Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Киргиз-Казацкая (кайсацкая) орда и Казачества Востока Европы

 

  В начале XV ст. после смерти Тамерлана и гибели Тохтамыша Золотая Орда распалась на отдельные ханства. В первой половине XV ст. образовались отрывом от нее самостоятельные татарские ханства (или царства) Казанское и Крымское. Они состояли не из чисто монгольских народностей, а из вновь образовавшихся с течением времени тюркско-монгольских. Название Золотой, или Большой Орды, сохранялось еще за ордами ногайцев и киргиз-казаков.

  Северо-Восточная Русь хотя и подвергалась еще ударам татар, но они были разрозненными; своей же политикой противопоставления ханств одного другому Москве удавалось ослаблять татар значительно более, чем своими военными действиями. К тому же у татар был новый сильный противник - Польско-Литовское государство.

  Особой воинственностью в XV в. у татар отличалась Киргиз-Казацкая (Кайсацкая) Орда. В русских и польских летописях войско киргизов часто называлось просто казаками, что многих историков приводило и приводит к ложным историческим предположениям и выводам. Так, в русской летописи за 1467 г. записано о нападении 16 тысяч казаков, под предводительством хана Ивака, на Литву; и, несмотря на то, что в это время упоминается в летописях о т. н. казаках "рязанских" и "московских", т. е. о бывших на службе этих княжеств донских казаках, в ней не сделано пояснения, о каких именно казаках идет речь, что и приводило некоторых историков к заблуждениям, к обращению этих киргиз-казаков в христиан, а хана Ивака в Ивана. Последний, как устанавливается историческими документами, был ханом Киргиз-Казацкой Орды. Приведенная запись относится, безусловно, к киргиз-казакам. Для летописца не было оснований делать пояснения о предмете само собой понятном и очевидном в его время.

  Некоторые историки и само происхождение слова казак и возникновение и образование Вольного Казачества (Донского, Волжского, Яицкого, Терского) склонны производить от киргиз-казаков, упустив или опустив существование донских казаков ранее того. Киргиз-Казацкая (кайсацкая) Орда есть явление уже XV столетия.

  Киргизы, как народ, конечно, существовали и ранее, и под этим, возможно, и под другими названиями, входя в состав империи Чингисхана и его преемников. На Востоке Европы они появились во второй половине XVI в., входя в состав Синей Орды Арапши, а затем и Тохтамыша. После оседания последнего с киргизами в Предкавказье, после разгрома Тамерланом, смешавшись с частью кавказских черкасов (казахов), откочевав за Волгу, они стали существовать уже в виде Киргиз-Кайсацкой (или казацкой) Орды, входя в состав Большой (Золотой) Орды, бывая иногда и независимой от нее.

  Вот сведения о киргиз-казаках Е. Ознобишина, занимавшегося специальным исследованием о них: "Киргизская орда, находящаяся в пределах нынешней России и около нашего Туркестана, составилась из разных обломков монгольских орд в начале XV в.; соединенная в одно целое ханом Ак-Ниазом, она образовала особое ханство от орды дикокаменных (туркестанских), упомянутых Абу-Дезифом под именем хиргиз. Наши киргизы себя называют всегда не иначе, как кайсак, или казак. Киргиз-казаки делятся на несколько колен, которые имеют различный тип лица, от монгольского до кавказского. Между названиями этих колен есть носящее название черкесского". Резко выраженный кавказский (европейский) тип у киргиз-казаков встречается до настоящего времени, особенно у некоторых родов. Он, очень похож на черкесский - орлиный нос, тонкие черты лица, курчавые волосы (в противоположность монгольским - нитеобразным).

  "Киргизы при первых трех ханах от Ак-Ниазы управлялись деспотически, - говорит Ознобишин, - но четвертый из ханов, Тявка, дал им тамги и установил, чтобы каждый аул имел своего выборного старшину; а несколько аулов, соединенных вместе, должны были выбирать старшин, которые собираясь вместе в Туркестане, где жил хан, составляли совет по управлению Ордою. Слово казак употреблялось и употребляется и теперь в смысле удальца, молодца, вольного человека".

  Если в настоящее время, через полтысячелетие, после образования Киргиз-Казацкой Орды, сохранилось и особое колено под названием черкесского, сохраняется среди киргиз-казаков кавказский тип, когда на протяжении нескольких веков, естественно, шло смешение с монгольской расой; то с полным основанием можно полагать, что во время образования Киргиз-Казацкой Орды черкасы кавказские (казахи) вошли, если не равной по численности, то, во всяком случае, весьма значительной составной частью.

  Тюркский элемент (казахи), вошедший в состав Орды, по своему внутреннему содержанию, бытовым особенностям, языку, религии был во многом прямо противоположным монгольскому (киргизскому). Вероятно, особенности внутреннего устройства и быта одной части (казахов) - свобода, вольность, равноправность, выборность власти и заставили хана Тявку распространить на другую часть - на киргизов то, что уже имела и хранила первая.

  П. Кулиш говорит, что польские летописцы (XV в.) всегда различали четыре орды: Астраханскую (Ногайскую), Казанскую, Заволжскую (Башкирскую), Перекопскую (Крымскую) и часто причисляли к ним пятую - Казацкую, т. е. Киргиз-Казацкую. На основании исторических документов, П. Кулиш говорил о ней: "Орда Казацкая не признавала никакого хана и, кочуя в разных местах, считалась у татар самой воинственной". (Из книги И. Ф. Быкадорова "История казачества", Прага, 1930)

Константин Круглый

08 Января 2018 309 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.