Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Святки. Как это было...

 

  Праздновались Святки всеми казаками всегда красочно и весело: начинались они с Рождества Христова и продолжались до Крещения - не было ни одного праздника, который был бы связан с таким разнообразием красивых и интересных обычаев, обрядов, примет, зимних игр и развлечений. С древних времён на Святках переплелись народные обычаи с христианскими обрядами: у казаков существовало поверье о том, что в Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ, оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество славить Христа (колядовать) – осталась и традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Казаки и казачки, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти. 


  К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно - мыли дом, подбеливали стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти, а к Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали и повеселиться от души - играли, пели песни и частушки. 


  В святочные дни было принято ходить друг к другу в гости: если речь шла о семейных парах, то как правило собираясь в компании, они ходили к кумовьям на праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой угощение в виде бубликов, семечек, печёного кабака или конфеток из кабака, а также мочёные яблоки и арбузы. Вино на стол всегда ставили только хозяева, гости его никогда не приносили с собой. Каждый вечер святочных посиделок развивался по определенному сценарию: сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением переходили в веселье с песнями и танцами. 


  В Сибири, например, был теперь уже забытый обычай ходить с двухъярусным ящиком – "вертепом" - в нём с помощью разных деревянных фигурок изображались сцены, относящиеся к Рождеству Христову - на Руси этот обычай развился в театрализованные кукольные представления, которые пользовались необычайной популярностью у детей и взрослых. 


8 января был праздник повивальных бабок и рожениц, так называемые "Бабьи каши". 


  "...Во многих местах, после празднования Рождества Христова, казаки, имеющие детей, с казачками вечером ходят к повивальной бабке и приносят ей водку, харч, блюда пирогов или блинов и всякой всячины..." так писала А.Ф. Некрылова, составитель русского земледельческого календаря "Круглый год". И далее: "... повитуха – женщина, помогающая при родах, была в станице лицом совершенно особым. В ней нуждались. Скольким людям она помогла появиться на свет, скольких женщин спасла. Какая она была? Что в ней было особенного? Почему женщина становилась повитухой? Сама она была, как правило, бездетной. Или овдовела рано, или по другой какой причине. Каждый год на второй день Рождества у неё собирались женщины, родившие в прошлом году и те, кто был ранее, чтобы потолковать о своих "бабьих делах". Гостьи идут со своей "кашей" – так называют угощенье и небольшой подарок для повитухи. Забот-то у женщин всегда невпроворот, зато этот день был их: женщины гуляли - играли песни и выпивали вина..."

Сергей Ефремов.
С наступившими Вас праздничными днями Святок! 

08 Января 2018 254 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.