех республик СНГ, США, Канады, Бельгии и других государств. Это было первое мероприятие, в котором участвовали представители зарубежного казачества, и явилось фактом нашего единения. Впервые столица Кубани так торжественно и красочно отмечала свой юбилей. На театральной площади состоялся парад с участием 10 тысяч казаков. Жители города стали участниками этого торжества. На ипподроме состоялся конно-спортивный праздник , а затем грандиозный фольклорно-этнографический концерт с участием коллективов самодеятельности с тех станиц, которые также отмечали 200-летний юбилей.
В Анапе была проведена вторая международная конференция :»Казачество в истории России» с участием более 100 исследователей со всей страны и зарубежья
Эти торжества имели большое значение в культурной жизни города и края. Они пробуждали интерес к казачеству, его истории и культуре не только жителей края, но и научного сообщества. Войско было инициатором проведения торжеств и реализовывало эти задумки и предложения. В жизни войска активно участвовала кубанская интеллигенция: В. И. Лихоносов, Г.Ф. Пономаренко А. Д. Знаменский, В. Г. Захарченко, В. Н. Ратушняк, краеведы И. Ф. Варавва, поэт С. Хохлов, сотрудники архива, музея. 
По настоятельной просьбе кубанских казаков на краевом радио и телевидении постоянно выходили программы рассказывашие о успехах и проблемах казачества. Здесь особенно большую роль играла подвижническая работа Татьяны Алексеевны Ломовцевой и Владимира Николаевича Елагина.
Своей активной позицией и реакцией на все животрепещущие проблемы жителей края кубанские казаки все более и более пользовались поддержкой и авторитетом у жителей Кубани. Постоянно казачья тематика находила отражение в краевых газетах »Кубанские новости»,» Кубань сегодня» Вольная Кубань. «
Осознавая важность иметь свою газету, нами была учреждена газета «Казачьи вести», которая пользовалась большим спросом не только среди казаков , но и жителей края. Это была наша газета и в полном смысле этого слова независимая, содержащая острые критические ,аналитические статьи и материалы, содержала информацию о жизни кубанского казачества. Особенно большую роль в создании газеты играл ее редактор Ю.Г. Макаренко. С газетой сотрудничала практически вся кубанская патриотическая интеллигенция.
Важное место в культурной жизни Кубани заняли юбилейные торжества, посвященные 300 – летней годовщине служения кубанского казачества российскому государству. Впервые спустя сто лет после того , как Кубанское казачье войско в 1896 году отметило свой двухсотлетний юбилей нами было решено отметить это историческое событие. Естественно, что только возрождение казачества Кубани позволило вновь отмечать важные даты в истории кубанского казачества. За шесть лет возрождения Кубанская казачья Рада, Всекубанское казачье войско , (так назывались сменявшие названия) первая на Кубани казачья организация , проявили себя мощной организацией, которая с самого начала заняла лидирующие позиции среди казачьих организаций страны. На Кубань приезжали учиться, перенимать опыт работы. Взвешенная политика атамана и Войскового правительства, выстроенные взаимоотношения с властными структурами, настойчивость и инициатива позволяли нам решать многие вопросы не только в Краснодарском крае, но и в Адыгее и Карачаево-Черкессии - то есть там , где проживали казаки, входившие в состав нашей организации.
Инициатива кубанского войска достойно отметить эту знаменательную дату была поддержана администрацией Краснодарского края и города Краснодара. Оргкомитет, в состав которого входили представители Всекубанского казачьего войска, администрации Краснодарского края, администрации Краснодара разработал программу торжественных мероприятий, которая отличалась многоплановостью. Практически юбилейные торжества проходили в течение всего 1996 года и включали, проведение торжественных Сборов казаков в Краснодаре, Адыгее, Карачаево - Черкессии. В рамках этих мероприятий в сентябре была проведена международная научная конференция в ст. Полтавской: »Кубанское казачество: три века исторического пути». В конференции приняли участие ведущие ученые страны и зарубежья. Она была проведена на высоком организационном и научном уровне и явилась результатом совместной работы войска, ученых Кубанского университета, комитета по охране памятников, который тогда возглавляла А. Ф. Ачкасова. Конференция стала важным событием в жизни ученых не только края, но и всей страны и зарубежья. Казачья проблематика все более и более привлекала внимание исследователей.
12 октября в Краснодаре состоялся Второй Всемирный сбор кубанских казаков. Это было событие, которое продемонстрировало авторитет Всекубанского войска не только в крае, стране, но и за рубежом. В его работе принял участие атаман Кубанского казачьего войска за рубежом А. М. Певнев, делегация казаков из США, Канады, со всей России ,где были кубанские землячества, стран ближнего зарубежья. Среди гостей Сбора были : Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, архиепископ Кубанский и Новороссийский Исидор, епископ Майкопский и Армавирский Филарет, Президенты- Адыгеи А. А. Джаримов, Глава КЧР В. И. Хубиев. ,глава администрации Краснодарского края Н. Д. Егоров., председатель ЗСК В. А. Бекетов. Сбор прошел на высокой эмоциональной ноте, привлек внимание не только казаков, но и широкой кубанской общественности, продемонстрировал единство нашей организации и убедил казаков зарубежья в той большой и реальной работе, которую мы проводим. Они не раз заявляли о своей поддержке нашего движения. 
13 октября на главной площади Краснодара состоялся парад исторический полков Всекубанского казачьего войска. Несколько тысяч казаков прошли по улице Красной от площади Труда до Театральной площади, вызвав восторг жителей города. В строю стояли казаки различных поколений и ветераны Великой Отечественной войны, казаки среднего возраста, различного социального положения, сельские труженики и казачья интеллигенция и предприниматели и учащиеся Пашковской казачьей гимназии. Это было красочное и торжественное мероприятие, оставившее о себе память надолго.
На Краснодарском ипподроме состоялся большой конно-спортивный праздник. В скачках соревновались казаки на своих лошадях. Победителям были вручены призы главы администрации Краснодара В. А. Самойленко, атамана Громова, им. Александра Берлизова, 300 - летия служения российскому государству, главы администрации края Н. Д. Егорова, атамана Союза казаков А. Г. Мартынова. Ипподром был полон зрителей со всей Кубани. В связи с празднованием нами юбилейной даты Правление Союза казаков приурочило проведение в эти дни 1У Большого Круга этой авторитетнейшей казачьей организации, в которую входило и было лидером Всекубанское казачье войско. Поэтому в наших торжествах приняли участие и делегаты большого круга со всех казачьих войск. Они еще раз убедились в мощи и сплоченности нашего войска.
15 октября по инициативе Войскового правительство и одобрения глав администрации края и города архиепископом Исидором был освящен закладной камень на месте, где когда –то стоял Войсковой Собор Александра Невского в сквере напротив Администрации края. Тогда мы выступили с инициативой восстановить разрушенный храм.
В рамках реализации программы проводимых торжеств Краевой исторический музей, который возглавлял тогда И. И .Борзило, переиздал совместный труд Е. Д. Фелицина и Ф. А. Щербины «Кубанское казачье войско. 1696 – 1888г.»Это было так же репринтное издание. Теперь кубанский любитель истории мог познакомиться с основными трудами дореволюционных исследователей.
Было решено проводить раз в четыре года Всемирные сборы кубанских казаков. Это было важно для нас - рассказывать казакам зарубежья о наших успехах и проблемах. Каждый сбор принимал важные документы – заявления ,обращения по важнейшим проблемам нашего движения в адрес федеральных и региональных властей. Участие представителей кубанской казачьей эмиграции , увиденное ими приносило им радость и удовлетворение от того , что на Родине возрождается казачество, то есть происходит то, о чем они их отцы мечтали . На каждом из Всемирных сборов участниками поднимался вопрос о возврате регалий Кубанского казачьего войска на Родину. Руководство Кубанского казачьего войска за рубежом обходило этот вопрос и не давало четкого ответа. Но каждый наш сбор расширял круг сторонников возвращения регалий. Казаки там на местах рассказывали о увиденном у нас на Кубани и наших реальных успехах.
Кубанское казачье войско провело четыре Всемирных сбора .В 2000 году Третий , а затем в 2004 году Четвертый .Это были форумы кубанских казаков, которые демонстрировали единение кубанцев, проживавших на исторической Родине и казачьей эмиграции. Нам очень была важна поддержка Кубанского казачьего войска за рубежом. Организация и проведение этих сборов на высоком эмоциональном уровне не оставляла никого равнодушным, вселяла в казаков оптимизм и веру в начавшийся процесс возрождения, Такого рода Сборы проводило только Кубанское казачье войско. Это привлекало внимание кубанской общественности властей всех уровней .Наконец, это было ярким проявлением растущего год от года авторитета Кубанского казачьего войска не только в регионе, но и в целом среди российского казачества. И это благодаря тому, что с самого начала во главе Кубанского казачьего войска были люди, обладающие высоким интеллектом- историки, юристы, этнографы, военные. Эта казачья интеллигенция определяла то, что в практической деятельности мы исходили из изучения и истории, традиций и разрабатывали и принимали документы, которые имели и имеют до сих пор важное значение. Так, на Четвертом Всемирном сборе кубанских казаков была принята « Декларация кубанского казачества» , отражавшая основные направления на возрождение казачества, как исторически сложившейся этнокультурной общности. Этот документ не утратил своего значения и в наши дни.
Понимая важность исторических знаний для возрождения казачества, пробуждения исторической памяти и патриотической работы среди не только казаков , но и кубанцев Кубанское войско постоянно сотрудничало с научной общественностью. Свидетельством этого является то, что с 1992 по 2006 год Кубанское казачье войско совместно с учеными Кубанского государственного университета провели шесть Международных научно-практических конференций по проблемам истории казачества. На них рассматривался широкий спектр проблем истории и культуры казачества, шли дискуссии, приходили к выводам и обобщениям, делая успешные шаги по преодолению марксистско-ленинских позиций по отношению к казачеству.
Выводы и решения этих конференций, материалы использовало Правительство Кубанского казачьего войска в своей практической деятельности, воспитательной и культурно-массовой работе в казачьих обществах. Масштабы конференций по истории казачества свидетельствовали о том, что тема казачества стала объектом самостоятельного изучения. Изменились подходы к проблемам истории и культуры казачества. Выросли новые специалисты по данной проблематике.
Идея возрождения кубанского казачества зародилась на кафедре дореволюционной истории Кубанского государственного университета. Поэтому естественно, что кафедра начала специализацию по истории кубанского казачества. Кафедра стала центром исследования казачьей тематики. По меткому выражению известного историка А. И. Козлова: »В 90-2000годы Кубань стала центром изучения не только кубанского, но и российского казачества». Эти справедливые слова находят свое подтверждение.
Научная литература по истории и культуре Кубани в последние годы пополнилась новыми исследованиями. Так, вышли научно-популярные книги В. Н. Ратушняка «Родная Кубань», »Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об неизвестном». Написанные живым образным языком они содержат интересные факты, персоналии, развернутые характеристики деятелей кубанского казачества. Под руководством В. Н. Ратушняка коллектив авторов подготовил «Историю кубанского казачества», »Летопись Кубанского казачьего войска».
Кроме того, в крае издано несколько работ по истории Кубани, написанные различными авторами: Б. А. Трехбратовым , А. А. Зайцевым. В 2013 году под редакцией В. В. Касьянова издан двухтомный труд «История Кубани» и «Хрестоматия по истории Кубани».Теперь школьники и все, кто интересуется историей , могут познакомиться не только с научными трудами, но и источниками.
В 1993 году по инициативе Пашковского казачьего общества на базе средней школы 60 была создана первая на Кубани казачья гимназия. В сентябре 1994 года в Краснодаре опять же по инициативе Всекубанского казачьего войска был создан первый в крае Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М. П. Бабича. Это положило начало создания сети учебных заведений казачьей направленности.
Все это потребовало создания учебных пособий. Для классов , школ и кадетских корпусов были изданы учебные пособия по истории кубанского казачества с 5 по 10 классы. Эту литературу используют как педагоги, так и наставники казачьих классов. В настоящее время в программу средней школы входит дисциплина «Кубановедение». Но ведь это тоже произошло по инициативе казаков. В программных , уставных документах Кубанской казачьей Рады и ее преемников –Кубанского казачьего войска изучение, приобщение к истории и культуре занимает важнейшее место. Еще в 1990 году Совет атаманов Кубанской казачьей Рады обратился к краснодарскому краевому совету народных депутатов с заявлением о том, чтобы в школах предавали историю Кубани и казачества. Этот документ и послужил основой для внедрения в преподавание этой важной учебной дисциплины.
Именно возрождение казачества определило широкий интерес научной общественности края к вопросам истории казачества. Выросла новая плеяда ученых, подготовившая и издавшая серьезные исследования. Среди них работа О. В. Матвеева, Б. Е. Фролова «Страницы военной истории кубанского казачества. От Березани до Саракамыша». К - 100 летию начала Первой Мировой войны 1914 – 1918 годов, которая долгие годы была забыта, а имена тех, кем прежде гордились в станицах, вычеркнуты из истории, появляются интересные работы об участии кубанских казаков в той войне. В 2014 году вышла книга Ю. Бузуна « Кубанское казачество в годы Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.».В исследовании описываются боевая доблесть кубанских казачьих соединений и частей , героизм и подвиги казаков и офицеров.
Особый интерес представляет фундаментальнейшая работа, которая осуществляется казаками – историками М. С. Тимченко. В. И. Шкуро «Страницы казачьей Славы». Издано два тома- «Участие казаков Кавказского отдела в первой мировой войне». В настоящее время вышел двухтомник «Казаки Таманского отдела в Первой Мировой войне». Ведется работа над трехтомником «Казаки Лабинского отдела в Первой мировой войне». В этих работах впервые спустя сто лет после Первой мировой войны постанично названы имена офицеров и казаков, раненых, награжденных орденами и медалями с описанием их подвигов. Это десятки тысяч имен героев той Великой войны. Теперь каждый казак, интересующийся своей родословной, может узнать об участии его предков в той войне. Все это способствовало активной деятельности казачьих обществ местных властей, которые вмесите с приходскими священниками во многих храмах Кубани установили мемориальные доски с именами казаков – участников Первой мировой войны. Работа в этом направлении продолжается.
Кубанские исследователи уделяют внимание и описанию участия кубанских казаков в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. В этом плане особое место занимает работа А. Бурмагина «Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Автор был членом первой в крае казачьей организации «Кубанский казачий клуб». И активно участвует в жизни Кубанского казачьего войска. В книге впервые наиболее полно рассказывается об истории создания и участия в боевых действиях сформированных на Кубани казачьих частей. Эта работа дает достойный отпор тем « историкам», которые утверждают, что казачество в основе своей перешло на сторону фашистской Германии.
Еще в 70-е годы прошлого столетия на Кубани впервые в новейшей истории начали работать под руководством Н. И. Бондаря фольклорно-этнографические экспедиции. За эти годы его группа собрала уникальный материал о духовной и материальной культуре кубанского казачества, объехав все станицы и хутора. Записаны тысячи и тысячи аудио – и видеокассет, содержащих уникальные материалы носителей традиционной культуры, которые уже ушли из жизни. Н. И. Бондарь, казак ст. Леушковской, на протяжении многих лет входил в состав правительства Кубанского казачьего войска. В 90- годы прошлого столетия при Кубанском казачьем хоре создан Научно- исследовательский цент традиционной культуры. Возглавляет его Н. И. Бондарь. Из собранных кубанскими этнографами материалов черпает Кубанский казачий хор старинные казачьи песни для своего репертуара.
Собранные этнографические материалы столь масштабны, что в настоящее время научно- исследовательский центр приступил к многотомному изданию:» История, этнография, фольклор Кубани». Теперь уже в порайонном разрезе дается описание духовной культуры кубанских казаков. Такого грандиозного проекта не имеет ни один регион.
Серьезным подспорьем для казаков и атаманов, которые стремятся к возрождению подлинной культуры, традиций , обрядов является книга Н. И. Бондаря «Календарные праздники и обряды кубанского казачества». Здесь дано подробнейшее описание праздников и обрядов кубанского казачества, составляющих полный годовой круг, включающий в себе зимние святочные, весенние, летние, а также некоторые производственные и войсковые праздники и ритуалы. Востребованность этой работы столь огромна, что уже сейчас стала библиографической редкостью и требует ее переиздания.
Забота о сохранении культурного наследия не только кубанского, но и российского казачества проявилась в том, что Кубанское казачье войско издало фундаментальное исследование в двух томах «Очерки традиционной культуры казачеств России». Этот труд вышел под общей редакцией Н. И. Бондаря. 
Огромный вклад в изучение, популяризацию истории и культуры кубанского казачества, народов Северного Кавказа внес Султан Нохаевич Якаев. В 1992 году издана его книга «Одиссея казачьих регалий». В ней автор впервые в современной историографии раскрывает судьбу регалий Кубанского казачьего войска, вывезенных на завершающем этапе Гражданской войны за границу. Книга в считанные дни была раскуплена кубанцами. Впоследствии С. Н. Якаев создал Академию ИМСИТ и избирает одним из направлений гуманитарного исследования изучение научного наследия известного кубанского казака , историка, основателя бюджетной статистики Ф. А. Щербины. Вот уже восемнадцать лет в Академии ежегодно проводятся международные научные конференции по истории казачества. В работе конференций участвуют и маститые ученые, и начинающие исследователи, краеведы, казаки, студенты. Материалы конференций постоянно издаются. А сами конференции получили название в память их организатора название «Якаевские чтения».Все это получило развитие под влиянием возрождающегося кубанского казачества и способствует его успехам в сохранении и пробуждении исторической памяти.
В 90- е годы на волне возрождающегося кубанского казачества наряду с прославленным нашим коллективом «Кубанский казачий хор» возникают творческие коллективы: »Казачья вольница»,»Криницы»,»Казачья душа».В муниципалитетах так же создаются коллективы, в репертуаре которых доминируют казачьи песни и танцы. Они являются постоянными участниками праздничных торжеств в станицах и хуторах и вызывают своим мастерством восторг слушателей. Тема казачества постоянно звучит в творчестве самодеятельных композиторов и исполнителей. В крае даже создана радиостудия «Казак ФМ», вещающая народные песни и элементы кубанского говора, исторические сюжеты.
С 1993 года по приказу атамана Всекубанского казачьего войска в пос. Тульском Республики Адыгея ежегодно проводится фестиваль казачьей культуры. Сюда съезжаются творческие коллективы самодеятельности не только с Кубани, но и всего Северного Кавказа. Руководство Адыгеи поддержало это начинание и постоянно оказывает этому фестивалю помощь и поддержку. Организатором фестиваля по поручению Войскового правительства был М. Е. Галецкий. Проведения фестиваля казачьей культуры в Республике Адыгея является свидетельством добрых отношений Войскового правительства и властей республики, но и доверием и поддержкой возрождающегося казачества. Это важный элемент сохранения и мира и согласия у нас в регионе. Более двадцати лет ежегодно Кубанское казачье войско совместно с Педагогическим центром «Каникулы» проводит Всероссийский фестиваль казачьей культуры. Со всей страны на этот фестиваль приезжают детские казачьи коллективы.
В интересах приобщения казачьей молодежи к культуре и традициям в казачьих общества для детей казаков были созданы коллективы самодеятельности. Руководители этих коллективов содержались за счет Кубанского казачьего войска. Культурные традиции через детей возвращаются в казачьи семьи. 
С самого начала возрождения кубанского казачества одним из направлений его деятельности являлось сохранение и развитие культуры, традиций. Причем, не только народной культуры кубанских казаков во всем ее многообразии, но и профессиональной культуры – литературы, живописи, театра. В начале 90-х годов прошлого столетия на волне социально- экономических преобразований в стране упала значимость и роль союзов творческой интеллигенции. Писатели, художники, скульпторы, артисты театра и кино оказались лишенными государственной поддержки и были брошены на произвол судьбы. Будучи не подготовленными к сложившимся условиям, они должны были теперь самостоятельно выживать в рыночных условиях. В казачестве творческая интеллигенция Кубани и видела надежду и опору. Кубанская казачья Рада оказывала помощь и поддержку интеллигенции Кубани.
Мы сотрудничали, объединяли, привлекали писателей, поэтов: А.Д. Знаменского, И. Ф. Варавву, В. И. Лихоносова, В. Г. Захарченко, краеведов, музейных архивных работников.
Правление Кубанской казачьей Рады оказывало поддержку и художникам Кубани. В мае 1991 года при Кубанской казачьей Раде было создано Братство кубанских художников « Рада». Председателем был избран член Союза художников СССР казак Геннадий Тихонович Квашура. В это объединение входили художники – сильнейшие живописцы, графики, скульпторы старшего и среднего поколения, заслуженные художники России :Г. А. Булгаков, Г. Аракелян, П. Калягин, В. Попко, И. Евса, Ю. Скориков и др. Уже в 1991 году была проведена выставка художников Братства «Рада» в Выставочном зале Краснодара, которая пользовалась большим успехом. К этой выставке при поддержке казаков был издан каталог работ художников. В правлении Кубанской казачьей Рады проводилась постоянная выставка художников. Тема казачества стала основной в творчестве художников Братства И. И. Захарова и Г.Т. Квашуры. Работы Г.Т. Квашуры «Переселение черноморских казаков на Кубань» и « Стали лагерем в Карасунском Куте. Жеребьевка». Эти картины находятся в постоянной экспозиции Краснодарского художественного музея им. Ф. А. Коваленко. Наряду с художниками – профессионалами казачья тематика нашла отражение в творчестве художников-любителей: Владимира Михайловича Мудрака из ст. Старощербиновской и Василия Ильича Бирюкова из Краснодара.
Каждая выставка художников Братства «Рада» была важным событием в культурной жизни города и края. Ее посещали любители и ценители русской реалистической живописи.
Кубанское казачье войско возродило традиции проведения торжественных мероприятий, посвященных памяти подвигов и воинской славы казаков на местах гибели и сражений , посещение могил кубанских казаков. Это так называемые «Поминовения».Таких мероприятий с широким участием населения несколько: Тиховские-на месте гибели казаков в 1810 году у Ольгинского кардона, Гречишкинские – на месте подвига казаков станиц Тбилисской и Кавказской под командованием сотника Гречишкина в 1829 году. Кстати, по инициативе казаков ст. Тбилисской на собранные средства там установлен памятник Андрею Гречишкину и воздвигнута часовня над его могилой. Георгиевские(Липкинские) поминовения у Георгиевского поста. Там в 1863 году казаки, отражая натиск во много раз превосходящего противника, погибли выполняя свой воинский долг. Не забыты и могилы погибших казаков в годы братоубийственной Гражданской войны. Проводятся в их память мероприятия у ст. Даховской и Чамлыкской. На протяжении нескольких лет ежегодно делегация Кубанского войска выезжала на казачье кладбище на остров Лемнос (Греция). 
В годы Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов кубанские казаки, как весь советский народ, проявил мужество и героизм. Тысячи казаков воевали на фронтах в различного рода воинских частях и соединениях. Но были сформированы и кубанские казачьи части. Ежегодно в ст. Кущевской мы вспоминаем подвиг 4 гвардейского кубанского казачьего кавалерийского корпуса, задержавшего наступление немецких войск на три дня. Корпус первым выполнил приказ И. В. Сталина № 227 « Ни шагу назад». Приказ запрещал отступать без команды . Мы выезжали и в город Севск Брянской области . Там кубанские казаки проявили мужество и героизм в боях с немецкими войсками. Особое место поклонения памяти подвигов кубанских казаков является мемориальный комплекс у деревни Федюково под Москвой. Там 19 ноября 1941 года 37 казаков –кавалеристов в сражении уничтожили 28 танков и почти роту живой силы противника. Все эти мероприятия имеют большое значение в патриотическом воспитании кубанской молодежи. В них участвует огромное количество людей,
С 1992 года Кубанское казачье войско ежегодно провидит построение по случаю очередной годовщины принятия закона « О реабилитации репрессированных народов».Среди них названо и казачество. Эти многотысячные построения являются проявлением единства и сплоченности войска торжества правды и справедливости по отношению проводимых советским государством репрессий к казакам. Более того, некоторые из этих построений приурочены к знаменательным датам военной истории Кубанского казачества. До 2003 года эти построения приурочивались к юбилейным датам победоносного завершения русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. По этому случаю проводились викторины среди школьников края о вкладе кубанцев в достижение победы. В викторинах участвовало и взрослое население Кубани. Эти мероприятия имели и международный резонанс . В них по приглашению Кубанского казачьего войска участвовали делегации Болгарии, Сербии, Румынии, Кипра .Участвовали и представители горских народов, чьи предки воевали в русской армии. Это имеет важное место в сохранении исторической памяти и воспитании кубанцев не зависимо от возраста.
В 2006 году Кубанское казачье войско провело первую и единственную встречу потомков казаков Георгиевских кавалеров и потомков всадников Кавказской(Дикой) Дивизии, проявивших героизм в годы забытой нами почни на сто лет Первой мировой войны:» Ратная доблесть кубанских казаков и горцев в годы Первой мировой войны». Это была незабываемая встреча. На это мероприятие приехали потомки всадников Дикой Дивизии от Абхазии до Дагестана – 180 человек. Вспоминали подвиги героев той войны. Встреча имела огромных отклик на всем Северном Кавказе. Именно тогда было высказано предложение установить в Краснодаре памятник казаков и горцам- героям Первой мировой войны. И в июле 2013 года в Краснодаре состоялось открытие такого памятника. Это имеет огромное значение в сохранении мира и межнационального согласия на Северном Кавказе.
Кубанское казачье войско единственное из казачьих войск России, которому удалось после длительных переговоров с Кубанским казачьим войском за рубежом возвратить Регалии на родину. В 2006 году между атаманом Кубанского казачьего войска В. П. Громовым и атаманом Кубанского казачьего войска за рубежом А. М. Певневым было подписано Соглашение о возвращении регалий На Кубань. Вывезенные на завершающем этапе Гражданской войны регалии Кубанского казачьего войска за границу усилиями казачьей эмиграции были сохранены. И в 2007 году возвратились в Краснодар. И в этом большую роль сыграла помощь А. Н. Ткачева .Сейчас эти бесценные реликвии составляют важнейшую экспозицию Краснодарского исторического музея. Теперь кубанцы и гости края могут познакомиться с ними, прикоснуться к раритетам, отражавшим славу и подвиги наших предков.
Важным событием культурной жизни города и края явилось перезахоронение на Кубань останков нашего выдающегося земляка Федора Андреевича Щербины. Руководство Кубанского казачьего войска с 1998 года вело переговоры с митрополитом Чешских и Словацких земель по данному вопросу. И только в июле 2007 года между атаманом Кубанского казачьего войска Громовым и митрополитом Христофором было подписано Соглашение о перезахоронении Щербины в Краснодар. В 2008 году это событие состоялось. И ныне могила Ф. А. Щербины находится в ограде Троицкого храма Краснодара.
Благодаря инициативе Кубанского казачьего войска серьезнейшим образом изменилась архитектурная среда кубанской столицы. Еще в начале 90—х годов мы мечтали воссоздать разрушенные памятники, некогда украшавшие наш город. Поэтому постоянно обращались к властям города и края с предложениями по их воссозданию. В 1996 году войсковое правительство обратилось к администрации с предложением восстановить памятник « 200 лет Кубанскому казачьему войску». Он был установлен городскими властями Екатеринодара к 200 - летию Кубанского казачьего войска. Инициатива нашла отклик первоначально у главы городской администрации Н. Ф. Кряжевских, а затем сменившего его В. А. Самойленко. Однако из- за финансовых средств строительство затянулось. На завершающем этапе к решению проблемы подключился по просьбе Атамана Всекубанского казачьего войска глава администрации Краснодарского края Н. И. Кондратенко. Открытие памятника состоялось в 16 октября 1999 года. Памятник был восстановлен таким, каким был прежде и на том же самом месте и том же фундаменте. Поскольку тогда были сложности с финансами . Войсковое правительство обратилось за помощью к предпринимателям Краснодара. И они тоже внесли свой вклад в сооружение этого памятника. Воссоздание монумента явилось первой ласточкой в возрождении архитектурного облика Краснодара.
Еще в 1996 году на месте , где прежде стоял Войсковой собор Александра Невского, нами был заложен камень, как символ восстановления этого храма. В 1997 году атаман Кубанского казачьего войска предложил главе администрации Краснодарского края Н. И. Кондратенко воссоздать этот собор. В это время в Москве воссоздавался Храм Христа Спасителя.
В то время экономическое положение края, как и всей страны, было катастрофическим. В бюджете не было средств , чтобы выплатить зарплату учителям и врачам. Экономика страны находилась в глубочайшем упадке . Хозяйствующие субъекты перешли на натуральный обмен , то есть бартэр во взаиморасчетах. Н. И. Кондратенко в промолчал на мое предложение по воссозданию Собора. Однако как же я был удивлен , когда через некоторое время он пригласил меня и показал разработанный проект Войскового Собора , подготовленный проектной организацией «Краснодаргипропроект» под руководством Г. Пименова. Проект был восстановлен по старым чертежам и соответствовал историческому аналогу. Но до воссоздания тогда дело не дошло. Надо было решать вопросы наполнения краевого бюджета и обеспечивать выплату пенсий, пособий, зарплаты. К решению этой проблемы приступил А. Н. Ткачев.. Правда теперь собор решили установить не на историческом месте, а в самом начале улицы Красной. Строился собор быстрыми темпами. Всего за полтора года .В 2006 году состоялось освящение воссозданного Собора во имя покровителя кубанского казачества Александра Невского. Тогда уже вступил в завершающую стадию переговорный процесс о возвращении из – за границы регалий кубанского казачьего войска и предполагалось , что они, как и до революции будут храниться в этом храме.
Сейчас этот величественный собор является не только духовным центром, но и архитектурным украшением исторической части Краснодара. Еще раньше в 2005 году по решению главы администрации Краснодарского края А. Н. Ткачева был установлен перед зданием администрации края памятник «Кубанскому казачеству».Первоначально он был задуман как памятник основателям Екатеринодара. Однако по предложению войскового атамана проект был изменен .И был воздвигнут памятник кубанскими казакам, своей верной службой и ратными подвигами упрочивших славу русского оружия в войнах второй половины Х1Х – начала ХХ века.
В 2006 году был восстановлен и памятник Екатерине Второй. Памятник восстановлен по сохранившейся модели архитектора Микешина. Автором современного проекта является скульптор А. Аполлонов. Он установлен на том же самом месте, где стоял прежде и лишь был развернут на 180 градусов. Теперь это посещаемое горожанами и гостями место, восстановленный уголок старого Екатеринодара – Краснодара.
Украшение дореволюционного Екатеринодара были «Царские ворота», воздвигнутые екатеринодарским городским обществом в память пребывания в городе императора Александра Третьего. Это памятник архитектуры был впоследствии разрушен. Общественность подняла вопрос о восстановлении памятника. И они были восстановлены, правда не на прежнем месте, на улице Красной там, где она обретает форму бульвара.
Восстановление памятника Екатерине Второй и кубанскому казачеству поставило на повестку дня вопрос о выставлении почетного караула у этих памятников. До революции у памятника Екатерине Второй выставлялся почетный караул. По предложению войскового правительства воссоздана традиция развода почетного караула. Она называется «Час Славы Кубани». В разводе караула участвует пеший караул, духовой оркестр, исполняющий казачьи марши и песни, и конная группа, совершающая дефиле. Этот торжественный церемониал по воскресным дням, когда казаки в форме конвоя Его императорского величества заступают на службу, привлекает тысячи горожан и гостей. Со станиц и городов Кубани приезжают, чтобы увидеть красоту и неповторимость этой церемонии. Объем этой статьи не позволяет во всей полноте и многоплановости показать степень влияния возрождения казачества на культурную жизнь Кубани. Оно несомненно и проявилось в практических делах Кубанского казачьего войска, его инициативах и предложениях, поддержанных и реализованных при поддержке краевых о городских властей. Казачья составляющая прочно вошла в культурную жизнь края. И свидетельством этого является то, что без участия казачьих коллективов не обходится ни одно большое и малое торжество во всем Краснодарском крае.

В. П. Громов
Канд. ист. наук
КубГУ

21 Октября 2018 713 1

0
1 Яков  
Спасибо батько АТАМАН!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.