Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Взаимоотношения современного российского казачества и государства

Возрождение российского казачества, начавшееся в 90 - е годы прошлого столетия, является важным историко – культурным событием в жизни страны и дает основание для постановки серьезных вопросов, подведения итогов и определения перспектив.
Важным вопросом в анализе успехов и проблем современного российского и кубанского казачества является определение роли и значимости взаимоотношений казачьих организаций с федеральными , региональными , муниципальными органами власти. Эта совместная работа осуществлялась при создании законодательства , при проведении мероприятий в деле возрождения казачества, а также в организации несения казаками государственной и иной службы. 
Данное выступление представляет собой попытку анализа дел в казачестве Кубани и страны в целом. С самого начала создания казачьих организаций – Кубанской казачьей Рады и сменившего ее Всекубанского казачьего войска, Кубанского казачьего войска было заявлено о том, что мы видим наше возрождение в рамках законодательства и не претендуем на какую – либо исключительность.
Впервые вопрос о взаимоотношении казачьих организаций России и Кубани в частности , с органами государственной власти был сформулирован в Декларации Российского казачества , принятой на Совете атаманов Союза казаков России в ноябре 1990 года в Краснодаре. В документе четко определялись задачи и ближайшие цели: 1. Признание преступной политику и советского государства по отношению к казачеству.2.Реабилитация казачества наряду с другими репрессированными народами.3. Воссоздание представительства казаков в органах государственной власти . 4 .Казачество страны не мыслит своего существования вне государства готово оказывать ему помощь и поддержку. 
Осознавая , что без поддержки государства, невозможно возрождение казачества как исторически сложившейся культурно – этнической общности важно было добиться представительства казаков во власти и при их участии выстраивать взаимоотношения с властными структурами. Необходимо было создать законодательную базу возрождения казачества страны. Первой победой казачества в этом плане явилось принятие Верховным Советом РСФСР закона « О реабилитации репрессированных народов « ( 26 апреля 1991 г.). Впервые в законе говорится о казачестве как о субъекте права и дается наиболее приближенное к сути определение казачества как исторически сформировавшейся этно – культурной общности людей 
Вслед за этим важно было выстраивать систему взаимоотношений с государством ,развивать законодательную базу на региональном уровне . Особенно серьезными были успехи кубанского казачества. Уже в 1991 году под давлением мощного казачьего движения по предложению Кубанской казачьей Рады в структуре Краснодарского краевого Совета народных депутатов из числа уже избранных депутатов, относящихся к потомкам казаков, создается подкомитет по делам казачества.
С 1993 года в структуре администрации Краснодарского края создается отдел по делам казачества. Отдел формировался из кандидатур, предложенных Всекубанским казачьим войском. С этого времени кубанское казачество активно идет в органы государственной власти. Высокий авторитет кубанского казачества среди жителей края определил избрание в состав 1 Созыва Законодательного Собрания Краснодарского края восьми казаков – депутатов. Причем, за атамана войска на демократической альтернативной основе проголосовало наибольшее количество избирателей. Кубанское казачье войско – единственное из казачьих войск России, которое выдвигало своих казаков в органы власти и обеспечивало своей поддержкой их избрание. В то время, как в других казачьих войсках шли по наиболее простому пути – избирали атаманами, пополняли ряды войска людьми, находящимися в органах власти хотя и не имевших никакого отношения к казачеству. Поэтому и создавалась иллюзия, что казаки во власти, но то был и есть самообман. Веские позиции кубанского казачества в крае и регионе обеспечили ему авторитет среди других казачьих войск. В Краснодар за опытом приезжали атаманы со всей страны.
Наличие казачьей фракции в Законодательном Собрании Краснодарского края позволило успешно решать вопросы, отражающие интересы не только казачества, но и других жителей края . По инициативе казаков – депутатов принят закон “ О реабилитации кубанского казачества “ ( 1995 ). Этот важный закон не утратил своего значения до сих пор, так как закрепил на долгие годы главную цель – этническое возрождение кубанского казачества. Это сложная многоплановая задача, включающая в себя этно – культурные, исторические, демографические, экономические, юридические, политические и др аспекты. Все это вместе должно было формировать этническое самосознание казаков, утраченное в значительной степени даже той частью, которая является потомками кубанских казаков. Важно было создать побудительные мотивы чтобы современные казаки познавали и стремились жить на богатых духовно – нравственных традициях наших дедов, становились носителями народной казачьей культуры, воспитывали на этом новое поколение казаков . С учетом исторических традиций кубанского казачества приняты законы “ О символах Краснодарского края. Об особом порядке землепользования “ и др,. Кубанское казачье войско начинает получать материальную поддержку из краевого бюджета. Значительно укрепились позиции кубанского казачества. когда в 1996 году атаман войска стал заместителем Главы администрации Краснодарского края с подчинением ему военного комитета и комитета по делам казачества. Вслед за этим и атаманы районных казачьих обществ стали заместителями глав администраций районов.
Деловые, партнерские взаимоотношения с органами власти позволяли решать вопросы этно – культурного возрождения казачества: переизданы труды дореволюционных историков, воссозданы народные православные традиции, праздники, укрепились демократические принципы самоуправления казачьих обществ и войска. Кубанское казачье войско было инициатором основных дел и мероприятий как войскового , так и краевого , регионального масштабов. Мероприятия, проводимые войском, имели не только региональное , общероссийское , но и международное звучание . В них участвовали широкие слои казаков и др жители края, гости из зарубежа. Все это формировало положительное восприятие казаков всеми людьми с кем имелись контакты . До революции территория проживания кубанских казаков составляла особую административно – территориальную единицу Росстйской империи – Кубанскую область . К началу возрождения казачества в прежних границах существовали : Краснодарский край, Республика Адыгея , Карачаево – Черкесская Республика. Перед руководством кубанского казачества стояла задача обеспечить этническое единство . В результате длительной работы Войскового Правительства устав Кубанского казачьего войска был согласован главами этих трех субъектов федерации. Более того, в 2002 году между Кубанским казачьим войском и лидерами этих трех субъектов было подписано Соглашение о сотрудничестве. 
Кубанское казачье войско представляло собой одну из организаций формирующегося гражданского общества. Казаки открыто высказывали свою позицию по важнейшим проблемам жизни страны и края и являлись своего рода общественным контролером . За помощью в войско обращались тысячи людей, получая по мере возможности помощь и поддержку. Независимость, самоуправляемость войска уважались и не нарушались властями .
Общественный статус Кубанского казачьего войска был настолько высок, что оно принимало от органов региона и осуществляло полномочия по проведению воспитательных , культурных и иных общественно полезных функций в казачьей среде.Органы власти наделяли Кубанское казачье войско посредством утверждения целевых программ и их финансирования .
С началом возрождения казачества атаманы казачьих войск настоятельно требовали создать федеральный орган , который бы занимался проблемами казачества. В итоге был создан Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации (на общественных началах), председателем которого стал Н.Д. Егоров – в то время министр по делам национальностей и региональной политике. Создание Совета подтолкнуло работу над Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства, касающимися казачества. Руководство кубанского казачества участвовало в рабочих группах, комиссиях при разработке нормативно – правовой базы о казачестве. Результатом этой работы явился тот факт, что в этих документах казаками признавались именно потомственные казаки. 
Но далеко не всегда атаманам, работавшим по подготовке проектов, указов и иных документов на федеральном уровне , удавалось отстоять принципиальные позиции и интересы казачества. Чиновничество, представляющее федеральные министерства и ведомства, проводило свою линию на будущее казачества, игнорируя позиции казаков. Так, после длительной работы по подготовке проекта Концепции государственной политики в отношении казачества, к удивлению казаков, оказалась прописана позиция о том , что приоритетным в деле возрождения казачества является государственная служба . Двойственная политика федеральных властей по отношению к казачеству пронизывает основную часть федеральных документов. В своем подавляющем большинстве Указы Президента РФ , Постановления Правительства носили декларативный характер , так как не были реализованы . Они скорее имели политическое значение, поскольку принимались в период предвыборных компаний . Так, в апреле 1996 года во время предвыборной поездки Президента Б.Н. Ельцина в Краснодар им было подписано два Указа : “ Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам , взявшим на себя обязанности по несению государственной и иной службы”, “ О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе”. В условиях острой политической борьбы за власть политические партии, государство стремились привлечь казаков на свою сторону. Государство стремилось удержать казачество в сфере своего влияния и не допустить переход его в лагерь оппозиции .В этом плане важным стал Указ Президента РФ от 5 августа 1995 года “ О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации “, который преследовал главную цель – создать систему реестровых казачьих войск , подчиненных главе государства. Это был период , когда активно прорабатывался вопрос врастания казачества в государственные структуры. В министерствах и ведомствах были созданы специальные подразделения , которые занимались казачеством.
На этапе перехода от общественных организаций казаков к включению их в государственный реестр и привлечению к службе в структуре администрации Президента РФ создается самостоятельное подразделение – Главное управление казачьих войск (1996).ГУКВ создавалось для организации взаимодействия и координации деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов, местного самоуправления, общественных казачьих организаций по разработке и выполнению законодательства о российском казачестве.
Вхождение казачьих войск в государственный реестр на первом этапе не повлекло изменения во взаимоотношениях казачьих войск и органов государственной власти. Они по - прежнему носили партнерский характер .На основании заключенных договоров казаки оказывали помощь государству в решении важных вопросов от подготовки молодежи к службе в российской армии, охране общественного порядка , охране лесов и т.д. С 2000 года значительно возрастает поддержка Кубанского казачьего войска за счет бюджета Краснодарского края.
Вместе с тем вскоре вскрылись слабые стороны возможностей отдельных казачьих войск по несению службы . В одних случаях ее не могли организовать, лишь отделываясь обещаниями. В других, нести службу было некому. Все это привело к падению интереса к казачеству со стороны федеральных властей . В результате Главное Управление казачьих войск было реорганизовано в Управление по казачьим делам казачества , а затем и оно было упразднено. Вводится должность Советника Президента по казачьим вопросам. Функции управления , его штаты были переданы в федеральные округа. Однако это не означало , что казаки остались без внимания властей. Московские чиновники подходили к казачеству и его проблемам со своей точки зрения, без учета исторических, культурных особенностей каждого из казачьих войск. Так, была предпринята попытка пересмотреть исторические территории казачьих войск с учетом границ федеральных округов. Тогда Совету атаманов удалось поломать эти планы. Основную роль в этом принципиальном решении сыграла позиция руководства Кубанского казачьего войска. Столь же принципиальной была позиция кубанцев и при разработке на федеральном уровне концепции государственной политики в отношении казачества. За эти годы приняты две концепции (1994,2005 ). И всякий раз кубанцы настаивали на том , чтобы в этих документах было обозначено закрепленное законом « О реабилитации репрессированных народов» определение казачества и сформулированы цели его этно – культурного возрождения. И всякий раз разработчики уходили от этого вопроса. Сама идея концепции выхолащивалась . А это свидетельствует о том, что власти не хотели и не хотят этно – культурного возрождения казачества. 
Лидирующие позиции Кубанского казачьего войска в российском казачестве определялись не только его численностью, структурированностью ,но и результатом того, что было сформировано Войсковое Правительство, состоящее из потомственных казаков: образованных людей, энтузиастов –историков, этнографов, юристов, деятелей культуры, офицеров. Все это определило тот факт, что десятки лет Кубанское казачье войско являлось своеобразным теоретическим, идеологическим центром и практических дел всего российского казачества. И это несмотря на то, что по своему организационному правовому статусу казачьи войска, даже включенные в реестр, находились на различном положении. Одни из них по - прежнему находились на положении общественных организаций. Другие, как Кубанское и Донское казачьи войска, наиболее тесно сотрудничали с органами власти, постепенно вживаясь в систему государства. Это создало условия для постепенного подчинения казачьих войск государственной власти. 
Атаманы войск , получив государственные должности, оказались не-способными отстаивать интересы казаков, уступая нажиму федеральных и региональных властей. Четко обозначилась тенденция, о которой еще в 1995 году предупреждал А.И.Козлов, определяя политику государственной власти по отношению к современному казачеству. Эта политика была и будет двойственной и противоречивой: «Взгляды государства на перспективы возрождения казачества вытекают не из коренных сущностных характеристик его, а из соображений конъюнктурного» порядка ..
Более 10 лет российское казачество добивалось принятия федерального закона. И надо сказать, было разработано несколько проектов: Закон «О российском казачестве», Закон «О казачестве». Шла огромная работа в Государственной Думе, Совете Федерации с участием представителей казачества. Сталкивались различные подходы, взгляды на перспективы возрождения казачества. Бушевали политические страсти различных партий, а так же группировок среди казаков. Была масса законодательных инициатив, создавались согласительные комиссии, тратились силы, время, средства. 
С принятием в 2005г. ФЗ «О государственной службе российского казачества» служба казаков была поставлена во главу угла возрождения казачества. Причем, под казаками теперь понимаются граждане, взявшие на себя обязанности государственной и иной службы. Это привело к крушению надежд российского казачества при поддержке государства решать вопросы своего этно-культурного возрождения. Но даже обозначив приоритетным в возрождении казачества государственную службу, закон не определял правовой статус казачьих войск. Казачьи войска были отнесены к некоммерческим организациям, но таковыми казачьи войска были с момента вхождения в государственный реестр. Отсутствие правового статуса казачьих войск позволяло федеральным и региональным чиновникам рассматривать правовое положение казачьих войск кому как заблагорассудиться. Казачьи войска были поставлены в положение неопределенности и всякий раз вынуждены доказывать свое отличие от общественных организаций. От отсутствия правового статуса страдало в наибольшей степени Кубанское казачьей войско. Поэтому всю работу в данном направлении более 10 лет проводило руководство Кубанского казачьего войска. Вопрос этот поднимался во время встреч с Президентом РФ В.В.Путиным, другими должностными лицами государства и даже во время подписания Соглашения атаманов казачьих войск с «Единой Россией» в сентябре 2007 года. Но вопрос не решался, хотя депутатами Государственной Думы были атаманы Донского и Сибирского казачьих войск. И только лишь с избранием депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края казачьего генерала В.П.Громова вопрос о статусе казачьих войск был решен. Законодательное Собрание Краснодарского края внесло в Государственную Думу инициативу о внесении изменений в ФЗ «О некоммерческих организациях». Эти предложения были приняты Государственной Думой. Отныне казачьи общества, включенные в государственный реестр, являются одной из форм некоммерческих организаций. 
С 2005 года казачьи войска постепенно утрачивают независимость, самоуправляемость, черты гражданского общества. В отличие от Дона на Кубани до 2007 года сохранялось войсковое самоуправление. Войсковое Правительство получало со стороны администрации и Законодательного Собрания края финансовую поддержку. Атаманы отделов, районов, станиц состояли в штате правительства и получали за работу денежное вознаграждение. На Дону к этому времени управление войском полностью перешло в руки чиновников областной администрации или «очиновничившихся» атаманов. В 2008 году дошел черед до Кубанского казачьего войска. Было создано государственное Учреждение «Казаки Кубани», которое осуществляет руководство кубанским казачеством. ГУ «Казаки Кубани» стало механизмом подавления демократических традиций. огосударствления казачества, все более возрастающего администрирования вмешательства государства во внутреннюю жизнь казачьего войска. Даже в этих условиях Законодательное Собрание Краснодарского края принимает Постановление «Концепция государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества», которая в отличие от федеральной концепции 2005 года не только содержит положения о государственной службе казаков, но четко обозначает этно – культурное возрождение казачества как одно из направлений государственной политики в крае. Кроме того, Кубанское казачье войско рассматривается как одна из составляющих гражданского общества. Более того, государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь войска. С принятием изменений в федеральный закон “ О государственной службе российского казачества” содержащих положение о создании “всероссийского казачьего общества” путем объединения войсковых казачьих обществ ( 2011г.). Создание этой надуманной структуры без учета исторических традиций означает, что государство, говоря о возрождении казачества, на самом деле создает что-то принципиально новое. Прослеживается стремление федеральных и региональных властей полностью поставить казачество под контроль властей. Следовательно, мы можем констатировать факт, что этно – культурное возрождение казачества в результате такой политики государства прервано и надолго. На современном этапе казачество превратилось в коммерческий проект.
Таким образом, на протяжении двадцати лет возрождения казачества в результате совместной работы казачества федеральных, региональных властей были достигнуты серьезные успехи, позволяющие казакам надеяться на свое этническое возрождение. С участием казачества разработаны и приняты федеральные и региональрые законы. С той лишь только разницей, что федеральное законодательство уже в середине 90х годов прошлого столетия постоянно проводило позицию о том, что государственная служба – основное направление в деле возрождения казачества. Региональное законодательство в наибольшей степени отражало интересы и видение 
казачества. Здесь четко обозначалась цель – этно – культурного возрождения казачества. Кубанское казачье войско было последовательным в достижении этой цели. И в этом направлении в результате взаимодействия казачества и административных ,законодательных властей Краснодарского края были достигнуты разительные по сравнению с другими казачьими войсками успехи. Они проявились и в организации несения казаками государственной и иной службы и, что особенно важно, в реализации тех устремлений, которые способствовали возрождению этнического самосознания кубанских казаков Все это позволяет надеяться , что рано или поздно казачество вновь о себе заявит.

Приложение:

1.Декларация казачества России 1990г.
2.Декларация Кубанского казачества 2004г.

ДЕКЛАРАЦИЯ КАЗАЧЕСТВА РОССИИ
30 июня 1990 г. г. Москве состоялся Большой Учредительный Круг (съезд) Союза казаков - добровольного общественного объединения представителей казачьих краев, областей и отделов.
Главная цель нашей организации — историческое, духовное, культурное, хозяйственное возрождение самобытного народа, корни которого, тесно переплетаясь с судьбами великороссов, малороссов, некоторых народов Северного Кавказа уходят в глубокую древность.
Казачество всегда играло особую роль в истории Российского Государства, защищая его южные и восточные рубежи. В ходе многовековых контактов с сопредельными народами казачество образовало своеобразную буферную республику, соединившую Восток и Запад не только сетью застав, но и многочисленными кунацкими связями, знанием и почитанием культуры, традиций и обычаев соседних народов. В казачество добровольно входили многие национальные формирования. К 1917 году казачество имело не только культурную, но и экономическую, военную, административную самостоятельность в рамках Российского государства.
Трагически сложилась судьба казаков в послереволюционные годы. Несмотря на стремление сохранить нейтралитет в период революции и гражданской войны, казачество усилиями Свердлова, Троцкого, Орджоникидзе и других неистовых переустроителей мира подверглось жесточайшему геноциду. Станичники сотнями и тысячами вырезались под корень, расказачивались и раскулачивались, выселялись за Урал, вынуждены были покидать Отечество. После гражданской войны многие казачьи области незаконными декретами Совета Народных Комиссаров и ВЦИК были оторваны от России и переданы в состав других республик, автономных образований. Это земли Уральского, Сибирского, Оренбургского, Семиречинского войск, многие районы Терского казачьего войска, области Войска Донского, Кавказкой линии, Кубани и Верхней Кубани.
Геноцид и лишение народа своей исторической Родины, начатые с 1918 года, продолжались в 30-40-е годы, были усугублены хрущевской раздачей казачьих территорий в 1957 году (Указы Президиума Верховного Совета РСФСР № 724|4 и № 72114. Последним Указом, не спросив мнение Ногайского народа и Терского казачества, исконные казачьи и ногайские земли разделили между Дагестаном, Чечено-Ингушетией, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией и Ставропольским краем. Все эти преступные акты должны быть отменены.
Трагедия казачества не закончилась и ныне. В связи с принятием деклараций о суверенитете Казахстаном, Украиной, рядом республик Северного Кавказа, казаки Урала, Иртыша. Семиречья, Верхней Кубани, Майкопского отдела, Терека и Сунжи на своей земле становятся изгоями и вынуждены уезжать в другие регионы страны или влачить жалкое существование так называемого «некоренного народа». Неоднократное обращение как в местные органы власти, так и в Верховные Советы СССР, союзных и автономных республик были практически проигнорированы. Казаки, первыми перенесшие все ужасы геноцида, не были включены в список реабилитируемых народов.
Совет атаманов, - директивный орган Союза казаков, заявляет Верховному Совету СССР, съезду народных депутатов РСФСР, Верховным Советам и правительствам республик Северного Кавказа, Казахстана, Украины о недопустимости реализации конституционных прав одних народов за счет грубого попирания таких же законных прав других народов инедопустимости развала Союза ССР и России.
Сегодня по всей России и другим республикам, где традиционно проживает казачье население, ширится движение за возрождение казачества. Казаки вновь, как и прежде в годину смут и тяжких испытаний для России, как это было в период Великой Отечественной войны готовы Верой и Правдой служить Отчизне. Но и государство должно оказать посильную помощь народу — пахарю и воину.
В интересах России требуем срочно принять необходимые государственные меры, направленные на возрождение казачества, основой которых должны быть:
1. Отказ от стереотипных, порожденных троцкизмом и неотроцкизмом представлений о казачестве как о реакционной силе; официальное признание преступной политики геноцида против казачества; 
2. Признание казачества самобытным этносом, имеющим равные права с другими народами на национальное самовыражение;
3. Создание казачьих представительств в высших органах власти Советского Союза, союзных и автономных республик , в состав которых входят различные казачества.
4. Создание государственной комиссии (комитета) по возрождению казачества. Разработка целевой государственной программы по возрождению казачества.
5. Восстановление казачьего самоуправления, экономической самостоятельности казачьих территорий. Принятие государственных мер по совмещению административно- территориальных и этнических границ в местах исторического проживания казаков. Установление особого режима землепользования на традиционной основе.
6. Освобождение казачества до 1995 года от государственных, в том числе поземельных налогов. Эти средства будут направлены на экономическое и культурное возрождение казачества, подготовку юношей к службе в армии.
7. Восстановление казачьих военных формирований в Вооруженных силах и погранвойсках.
8. Возвращение на историческую Родину казаков, рассеянных как по нашей стране, так и по всему миру.
Союз казаков считает необходимым обратить внимание мирового сообщества на продолжающуюся трагедию Российского казачества.
Принята Советом атаманов Союза казаков 30 ноября 1990 года г. Краснодар

Декларация Кубанского казачества
принята на IV Всемирном Сборе 11 сентября 2004г.
Начавшийся 15 лет назад процесс возрождения казачества России и Кубанского казачества в частности приобрел необратимый характер. За это время казачество прошло путь от общественных казачьих объединений до казачьих обществ, включенных в государственный реестр. Накоплен опыт взаимодействия с органами государственной власти как федеральной, так и региональной, и органами местного самоуправления. Воссозданы былые структуры Кубанского казачьего войска. Уже в новейшей истории Кубанское казачество пережило сложнейший период, когда каждая из создающихся политических партий стремилась привлечь казачество в свои ряды, а отдельные казаки, поддавшись сиюминутному порыву, видели в партийном строительстве будущее казачества. Нас пытались разделить по политическим убеждениям и взглядам. Осознавая то, что беспартийность - гарантия единства казачества, мы противостояли всем попыткам участия казаков в создании и деятельности политических партий. Это позволило Кубанскому казачьему войску приобрести авторитет не только на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики, но и за их пределами. С самого начала своего возрождения мы не встали на путь сепаратизма, национализма и шовинизма и не стали претендовать на особые привилегии или права, что и определило уважение к нам со стороны народов, населяющих Кавказ. Мы ценим и бережем добрые, хорошие отношения между народами Кавказа.
В ноябре 1990 года на Кубани была принята декларация Российского казачества. Этот документ, в основе своей, служил идеологической платформой возрождения казачества, содержавшей цели нашего движения и пути их достижения. Задачи, поставленные перед нами, в основном выполнены. Кроме того, существенно изменились условия, в которых происходит процесс возрождения казачества. Изменился общественно-политический строй, формы собственности, изменилось отношение общества к казачеству. Пришло время разработки и принятия нового документа, отражающего идеологию Кубанского казачьего войска в современных условиях. Главнейшей задачей возрождения Кубанского казачества на современном этапе является этническое возрождение. Этническое возрождение - самый сложный и ответственный этап, предполагающий воспитательный процесс, основанный на богатых культуре, традициях и обычаях казачества, знании истории нашего народа и формировании самосознания нынешнего поколения казаков. Для этнического возрождения казачества необходимо следующее:
1.Казачья семья играла и должна играть основную роль в воспитании детей, приобщая их к богатой культурной традиции, знанию истории не только казачества, но и истории конкретной семьи. Только крепкая, здоровая семья может противостоять негативному влиянию современных средств массовой информации, печатных изданий, кино-видео продукции, огромного количества увеселительных заведений и общества в целом. Семья должна не только передать грядущим поколениям гордость за принадлежность к казачеству, но и приумножить ее. Она должна воспитывать и развивать в наших детях чувство этнического самосознания, стремления в своих делах и поступках быть достойными славы и подвигов предков. Семья должна привить каждому казаку личный долг и личную ответственность за материальное обеспечение семьи. Нерадивое отношение казака к собственной семье должно находить осуждение в казачьем обществе.
2.Православие было и является идеологической основой казачьего мировоззрения. Процесс воцерковления казаков непростой. Но именно в нем спасение казачества. В этом процессе должно участвовать и старшее поколение, воспитанное в условиях воинствующего атеизма, и молодое поколение. Казаки, воспитанные в Православии, создают прочные семьи. Православные семьи, как правило, многодетные и способны воспитывать морально и нравственно здоровых детей.
3.Мы должны уделять внимание молодежи. Молодежь необходимо воспитывать в казачьем духе. Воспитание трудолюбия у молодежи - это залог того, что молодежь не только будет знать наши традиции, но и самостоятельно будет стремиться к повышению образовательного уровня и умению управлять производством и государством. Ошибочно мнение, что казаки - это только воины и земледельцы. В казачьей среде воспитаны люди, обладающие всеми современными профессиями и занятиями. Поэтому мы должны еще больше способствовать интеграции казачества во все сферы жизни общества. Воспитание молодого поколения должно начинаться в семье и продолжаться в казачьем обществе и в войске в целом через систему реальных дел и мероприятий. На получение качественного образования и воспитание молодежи в духе казачьих традиций направлено создание и развитие учебных учреждений казачьей направленности.
4.Казачество создало самобытную культуру, отражающую характер мировоззрения и восприятия себя. Казаки должны быть носителями этой культуры, должны хранить, развивать и передавать ее потомкам. Либо мы утратим свою самобытность, либо сохраним и приумножим ее для будущих поколений.
5.Кубанское казачье войско обеспечивает достижение этнического единства казачества и осуществляет управленческую деятельность кубанского казачества. Кубанское казачье войско принимает у государства и осуществляет полномочия по проведению воспитательных, образовательных, культурных, социальных, управленческих и иных общественно-полезных функций в казачьей среде. Государство наделяет Кубанское казачье войско такими полномочиями посредством утверждения государственных программ и их финансирования. Кубанское казачье войско, казачьи общества, входящие в его состав, являются механизмом осуществления коллективной деятельности казаков по удовлетворению их духовных и иных нематериальных потребностей, осуществления этнического общения казаков, защиты общих интересов, обеспечения представительства кубанского казачества в органах государственной власти и местного самоуправления. Кубанское казачье войско как коллективная связь казачества с Русской Православной церквью. Ни одно казачье мероприятие не проводится без участия церкви, также как и во всех мероприятиях церкви должны принимать участие казаки.
6.На протяжении столетий сложились особые взаимоотношения между кубанским казачеством и соседними народами. Взаимоотношения, основанные на уважении друг друга, на признании друг друга как объективной реальности сложившейся Северо-Кавказской цивилизации. Мы стремимся к укреплению позитивных отношений с народами, населяющими Кавказ, сохранению мира и стабильности в регионе.
7.Казачество не мыслит себя вне государства, вне Отечества. Исходя из этого, строятся, и будут строиться наши взаимоотношения с государством и властью. Кубанское казачье войско будет оказывать содействие в решении многих проблем от охраны общественного порядка до борьбы с наркоманией. Мы будем содействовать скорейшему принятию федерального закона, определяющего юридический статус казачьих обществ, который позволит казачьим обществам всех уровней осуществлять свою деятельность в рамках четко установленного правового поля.

В.П.Громов 
кандидат исторических 
наук, доцент КубГУ

 

10 Января 2016 2360 1

1  
Громов стоял у и стоков современного казачества, имеет право на оценку. Но правда и его ошибки и недоработки сыграли важную роль.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.