Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Ты Кубань - ты моя Родина... Легенды...

  Драгоценной жемчужиной казачьей кубанской культуры давно уже стала образцовая мастерская декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Холмские гончары» Холмской школы искусств под руководством Заслуженного работника культуры Краснодарского края Алексея Михайловича Максименко. Мастер и его многочисленные ученики заслужили немало высших наград не только краевых, российских, но и международных выставках и конкурсах народного искусства. В уютных стенах школы, где каждая стенка, каждый уголок увешаны шедеврами народного творчества, созданными руками мастеров – педагогов школы и их учеников, родилось уже немало выдающихся художников. Здесь умеют вышивать, ткать, лепить, рисовать, писать иконы, петь и танцевать и ещё много чего интересного и полезного. Но наш рассказ – о гончарах.

  Удивительно, что могут сделать умелые руки из простой глины! Но, как говорит сам Мастер Максименко – не простой! Не всякая глина годится для гончарного круга и найти её – большая удача для гончара. Вот и Алексею Максимовичу далась такая волшебная глина в руки, что позволяет сделать гончарные шедевры. Досталась ему она от его предков – народных умельцев, художников по наследству. А, раз глина – не простая, то и ходят о такой глине среди гончаров множество легенд.

 

Начало книги Владимира Плешакова и предыдущие публикации смотрите на сайте казачество Москвы.

 

 

Легенда про глину и гончара Петра

  В давние времена, которые уже не помнят и старожилы, по велению императора Александра II переселялись казаки в Закубанье. В новые станицы дорога была длинной – кто морем добирался из дальних краёв, кто подводами вёз имущество на новые земли. Пока добрались до места поселения, побили всю посуду – ведь была она глиняной! Вот и в станице Холмской, когда стали семьи казаков обустраиваться, то оказалось, что нет кувшинов – воду из реки носить, чашки-плошки все перебиты – обед не накроешь, нет крынок для молока. Что делать? Надо новую посуду лепить!

Жил-был в этой казачьей станице молодой гончар Пётр. Еще мальчонкой отправился к мастеру-гончару, учиться ремеслу. Уж больно нравилось ему мять податливый материал, который под ловкими пальцами становился то весёлой свистулькой, то жаворонком – птицей весенней, а то и плошкой, в которую можно из родника воду зачерпнуть. И перенял мастерство от старого гончара.

  Взялся он на новом месте за работу. Изо дня в день вертелся гончарный круг Петра, с которого, как птицы, слетали кувшины и крынки, кружки и миски. Да вот не каждое изделие приходилось завершать: то ручка у кувшина набок сползёт, то крынка получается кособокой. Приходилось отбирать годные да ровные, а кривые-косые опять отправлять в бочку с сырой глиной, чтобы сызнова лепить на круге нужную вещь. Те, что получались ровные да удачные, выставлял мастер на полочках в большой мастерской, чтобы созрела глина, испарилась лишняя влага.

  А потом наступало горячее время, когда все эти кружки, крынки, миски и кувшины отправлялись в печь, чтобы в огне обрести золотой цвет и крепость камня – ведь должны долго служить людям. И здесь, в печке, не каждая будущая посуда оказывалась удачной: то бок у тарелки вспучит, то кувшин от жара треснет. И опять приходится отбирать товар, чтоб глаз радовал, да служил людям долго. А в воскресенье мастер запрягал лошадь и вёз драгоценный хрупкий груз на базар, чтобы хозяйки нашли себе нужный в доме товар.

  Казалось бы – радуйся, что пользуются спросом его изделия. Но мастер Пётр ещё от деда своего, тоже гончара знал: успех в работе зависит от глины. Найдёт мастер подходящую глину в овраге или на склоне берега ручейка – будет сама ложиться на гончарном кругу ровными стенками сосудов да плошек. Потому каждый мастер всё свободное время бродил по окрестностям, ручьям да балкам озёрным в поисках волшебно мягкой и податливой глины. Потому мастера и называли её волшебной.

  Но не каждому мастеру давалась такая глина. Вот и Пётр исходил берега вдоль реки, что пересекала станицу, и заглянул во все овраги, что были в окрестностях, и даже забирался на окраины соседних станиц да хуторов – не попадалась волшебная глина!

Отчаялся мастер: хоть ремесло бросай!

  Однажды на ярмарке подошла к нему юная девица – глаза синие, лицо чистое, волосы льняные. Взяла в руки кувшин, постучала по стенке крынки и говорит: вижу, руки у тебя ловкие, стенки у твоего товара тонкие, да вот глина у тебя неладная. А я давно к тебе приглядываюсь: люб ты мне! Я ведь давно в этих местах живу, всё в округе знаю. И тебе покажу, где глина волшебная у нас есть, мне ещё дед показывал, да завещал: встретишь настоящего мастера – покажи тайное место!

  Тут и вспомнил Пётр рассказ деда: в каждом месте, где есть такая глина, есть и хозяйка – девица-красавица. Кто найдёт её, тот и нужный товар получит, и жену верную, умелую. Та девица и место, где волшебная глина прячется, показала, да и любовь у них родилась, в семью знакомство превратилось.

  С тех пор в станице Холмской много мастеров появилось. Ведь не стал Пётр таить место, где такая редкая для гончара глина водится. Да и мастерством поделился со станичниками щедро – немало парней да подростков около Петра учились, как глину замесить, как её выдержать в прохладном месте, как на гончарном круге тщательно вылепить то миску, то кружку, то большую-большую крынку.

  Прошло сто лет или больше, но не пропало умение гончаров в станице. Выросли новые мастера, да лучше прежних. И нет лучше глины во всех окрестных станицах, чем в Холмской. Потому что волшебная та глина, а девица, что показала, где она водится, была, видно, не простая – хозяйка той самой глины. Побывайте в станице – убедитесь, что лучше гончаров Холмской нет на всей Кубани! И хозяйки добрые там водятся!

 

 

Легенда о злых пришельцах из племени Лихо и мудром Коцехуре

  Однажды в страну, где жили люди, великаны и карлики, нагрянули из дальних губительных болот да комариных хмарей злые волшебники из племени Лихо. Чтобы им было удобно жить, они решили горы сделать болотом и стали заливать дождями. Летали по их повелению над страной злые то ледяные, то обжигающе жгучие горячие вихри, губящие всё живое. Если шёл снег, то заваливал все тропинки и дороги, чтобы нельзя было пройти ни к роднику, ни к реке. Леса стали изводить, чтобы там не жили птицы и звери. Хлебные нивы от камлания Лихо перестали всходить, чтобы наступил голод и все жители ушли из этих прекрасных плодородных земель.

  Выгнали пришельцы из домов, пещер и дольменов жителей и стали там жить-поживать, зло да лихо размножать.

  Что же делать обитателям лесов? Задумались они, гадали-гадали: силой с незваными пришельцами не справиться – слишком большой злой волшебной мощью они обладали. Выхода не нашли, да и решили обратиться к своему мудрецу Коцехуру, который жил в самом дальнем ущелье самых высоких гор.

Пришли к нему, поклонились:

- Помоги, мудрец! Жизни нет от этих злых волшебников! Ветра с морозами да зноем наслали они на нас. Дождями залили, что всё начало превращаться в болото. Леса изводят, чтоб звери и птицы исчезли. Колдовством нивы наши сделали бесплодными. Силой их не возьмёшь – колдовские чары сильнее. Что же нам делать?

- Коли силой с этими врагами-волшебниками не справиться, значит надо щедростью их победить, - стал рассуждать Коцехур. – Где они живут? В ваших домах, пещерах да дольменах. Вот и нужно найти им новое, большое жильё, или построить, куда бы они переселились.

  Решили жители для злых духов построить большие дома из больших камней-валунов. Старательно их обтёсывали, переносили, укладывали. Так и появились в горах постройки из огромных-преогромных глыб-мегалитов.

  Но злые-презлые волшебники не захотели покидать обжитых мест – дома, пещеры да дольмены.

  И опять пришли жители лесного края в самое дальнее ущелье самых высоких гор мудрецу Коцехуру, опять обратились за помощью:

- Помоги избавиться от незваных гостей!

- Если щедрость вам не помогла, не захотели в ваши огромные постройки переселиться эти злые волшебники, значит нужно обмануть их хитростью, решил Коцехур. – Умом возьмём их!

Пришли они к огромной каменной скале, и подсказал им мудрец:

- Постройте здесь на пригорке ещё один дольмен, с ложным входом, чтоб толкнулись туда пришельцы, да входа не нашли. А рядом в этой скале сделайте дольмен, да не настоящий, а такой, куда волшебники зайдут, да выхода не найдут.

  Взялись дружно за работу все жители. На склоне скалы построили дольмен с ложным входом, а рядом вырубили прямо в горе другой дольмен, куда зайти можно, а выйти – нельзя. И позвали пришельцев:

- Смотрите, какой новый прекрасный и просторный дом-дольмен мы вам построили!

  Пришли злые волшебники, видят – стоит на склоне горы дольмен, а вход в него закрыт пробкой каменной – не войти.

- Обманули вы нас, - заговорили рассерженные волшебники. – Нашлём на вас болезни да напасти, чтоб не обманывали!

- Перепутали вы дом! – ответили жители. – Вот он, рядышком, прекрасный просторный дом-дольмен. Там всем места хватит.

  И, правда, увидели злые волшебники. Один заходит, другой, третий – а дольмен не заполняется жителями – так там просторно. Все пришельцы из племени Лихо залезли в скалу, да там и остались. Сразу утихомирились ураганы, перестали идти дожди, вернулись в леса и горы птицы и дикие звери, опять расцвела земля.

  С тех пор прошло много времени, но и сейчас по горам можно найти развалины гигантских построек из камней-мегалитов, что строили для злых волшебников. Высокие горы, в которых было далёкое ущелье, где жил мудрец Коцехур, стали называть его именем. А на каменной скале и сейчас стоит дольмен с ложным входом-порталом и рядом – скальный, обманный дольмен, в котором навсегда пропали злые-презлые волшебники. Но иногда их чары проскальзывают через трещины гор и тогда идут в этих местах проливные дожди или снегопады, дует морозный или обжигающий ураган. Значит: пришли туда путешественники не с добрыми мыслями и пробудили на время злые силы, спящие в скальном дольмене. Не надо будить Лихо!

 

 

Легенда о соколиной горе и городе дольменов

  Далеко в горах, за речными перекатами да увалами, спряталась маленькая гора Соколиная. Очень любят сюда прилетать соколы - эти красивые гордые птицы, чтобы гнездо свить, а потом с неба на землю посмотреть. Потому и назвали эту гору Соколиной.

Но не соколами славится эта гора, что стоит рядом с рекой Абин.

  Когда-то очень давно, когда в горах ещё жили на земле карлики и гиганты-богатыри, здесь поселились большой семьёй карлики-знахари. Жили они в каменных хатках-дольменах. Дольмены стояли и под дубом, и около камня, на склоне, и на вершине. Одним словом, там, где их построили великаны для этих карликов. Целый город дольменов – сорок девять штук. И наделили великаны эти дольмены волшебством, чтобы карлики с их помощью могли всем приходящим и проходящим путникам помощь оказать. Причём самым волшебным образом.

  Знали карлики очень много, но каждый - своё. Один мог сделать приходящего путника счастливым, другой – богатым, третий – умелым, четвёртый – знаменитым, пятый – умным… Всего карликов было сорок девять. И у каждого было своё умение. Был даже один, который мог принести несчастье. Но у них был один секрет: никто из всех сорока девяти карликов не знал, кем он утром проснётся – добрым или ласковым, счастливым или умелым. Или неудачником. Каждый день им дольмены давали разное волшебство. Попробуй угадай, какое! Придёт путник за умением, а ему карлик даёт радость. А какой толк от радости, если ничего не умеешь?

  Другой придёт за счастьем, а карлик, который давал вчера этот дар, сегодня уже обладает другим умением – быть знаменитым. А ведь знаменитость тоже бывает разная…

  Но больше всего путников приходили, чтобы найти любовь. Но она так редко попадалась!..

  А иногда карлик может даже горе принести – ведь есть же среди дольменов и один, который приносит беду.

  Карлики были добрые и не хотели зла путникам. Долго думали они: как же избавиться от возможности приносить горе? И придумали: надо разрушить тот дольмен, который приносит несчастье! Дождались, когда от них путник вместо богатства получил беду, и разрушили этот дольмен! Свернули набок крышу, развалили стены, чтобы лишить волшебства. И стали опять ждать путников, чтобы дарить только радость, счастье, богатство, любовь, кто в них нуждался. В этот день один путешественник ушёл умным, другой – счастливым, третий обрёл любовь, четвёртый – удачу. И так почти весь день. И вдруг очередной путник, ожидавший доброты, получил от карлика очередной дар и горько заплакал.

- Что случилось? - спросили его карлики.

- Да вот, беда ко мне пришла!

Зарыдал путник и ушёл прочь из города дольменов

Взяли карлики и разрушили этот дольмен, чтоб не приносил горя!

И опять на другой день ждали людей, чтобы дарить радость, удачу, умение, знания… И опять один путник вместо удачи получил горе.

Разозлились карлики и разрушили ещё один дольмен. Крышу перевернули, стены сложили в разные стороны, чтобы волшебство запутать.

  И так было каждый день – приходили люди за любовью да счастьем, но каждый день кто-то получал беду да горе, карлики опять разваливали очередной приносящие горе дольмен и так до тех пор, пока не остался целым один-единственный.

Вышел из него утром карлик. А остальные, бездомные, его спрашивают: какой же дар у тебя сегодня? Добрый или злой?

- Эх, друзья! – с удивлением сказал карлик. – Волшебный дольмен мне сегодня сказал: зачем же вы рушите наши каменные стены! Ведь то, что вы будете дарить путникам, зависит от вас самих и от этих путников, которые приходят! Ночью думаете вы о добре – и дольмен даёт вам дар его отдать и людям. А готовы ли сами путешественники принять этот дар? С чистыми ли мыслями и пожеланиями они пришли сюда? Вот и выходит: приходит к нам счастливый человек, который сам этого не знает, и удваивается его радость. Приходит сюда щедрый человек – и становится богатым. Приходит добрый, и обретает право на большую любовь! Так что пусть приходят сюда люди с добрыми мыслями и пожеланиями, и к ним это добро будет возвращаться умением, любовью, счастьем – пусть радуются жизни. А кто придёт с недобрыми мыслями, со злом и ненавистью, этим сам и будет наказан! Вы этого не поняли, думали, что волшебство можете передать одним своим желанием, вот и потому у вас всегда приходила беда.

  Огорчились карлики, что принесли столько горя и беды, не желая этого, и ушли навсегда из города дольменов на Соколиной горе. Только соколы по-прежнему прилетают сюда, чтобы свить гнездо в месте, где можно обрести любовь, удачу, счастье, но рассказать об этом не могут – не умеют гордые птицы говорить, подсказать людям. А вот путешественники, если придут с добром, то даже и от разрушенных дольменов могут получить мир и покой, счастье и радость, любовь и верность. Если, конечно, нет у них в душе зла и зависти!

 

 

 

Легенда про волшебную Шамбалу и злую волшебницу Скобидо

  Было это очень давно, когда на обширных землях у большого синего моря карлики волшебством заставили служить себе гигантов – великанов. Великаны были добрые и очень трудолюбивые, поэтому они послушно строили дома-дольмены для злых и завистливых карликов, выращивали сады, прокладывали тропинки в густом лесу, чтобы карлики могли гулять среди гор, разгоняли облака, если начинался холодный дождь, даже пытались по приказу карликов солнце задерживать на небе, чтобы день был длиннее, а тепла – больше.

  Так и шла жизнь в этой стране карликов и великанов тысячи лет, пока не прошёл слух, что есть в горном лесу заповедное место, на котором стоит великанская скала. Если кто найдёт эту скалу, обойдёт её вокруг, да загадает желание, то всё обязательно сбудется. Мечтатели могут обрести талант, чтобы на арфе ветров играть да сочинять весёлые песни. Трудолюбивые могут обрести дар металлы плавить, из дерева дома да быстрые корабли строить. Несчастные находят здесь покой и любовь. И даже молодость здесь можно вернуть, если сделать десяток добрых дел: вокруг скалы порядок навести - осенние листья собрать, обмести скалу от пыли и паутины, камни, упавшие с верха склона в порядок сложить, птиц и животных накормить... Да разве все добрые дела можно перечислить?

  У карликов была царица, волшебница Скобидо – старая, капризная, завистливая. И очень страшная. Не только карлики, даже великаны боялись взгляда её чёрных злых глаз. Если она увидит, что её приказания исполняются медленно, то может и болезни наслать, и превратить в какое-нибудь животное, или даже в камень на дороге.

  Прослышала Скобидо про заповедное место, и захотелось ей стать молодой и красивой. Приказала она своим подданным – карликам и великанам, найти это место, показать, где скала спряталась.

  Долго или быстро исполняли они этот приказ, но нашли они заповедное место на склоне горы, где под скалой родник журчал. И показали своей царице это место.

Обошла Скобидо скалу – не омолодилась. Заставила карликов листья убрать – не похорошела. Приказала великанам переловить птиц в лесу, да оленей с зайцами, чтобы их накормить – не стала добрее.

- Значит время нужно, чтобы и на меня заповедное место подействовало!- решила злая волшебница. И приказала великанам, чтобы построили ей здесь из этой скалы дольмен - в тепле и удобстве ждать молодости и красоты.

  Не хотели великаны эту скалу трогать, на заповедном месте шуметь при строительстве дома-дольмена. Да пришлось: несколько великанов капризная волшебница превратила в камни, что встали вокруг. И тогда другие – делать нечего – начали строить дольмен. Прорубают на скале стену дольмена – не получается, только пыль да шум. Пытаются просверлить дырку для входа – весь инструмент сразу ломается. Еле-еле наметили, каким может стать дольмен. А уже ночь скоро, становится всё темнее.

  Не вытерпела злая карлица, что медленно работа идёт. Закричала, шум на весь лес подняла. Да и кинулась сама камень рубить. Стукнула о скалу молотком – искры летят, а толку нет, только с волшебницы песок да пыль посыпались. Ударила второй раз – ещё больше пыли да песка, ветер-ураган от шума поднялся. И в третий раз ударила молотком злая Скобидо по камню, да и сама рассыпалась пылью и мелкими камешками. Ураган поднял эту пыль да камни над горами и лесами, закрутил вихрем, и упали они в ближний ручей, превратилась в липкую глину с камнями на берегах. Так и назвали этот ручей с липкой глиной да камешками – Скобидо.

  Утих ураган, стих ветер. Солнце поднялось над горами. Не оказалось на месте ни карликов, ни великанов – унёс их ураган далеко—далеко, чтобы дорогу они в заповедное место забыли. Только огромная каменная глыба осталась на заповедном месте. На скале – следы от работы великанов да злой волшебницы – начатые стены дольмена. А вокруг – окаменевшие камни-валуны, которые охраняют это заповедное место с волшебной скалой. Кто найдёт эту скалу – убери мусор вокруг горы, обмети скалу от пыли и паутины, камни упавшие с верха склона в порядок сложи, птиц и животных накорми... Можно потом и желание загадать и даже молодость обрести, если скала поверит, что добрые дела делал ты бескорыстно и трудолюбиво, не рассчитывая на награду. И тогда, может быть, исполнятся твои самые заветные желания!..

  Назвали это место Шамбала. А почему? Ведь Шамбала, говорят, находится где-то в Гималаях. Но, может быть, и правда, что это заповедное место и есть Шамбала, где сбываются желания, где можно обрести знания и молодость?

Продолжение следует.

Иллюстрации художника Бориса Евдокимова.

Фото автора.

 

  Ищите нас в социальных сетях, подписывайтесь на страницы сайта, слушайте песни онлайн и смотрите видео. Регистрируйтесь на сайте, участвуйте в обсуждениях материалов, это важно и интересно авторам. Присылайте свои новости и материалы для размещения.

 

Страница сайта казачество Москвы в контакте: https://vk.com/kazachestvo_kazaki

Группа сайта казачество Москвы в одноклассниках: http://ok.ru/group53216719994982

Страница сайта казачество Москвы в фейсбуке: https://www.facebook.com/Казачество-казаки-867624886639659/

Наше видео, разные темы: https://www.youtube.com/channel/UCaEuzjJ9B1dU1fbyd0ur1oA

05 Января 2018 320 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.