Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Возрождение кубанского казачества (1990 – 2015): предпосылки, итоги и перспективы

   Аннотация: в статье рассматривается процесс возрождения кубанского казачества в 1990-2015гг. Раскрыты предпосылки, сложности, успехи и итоги казачьего движения. Высказаны варианты дальнейшего развития казачества. 
Ключевые слова: предпосылки, кубанское казачество, общественная организация, казачье общество, законодательство, политика, перспективы.

The revival of the Kuban Cossacks (1990 – 2015): results and prospects

  Abstract: the article discusses the process of revival of the Kuban Cossacks in 1990-2015. Uncovered background, challenges, successes and outcomes of the Cossack movement. Suggested options for further development of the Cossacks. 
Keywords: background, Kuban Cossacks, the Cossack society, legislation, policies, prospects.

В.П.Громов, канд.ист. наук КубГУ
(Краснодар)

  Важным событием в общественно-политической жизни России на рубеже 80 – 90 годов прошлого столетия явилось начало возрождения казачества. Это массовое народное движение охватило не только территории исторического проживания казачества, но и регионы, куда судьба забросила потомков казаков на различных этапах истории нашего государства и казачества. В авангарде этого движения шло казачество Кубани, Дона, Терека.
За четверть столетия вышло множество работ, посвященных казачеству. Написаны монографии, сотни кандидатских диссертаций, публикаций в средствах массовой информации. До сих пор обсуждаются вопросы, на которые казачество дало ответ и определилось еще в 90-е годы ХХ века. Авторы по-разному относятся к процессу возрождения. Одни демонстрируют открытую неприязнь и полное не понимание целей, задач этого движения. Другие критически воспринимают современное казачество. Третьи сопереживают и поддерживают, радуясь успехам и обсуждая проблемы.
А если говорить об определении сущности казачества, то как показывает практика, сейчас только ленивый не дает определение понятию казачество. Сразу же хочу оговориться, что в этом вопросе авторитетов для меня нет. Есть закон Российской Федерации, который определяет казачество как исторически сложившуюся культурно-этническую общность. Над этим определением тогда работали этнографы, юристы, историки, которые показали всю сложность казачества как этно-социального явления в истории России. Это определение наиболее близко к пониманию сущности казачества, которое считает себя народом.
Закономерно встает вопрос, каковы же причины столь массового движения, охватившего в считанные месяцы огромные территории, и по своим масштабам превышавшего все существовавшие и возникавшие как грибы новые политические партии.
Данный доклад написан на основе широкого использования архивных материалов современного казачества, хранящихся в Государственном архиве Краснодарского края и раскрывающих широкий спектр деятельности казачьей общественной организации – Кубанской казачьей Рады, Всекубанского казачьего войска, Кубанского казачьего войска.
Этому широкому народному движению способствовали предпосылки, которые сформировались к началу 90-х годов, которые имели место и о которых мы почему-то умалчиваем. Полагая, что все началось само собой. Все далеко не так. Какие же это предпосылки?
Во- первых, живы были тогда еще носители подлинной народной культуры, семейно-бытовых традиций, обрядов, которые все еще сохранялись в станицах и хуторах Кубани . Люди жили испокон веков заведенными традициями.
Во-вторых, существовал и действовал в то время механизм передачи этих традиций народных, от старшего поколения к младшему. Таким механизмом была семья, которая в то время состояла из трех или четырех поколений. И дети непринужденно познавали культуру, семейные отношения. Они жили в той обстановке и их воспитывали в соответствии с традициями, сложившимися столетиями.
Мое поколение последнее , которое воспитывали настоящие казаки на своих песенных, бытовых, трудовых семейных традициях, обычаях и т.д. К началу 90-х годов наше поколение достигло зрелого возраста и задумалось над своими семейными корнями.
В –третьих, вопреки расхожему мнению, в 60—70-е годы прошлого столетия в обществе необычайно возрос интерес к историческим знаниям, к истории края, станицы, своей семьи. В то время стены казачьих домов еще были увешаны старинными фотографиями прадедов и дедов, погибших на войне родственников.
В- четвертых, интерес к истории и этнографии казачества проявился у профессиональных историков, этнографов, краеведов. Создаются очерки отдельных станиц. Проблема истории казачества нашла свое изучение на четырех Всесоюзных конференциях. И хотя они проводились вне территории проживания казачества, а в республиках Северного Кавказа, они внесли весомый вклад в изучение истории российского казачества.
Огромный вклад в изучение культуры и этнических процессов, происходящих в казачестве, внесли этнографы Кубани. Осуществлялись этнографические поездки, в ходе которых записывались сотни и тысячи народных песен, обычаев кубанского казачества. Анализ , полученный в ходе исследования материалов, позволил раскрыть все своеобразие культуры кубанского казачества, этнические процессы, происходящие в нем, всю сложность природы и сущность кубанского казачества.
В станицах и хуторах стали создаваться фольклорные коллективы, которые на основании народных традиций не только исполняли казачьи песни, танцы, но и демонстрировали обряды. В краевом Центром народного творчества стали ежегодно проводиться фольклорно- этнографические фестивали, в которых участвовали лучшие коллективы подлинно народной культуры. Это возвращало в жизнь забытое. Многое из репертуара этих коллективов стало основой репертуара Кубанского казачьего хора и принесло ему всемирную славу.
Свой вклад в пропаганду истории края внесли кубанские писатели: А.Д. Знаменский, П.Радченко, Б. Крамаренко,, писавшие о кубанском казачестве романы в период Гражданской войны. Их произведения были широко востребованы кубанскими читателями. В 80-е годы появился роман В.И.Лихоносова «Наш маленький Париж», стихи И.Ф. Вараввы.
Свой вклад в пробуждение исторической памяти внесли кубанские краеведы. В небольших статьях и брошюрах они знакомили кубанцев с людьми и событиями, бывшими когда -то гордостью кубанцы. Особенно известными были краеведы В. П. Бардадым, А. Красненко, И .Левченко, А. Кистерев и др. Их публикации читатели ожидали с нетерпением.
Наконец, немалую роль сыграли начавшиеся в стране демократические процессы, создававшие условия для объединения казачьей молодежи в культурно-просветительские организации.
Так, 20 ноября 1988 года на кафедре дореволюционной отечественной истории Кубанского госуниверситета под руководством доцента В.П. Громова начал работать студенческий научный кружок» Проблемы военной истории России и казачества». Кружок посещали Ф. Бунин, А. Горбань, Д. Новиков, А. Берлизов и др. 
Спустя год на базе этого кружка возникло первое на Кубани любительское объединение « Кубанский казачий клуб.» Информация о деятельности этого объединения способствовала образованию казачьих организаций в станицах и хуторах. 
Серьезным толчком для возникновения общесоюзного движения казачества по возрождению явилось проведение в Москве в июне 1990 года Большого Круга казаков и образование всесоюзной организации «Союз казаков.» Осенью 1990 года по всей стране возникают региональные казачьи организации.12 – 14 октября 1990 года в Краснодаре состоялся Учредительный съезд и была создана организация « Кубанская казачья Рада». 
За четверть века казачество России проделало огромный путь. Ведь все приходилось начинать с нуля .Важно было лидерам казачества совместно с научной общественностью выработать идеологию и определить цели движения казачества к возрождению. Вот уже четверть века идет процесс возрождения казачества. Хотя некоторые атаманы, да и чиновники безаппеляционно заявляют, что процесс возрождения уже состоялся . Возникает вопрос, а что они понимают под термином казачество? Если просто людей в казачьей одежде, то конечно же. Хотя всю Россию можно одеть в казачью одежду, но казаков больше не станет. Форма будет, а содержания, казаков не будет. Тот, кто хоть немного понимает в сущности казачества, тот отметит, что возрождение казачества как этно-культурной общности- процесс сложный и рассчитанный ни на одно поколение казаков. И сложность эта определяется тем, что требует от каждого казака, его семьи работы над собой в познании культуры, традиций, обычаев. И не просто знать их как урок истории, а взять их в свою жизнь, жить по традициям. Хотя бы то, что можно взять из обрядов и обычаев. Работа над собой- это очень сложное дело. При этом еще и воспитывать своих детей.
Успехи кубанского казачества определялись тем, что с самого начала у его руководства оказались представители казачьей интеллигенции: историки, юристы, этнографы, учителя и п. Именно это сотрудничество определило ,что кубанское казачество возвратилось к богатствам духовно-нравственной культуры. И достаточно точно определило, исходя из сложной природы казачества, в котором теснейшим образом переплелись социальные и этнические составляющие, задачу – возрождение казачества этно-культурной общности, сформировавшейся исторически.
Первым успехом казаков явилось принятие Верховным Советом РСФСР 26 апреля 1991 года закона «О реабилитации репрессированных народов», в том числе и казачества как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей.
В течение первых двух лет атаманами, казаками проделана огромная организационная работа по созданию казачьих организаций и объединению их в рядах «Кубанской казачьей Рады» .В 1992 году в состав Кубанской казачьей Рады входило 286 организаций. Процесс образования казачьих организаций продолжился и в последующие годы. В 1998 году к вхождению войска в Государственный реестр оно составляло 480 казачьих обществ. В настоящее время Кубанское казачье войско по - прежнему является самым многочисленным. Около 43 тысяч казаков взяли на себя обязанности по несению государственной и иной службы. Вместе с членами семей войско составляет порядка 150 тыс.человек. Кроме исторических отделов в состав войска входят и вновь образованные Черноморский казачий округ и Сухумский особый казачий отдел.(2004). Хотя о численности можно говорить лишь на основании фиксированного состава членов войска. Что же касается его этнического состава, то здесь возникают вопросы. Основным источником об этническом составе населения страны являются материалы переписей. А следовательно, перепись является показателем этнического самосознания казаков. По данным переписи 2002 года казаками записалось 17 тысяч человек, в 2010 всего 5261.. Чтобы как-то обосновать нынешнюю численность войска, было проведено внутривойсковое анкетирование, по данным которого казаками обозначилось 110 тысяч. Но ведь это внутренний документ, не являющийся показателем численности казаков . Кубанское казачье войско объединяет организации территории Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики. Это позволило в целях более эффективного управления пойти на воссоздание исторических отделов Кубанского казачьего войска на территории трех субъектов Российской Федерации. Тем самым, Кубанское казачество через свою структуру объединяло эти субъекты. Причем Майкопский отдел включал районы Краснодарского края и республику Адыгея.
Цели казачества по этно-культурному возрождению были поняты и поддержаны горскими народами Северного Кавказа. Это послужило гарантией того, что казачество Кубани в своих делах и поступках будет содействовать межнациональному миру и согласию в регионе. Естественно, ни о каком сословном привилегированном положении современного казачества, куда наших дедов затолкало царское правительство, не могло быть и речи.
В движении за возрождение казачества можно выделить два этапа. Первый этап – 1990- начало 2000-х годов .Второй этап – начало 2000 годов по настоящее время. Первый этап характеризуется:
1.Невиданной активностью казаков по созданию казачьих организации .Энтузиазм казаков , атаманов определил быстрый рост казачьих организаций и численность их рядов., структуирование и объединение их в мощную региональную казачью организацию.
Вследствие этого казачество Кубани , как и России в целом, стало важной политической силой, с которой вынуждены были считаться федеральные и региональные власти. За поддержкой казачества обращались различные политические силы и лидеры, боровшиеся в стране и крае за власть: от претендентов на пост президента страны до глав муниципальных образований. Казачество Кубани сыграло свою роль в устранении от власти первого губернатора В.Н.Дьяконова.
2.Казачество с самого начала придерживалось принципа взаимопомощи и поддержки казакам, членам своей организации, тем, кто нуждался в помощи и защите. Солидарность и сплоченность культивировались в казачьих органи зациях. На выручку и поддержку казака поднимались не только члены его организации, но из других районов края. Принимались заявления, проводились митинги, отправлялись требования. Все это, естественно, вызывало недовольство властей, но импонировало населению, видевшему в казаках силу, не опасавшуюся властей, прямо и открыто разговаривавшую с ней.
3.Получили возрождение и развитие демократии во внутренней жизни казачьих организаций, прописанные в их уставах .Избирались в соответствии с традицией атаманы, члены правлений. Государство и власти не вмешивались, да и не могли влиять на избирательный процесс в казачьих обществах. Представители властей лишь приглашались на сборы казаков. И на уровне войска и казачьих обществ решения принимались путем открытого обсуждения и коллегиальности.

4. Это было время активного поиска казачеством своего места в современном российском обществе. С одной стороны, старались придерживаться традиций, с другой - необходимо было считаться с реалиями сегодняшнего дня. Это оказало влияние на структуру Кубанской казачьей Рады и последующих организаций. Так, в качестве управленческого звена были созданы районные организации, которых прежде не существовало. До революции отсутствовал институт войсковых священников. Были полковые священники, в тех полках, которые находились на военной службе. Казаков, проживавших в станицах, окормляли приходские священники. Чтобы усилить влияние церкви в воцерковлении казаков, мы создали институт войсковых священников. Как не было прежде у казаков и Совета стариков. И опять же для повышения авторитета старших, с целью воспитания молодежи и казаков мы создали войсковой Совет стариков также во всех станичных хуторских и отдельских подразделениях.
5.Кубанское казачество своей активной позицией с самого начала возрождения стало частью формирующегося гражданского общества страны. Казаки живо откликались на события, проблемы не только на региональном, но и федеральном уровне, отстаивая интересы населения. Они старались защитить от произвола властей, рекета, различного рода мошенников и дельцов .Столь же активно казачество реагировало на все усложняющуюся ситуацию на Северном Кавказе. В адрес Президента страны, Парламента отправлялись телеграммы, заявления, проводились митинги в поддержку русского и казачьего населения. Оказывалась не только моральная поддержка, но и практическая помощь тем, кто вынужден был покинуть родные станицы на Тереке. Все это находило одобрение и населения Кубани, да и страны в целом. В войско шли за правдой и защитой. Значительно расширился круг знакомств казаков от станиц до масштабов края, страны и зарубежья.
6.Объединенную в мощную Всесоюзную казачью организацию «Союз Казаков» казачьи войска имели друг с другом тесную связь и приходили на помощь друг другу, когда в этом возникала необходимость. Это проявилось в участии казаков в боях по защите Приднестровской республики, позже в Абхазии противостояли грузинским националистам. Мы заявляли, и действовали, не ожидая разрешения властей, исходя из интересов народов России. Казачество категорически выступило против позиции тогдашнего министра иностранных дел Козырева и президента Ельцина передать Японии Курильские острова.
7. Важную роль в казачьем движении Кубани сыграли проводимые нами Всемирные Сборы казаков. Это позволило нам не только рассказать казакам о наших успехах , но и заручиться их поддержкой, что позже сыграло свою роль в возвращении регалий кубанского казачества.
8. Принятие Верховным Советом РСФСР 26 апреля 1991 года закона «О реабилитации репрессированных народов» и включение в их перечень казачества было первой победой казачества. Теперь казачество стало субъектом правовых отношений. Закон придал активности казакам в его реализации на федеральном и региональном уровне. Кубанское казачество стояло в авангарде. Наши представители работали в составе рабочих групп и комиссий по подготовке проектов законов и указов Президента РФ , касающихся казачества. Хочу отметить, что первоначально федеральное законодательство обозначало под казаками прямых потомков казаков.
9.Серьезным испытанием для российского и кубанского казачества явился раскол в его рядах. Первые ростки его проявились после августовских событий 1991 года. Тогда часть казаков «клюнула» на демократические лозунги, стала заявлять о себе как носителе белого движения эпохи Гражданской войны. Они обвиняли Кубанскую казачью Раду, Союз казаков в том ,что они якобы, прокоммунистические организации. В последствии раскол усилился под влиянием органов государственной власти. На Кубани губернатор В.Н.Дьяконов поддержал открыто созданное не без его участия Кубанское казачье войско во главе с атаманом Е.Ногай. В стране и в крае стало возникать множество казачьих организаций, соперничавших друг с другом Раскол дезориентировал некоторых казаков, иные разочаровались в казачьем движении. Однако Кубанская казачья Рада, а с 1992 года именуемая Всекубанское казачье войско оставалась самой массовой. Во многом этому способствовало решение Войскового сбора, обозначившего в Уставе Всекубанского казачьего войска (1992) положение о том, что казакам войска пожизненно запрещено состоять в политических партиях. Раскол наносил серьезный вред казачьему движению, отвлекая от решения важных вопросов, изматывая силы.
В августе 1995 года вышел Указ Президента Российской федерации «О государственном реестре казачьих обществ Российской Федерации».Этот документ принимался с целью придать организационный характер движению за возрождение казачества. Тем самым государство шло на привлечение казаков к государственной и иной службе , состоявших в наиболее многочисленных и влиятельных организациях и вступало с ними в деловые отношения . Включение казачьих войск в государственный реестр существенно ослабило влияние раскола в рядах российского казачества. Появилась возможность для современного казачества служить Отечеству, быть ему полезным. Органам федеральной, региональной власти, местному самоуправлению предписывалось создавать условия для привлечения казаков к несению службы. В этом Указе под казаками понимались еще прямые потомки казаков и граждане, добровольно вступившие в казачьи общества.
Несмотря на то, что в правовом отношении вошедшие в реестр войска практически были равны с общественными организациями казаков, были и отличия. Во-первых, теперь казачьи общества должны были иметь фиксированный состав. Во-вторых , избранный на альтернативной основе атаман войска утверждался Указом Президента России. Наконец, атаману Указом Президента присваивался высший казачий чин – казачий генерал. Для организации государственного реестра и координации работы властных структур о вопросам казачества в 1996 году Указом Президента Российской Федерации было создано Главное Управление казачьих войск при Президенте России. Все эти мероприятия федеральных властей определялись тем, что казачество представляло огромную силу и с ним нужно было как-то взаимодействовать и привлекать на свою сторону. Надо признать, что на волне массового движения трудно было точно назвать численность казаков. Среди атаманов и властей возникла убежденность в том, что казачество располагает огромными мобилизационными ресурсами для сформирования частей в составе российской армии. И такие части начали создаваться. Военная служба была традиционной для кубанских казаков.
Уже в 1991 году из кубанских казаков был сформирован полк во Владикавказе. С 1994 по 1999 год в армию было призвано 3722 казака. Это было время, когда армия переживала не лучшие времена. В настоящее время Кубанское казачье войско ежегодно призывает на службу в Российскую армию до 900 казаков. В том числе и Президентский полк. В войске проводилась патриотическая работа с призывниками. Массовыми с участием молодежи были мероприятия, посвященные подвигам кубанских казаков героев Кавказской войны, Первой мировой войны, Великой Отечественной войны 1941-1945гг.Для молодого поколения казаков это были образцы исполнения воинского долга, беззаветного служения Отечеству.
В качестве практического использования казаков на государственной службе была принята «Федеральная целевая программа государственной поддержки казачьих обществ на 1999 – 2001 г.» Реализация этой программы была призвана выявить возможности и наработать опыт привлечения казаков к несению государственной службы от охраны общественного порядка до охраны лесных богатств.
10.Уже в первых своих программных документах кубанское казачество заявило о своем намерении участвовать в управлении краем. В 1991 году по предложению казачества в Краснодарском краевом Совете народных депутатов был создан комитет по делам казачества. С 1992 года в администрации Краснодарского края создан отдел по делам казачества. Планы работы этих структурных подразделений первоначально обсуждались на заседании Войскового Правительства. Широкая поддержка населения Кубани позволила представителям казачества быть избранными в состав первого созыва Законодательного Собрания Краснодарского края. Тогда депутатами стал атаман Громов В.П., за кандидатуру которого проголосовало наибольшее число избирателей, атаман Лабинского отдела Беспятов Е.А., атаман Кавказского отдела Антонов Ю.Н, войсковой судья Лень Г.Н., судья Пашковского казачьего общества профессор Громов В.П.
По инициативе казаков-депутатов в Уставе Краснодарского края обозначено, что это территория исторического формирования и проживания кубанского казачества, русского населения, и это должно учитываться при формировании органов государственной власти. Приняты с учетом исторической традиции законы о символах Краснодарского края, Гербе и Гимне. Закон «Об особом порядке землепользования», О «миграционной контроле» О «местном самоуправлении» и другие. В 1995 году Был принят закон»О реабилитации кубанского казачества».Депутаты добились того, что Кубанское казачье войско стало получать материальную поддержку из бюджета края на решение вопросов возрождения и несения службы. Причем, в отличие от других войск кубанское войско получало напрямую средства и самостоятельно определяло какие мероприятия финансировать. .В законодательном Собрании Краснодарского края вот уже пятый созыв избираются депутаты- казаки.
Кубанское казачье войско постоянно получало и получает помощь и поддержку со стороны глав администрации края: Н.И.Кондратенко, Н.Д.Егорова, Е.М.Харитонова, А.Н.Ткачева, а сейчас В.И.Кондратьева, Председателя Законодательного Собрания Краснодарского края В.А.Бекетова. В 1998 году после длительного противостояния с Главным Управлением казачьих войск по вопросу содержания войскового устава мы отстояли свои позиции и вступили в государственный реестр казачьих войск Российской Федерации. Второй этап возрождения характеризуется тем, что были закреплены и развиты достижения кубанского казачества во всех направлениях его деятельности. И особенно Кубанское казачье войско получало серьезную поддержку со стороны региональных властей. Это время совместной работы кубанского казачьего войска, администрации Краснодарского края, Законодательного Собрания , органов местного самоуправления. На поддержку казачества были приняты краевые целевые программы государственной поддержки казачьих обществ на 2004-2007,2008-2010,2010-2012,2012-2016 годы. Такой поддержки не получает ни одно казачье войско страны. Реализация этих программ потребовала от казачества подготовки специалистов по охране лесных богатств, обеспечив необходимой техникой и автотранспортом. Казаки охраняли рыбные богатства края. Участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Ведется борьба с незаконным оборотом наркотиков. В крае созданы казачьи дружины, которые совместно с полицией охраняют общественный порядок в городах, станицах и хуторах. Число их составляет 2500 казаков. Они обеспечивали безопасность Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Около 300 казаков-участвует в охране государственной границы. Из казаков создано 46 мобильных групп по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Казаки служат в российской армии , а с 2004 года в Президентском полку. Активно участвовали казаки в ликвидации последствий наводнения в Крымске в 2012 году. И что особенно важно , казаки численностью до 1000 человек обеспечивали безопасность «Крымской весны 2014 года. Они охраняли границу на Перекопе и правительственные здания, обеспечивая общественный порядок в Симферополе и Севастополе. Продолжает развиваться федеральное и региональное законодательство в части касающейся казачества. Только теперь федеральные законы и Указы делают упор на то, что казаки - это граждане, взявшие на себя обязанности по несению государственной и иной службы. То есть, принадлежность к казачеству определяется несением службы. А это значит , что в возрождении казачества произошел перекос в сторону приоритетного направления – служба. Вопросы культуры отодвигаются на второе место.
11.Между тем кубанское казачество много внимания уделяло сохранению и развитию культуры. Были переизданы труды дореволюционных историков. Успехи и проблемы казачества находили отражение в средствах массовой информации кубанского казачьего войска и краевых СМИ. Возрождены традиционные мероприятия, посвященные ратным подвигам и боям казаков-Гречишкинские, Липкинские, Даховские, Чамлыкские поминовения, казаки выезжают в Подмосковье, в Грецию на остров Лемнос, город Севск. При казачьих обществах созданы детские фольклорные коллективы. Более 20 лет ежегодно проводится Тульский (Адыгея) фестиваль казачьей песни. Создана система казачьих учебных заведений от детских садиков до кадетских корпусов. В классах казачьей направленности, а их более 1500 обучается более 35 тысяч учеников. По инициативе казачества восстановлены памятники: 200 лет кубанскому казачьему войску, императрице Екатерине 11,Войсковой Собор Александра Невского, осуществлено перезахоронение на Кубань известного историка Ф.А.Щербины, после длительных переговоров возвращены из США Регалии кубанского казачьего войска , возрождена церемония «Час Славы Кубани» и др.
Кубанское казачье войско вопреки требованиям устава ,объединяло в своих рядах и казаков, взявших обязанности по несению службы, и остальное казачье население. В 1997 году в Кубанском казачьем войске числилось 130630 казаков мужского пола, а с учетом женщин и детей около 500 тыс. человек.
В отличие от федерального краевое законодательство закрепляло первоначально принятые цели- возрождение казачества как исторически сложившейся культурно исторической общности людей. Кроме того, по инициативе Законодательного Собрания Краснодарского края Государственная Дума внесла изменения в два федеральных закона:»О государственной службе российского казачества» и «О некоммерческих организациях». Согласно этой поправке казачьи общества ,внесенные в государственный реестр, являются одной их форм некоммерческой организации. То есть, казачьи общества наконец- то получили правовой статус. 
Однако при всех достигнутых Кубанским казачьим войском успехах все более и более прослеживаются процессы , которые не могут не тревожить. В настоящее время беспокоит вопрос о перспективах дальнейшего возрождения казачества. К сожалению, нынешние казаки не являются носителями народной культуры, они ее лишь потребители: послушать со сцены. А сами, как говорят, ни петь, ни рисовать. Они могут лишь служить. Основная масса казаков не знает и не интересуется историей войска, а имеет лишь фрагментарное знакомство. Причем это касается и потомственных казаков, но еще в большей степени пополнивших ряды войска с целью заработка. Основным источником существования войска является краевой бюджет. А это ставит казаков в полную зависимость от властей. Во властных кабинетах решают, кто будет атаманом, а казакам лишь настоятельно рекомендуют кого надо выбрать. Это касается вопросов выбора атаманов всех уровней. Уже нет прежней демократии казачьей. Она стала управляемой. Изменилась система финансирования войска. Теперь это осуществляется через созданное специально Государственное Учреждение «Казаки Кубани», в штате которого атаманы состоят в качестве специалистов. Отсюда и позиции атаманов , которые могут лишь одобрять предложенные взгляды и оценки . Канули в прошлое гражданские позиции. Такое положение угнетает казачество, обижает его, лишает инициативы. Ряды казачьих обществ покинула интеллигенция . Многие казаки, разочаровавшись в таком положении дел, покидают ряды казачьих обществ. Но никто не поинтересовался почему они отошли от участия в жизни общества. А ведь это дало бы повод для размышлений. А что сделать, чтобы войско приростало числом? Поэтому стало проблематичным собрать станичный сбор. Атаманы исключают казаков из общества, даже не ставя их в известность. Поскольку основным направлением работы войска является служба, то этот перекос в деле возрождения в конечном итоге приведет к превращению современного казачества в квазисословие. В правлениях казачьих обществ нет людей, ведающих вопросами культуры. Зато чиновников по организации и несению службы хоть пруд пруди. Есть серьезные кадровые проблемы в казачьих обществах. Необходимо готовить, обучать атаманов и казаков. Слабо поставлено и преподавание культуры в казачьих школах .Самым слабым местом в деле возрождения является сохранение и приобщение молодого поколения к народной культуре. Основная задача для лидеров казачества – изучать самим и знакомить молодых казаков с историей казачества, его культурой, традициями, обычаями .Нам есть чем гордиться, чем дорожить и чему учиться у наших предков! Мы просто обязаны способствовать тому, чтобы молодежь захотела, смогла стать носителем казачьей народной культуры. Не смотрела бы с предыханием за океан, а дорожила своим уголком земли, которая для каждого молодого человека – это и отцовская высота и гордость, материнская любовь и нежность, достоинство нашего народа. Все это является свидетельством того, что в настоящее время казачество переживает сложный период и представляет собой все более и более коммерческий проект. Ряды казачьих обществ пополнили люди, которые пришли «работать» казаками. Это говорит о том, что сейчас казачество нуждается в глубоком анализе пройденного пути и определении своего дальнейшего развития, если мы не хотим , чтобы задуманное четверть века назад движение заглохло и зашло в тупик. Нужна всеобъемлющая работа образованных и знающих историю и культуру казачества, серьезная работа в казачьих обществах, чтобы в них интересно было состоять и была возможность себя реализовать. Нужны лидеры которым народ доверяет и за которыми пойдет.

25 Октября 2018 459 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.