Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Заселение Дона Русскими

Проблема происхождения казаков спорная и ответа однозначного нет. Как не однозначен термин русский человек. Если под русскими понимаются великороссы? Тогда да. Как не однозначно насколько глубоко было этническое и культурное взаимопроникновение. 

«Противопоставление казаков русским» началось не просто «до революции 1917 года» - оно началось на 2 века раньше: конец 17-начало 18 века. В числе «противопоставителей» оказались такие персоны как Крюйс (составитель описания Дона, приближенный Петра I) и Байер. Другие русские, европейские, турецкие ученые и естество описатели. В общем, у сего вопроса - есть своя отдельная историография.

На сайте ранее, редактор Яков Нетименко, опубликовал статью Николая Овчаренко, в которой затрагивалась тема народ или сословие казаки. Насчёт «приёма» и «сословия». Прежде чем делать какие-то выводы, нужно понимать: 1) «Сословие» и «народ» казаков - РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ. Соответственно, и «приём в сословие» не следует путать с включением в народ 2) Запорожские казаки, донские и, например, амурские - РАЗНЫЕ казаки. И складывались эти войска по-разному. 3. И, наконец, те же донские казаки 17 и 19 веков - довольно разные общины. Так, например, если в начале 17 века существовал массовый приём в донские казаки, то в конце 17-начале 18, он был резко ограничен (только старожилов Дона, и то не всех), а в 19 веке «приёма в казаки» практически и не было.… А к какому народу мы отнесём Кубанских или Семиречинских казаков? И т.д., и т.п.

Обсуждая с Нетименко, тему сословности казачества пришли к интересному выводу. «Этнические казаки», разницу между понятиями «сословие» и «народ», как правило, представляют достаточно чётко. А вот их оппоненты, увы, нередко путаются в этих представлениях. Башкиры - это сословие или народ? Народ, когда-то бывший сословием. Равно как сословием (вернее, социальной группой) были и жившие в Великороссии и на Дону «малороссийские черкасы» (украинцы). Социальными группами, и одновременно этническими единицами были «служилые татары», «ясашные инородцы», «служилые иноземцы»…«Мордва» и «черемисы» (народ мари) упоминаются тоже в роли социальных групп. Даже русские («великоросцы») на Дону 18 века - не только «народ», но и «сословие». Правда, на основании этого никто не отказывает русским в праве считаться народом.

Вот ещё одна публикация на тему происхождения казаков, статья, из далёких 90-х прошлого века.

Отрывок из статьи "Любо, терцы". Апрель-июнь 1992 г. Журнал "Вокруг света". 

"И если кто-то теперь посмеет при мне говорить о казаках, как о беглых, «порвавших со своей социальной средой» (так написано в советской энциклопедии), не буду тому верить. Из местных вышли казаки, из половцев! Потому что казаки — народ самостоятельный, а не сброд уголовников.
Это же подтверждает и старая добрая книга «Попытки Московского правительства увеличить число казаков на Дону в средине XVII века», ее автор В.Г.Дружинин. Основная мысль книги — заселение Дона русскими — не более чем сказка.
«В январе 1646 года пришла на Дон грамота, разрешающая идти на Дон и там селиться... Весной отправили первую партию вольных людей 3205 человек (дается список — из каких русских городов люди)... И сразу же началось обратное бегство их на Русь». В 1647 году прислали других 2367 вольных, но те убежали еще быстрее. Бегство русских людей было не на Дон, а с Дона. «Мера оказалась неудачной», — пишет Дружинин, не приживались русские люди в половецкой среде, поэтому последовал указ Петра I, запрещающий пропускать русских людей на Дон, а казакам их принимать..." 

 

Андрей Мотлах, специально для сайта казачество Москвы.

14 Ноября 2015 1300 3

3 Хорунжий  
Я тоже согасен с мнением автра.

0
2 Яков  
И ещё из обсуждений: 
Александр Рябов19:21... В 1897 году российский историк М.И. Гершензон перевел с французского второй том «Всеобщей истории с 4-го столетия до нашего времени», который назывался «Эпоха крестовых походов» (под редакцией Э. Лависа и А. Рамбо). До революции книга выдержала несколько изданий. Историк М.И. Гершензон был принят в объятия советской властью, сын его стал известным генетиком, академиком, Героем Соц труда. А вот книга была совсем забыта, хотя материал в ней на редкость интересный, особенно кто интересуется историей казаков. В десятистраничном томе последние несколько десятков страниц были посвящены истории тюрков начиная с событий за пять столетий до начала новой эры, и указаны точные даты многих событий и названия народов по-китайски и по тюркски. Из изложенных сведений следует, что уже две с половиной тысячи лет назад (!) в мире знали о существовании казаков. При этом оказалось, что жизненный уклад древних казаков содержал все признаки уклада казаков XIX столетия.

0
1 Яков  
Из обсуждений в соц сетях:  Прочитав статус, думал ещё одна бегло холопская мулька. Набрался терпения прочёл... Мнения автора совпадает с моим. Вообще, половецкая версия мне кажется наиболее логичней. И даже как то интуитивно и подсознание даже как то подсказывает...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.