Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Традиция или? Про ёлку и Новый Год

 

  В преддверии католического рождества и складывающейся традиции россиян праздновать с 25 декабря по 14 января, что не поддаётся пониманию подавляющим большинством иностранцев, попробуем разобраться, а что мы отмечаем (встречаем) 1 января.

 Традиция отмечать Новый Год с 31 декабря на 1 января возникла совсем недавно, всего-то лет 300 тому назад. 

А дело было так.

Более 7 тысяч лет Славяне отмечали Новый Год в сентябре, в День Осеннего Равноденствия, как раз после сбора урожая и подведения итогов года, когда деревья скидывают листву, а земля заканчивает свой оборот. В те времена Славяне вели трезвый образ жизни и берегли природу. Праздники отмечали в светлое время суток, с утра и до вечера. Праздники имели глубинный смысл, так как были взаимосвязаны Природой. Новый год отмечали семьями, родами, станицами. Отмечали осенним бабьим летом, хороводами да песнями, разбивкой новых парков и садов, сажанием деревьев, подготовкой к объединению родов (свадеб) и многим другим. Так называемого язычества на Руси не было. Было целостное мировоззрение, основанное на законах природы, знаниях об устройстве вселенной, предназначении человека и взаимоотношений с Высшими Силами. 
Сразу после Нового года у наших пращуров начинался праздничный сезон – по все Руси игрались свадьбы! 

Но пришел Петр I и всё изменилось.

В 1700 году Император запрещает древнеславянский календарь, согласно которому шел 7208 год и вводит западно-европейский календарь от Рождества Христова.
И перенес начало календаря, Новолетие, с Дня Осеннего Равноденствия на 1 января, и обозначил начальную дату – 1700 год. 

Праздновать повелел по немецкой традиции с елкой, с обильными возлияниями и ночью. 
Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вокруг него совершались соответствующие обряды.

В России же елки стали рубить и нести в дом, чтобы потом выкинуть.

Петр Первый своим указом вводит в культ почитания на территории Московии дерева, которое стало символом питейных заведений, а в народной традиции считалось деревом смерти. 
Естественно, что среди народа обычай наряжать ёлку приживался с трудом, так как ель издревле считалась на Руси деревом смерти: неслучайно по сей день еловыми ветками принято устилать дорогу, по которой идёт похоронная процессия, а возле домов не принято сажать ёлки. Также существовал обычай: удавившихся и вообще – самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Кроме того, в русских свадебных песнях ель связывали с темой смерти, где она символизировала невесту-сироту.

Таким образом, историю нашей Родины обрезали на 5508 лет, 
Новый Год переехал в студеную зиму, 
праздновать обязали пьянкой 
обязательно ночью
и обязательно с елкой. 

«…Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили…» - из книги «Петр I» Алексея Толстого.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и пьянство, и полуночные пушечные залпы, и маскарады. 

Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 
25 декабря, весь католический мир отмечает Рождество Христово. 
Согласно Библии, на восьмой день младенец Иисус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 января христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.

Источник: Слава Баско, Геленджик

24 Декабря 2017 444 1

1 игорььь  
Интересный материал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.