Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Стрельцы или казаки?

Стрельцы или казаки?

Знаете, поднимая эту тему, я уже предчувствую какой шквал негодования, и недоумения я сорву с казачьей публики. Но как не странно, у простых граждан России это  не вызовет потрясение. Ну а чтоб диалог с тобой уважаемый читатель пошел в более, или менее конструктивном русле, я перейду к свойственной мне манере сравнительного анализа двух этих феноменальных явлении российской истории.

 

Первое что бросается в глаза так это время, период и дата их появления в истории. Вот как свидетельствуют всем известные и неоспоримые исторические факты:

«Казаки́ (др.-русск. — козáкъ; укр. — козáк; польск. — kozak; лит. — kazokų; также в русских летописях: черка́сы) — представители казачества, сложной социальной группы, военного сословия, которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках».

Так утверждает всемирная, свободная общедоступная, мультиязычная и 
универсальная интернет-энциклопедия, реализованная на принципах Вики, расположена на интернет-сайте http://www.wikipedia.org/ , Википе́дия.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8.

Конечно же, некоторые казаковеды пытаются оспаривать дату первого

Стрельцы или казаки?
упоминания этой социальной группы, но все же весь цивилизованный мир склонен считать, что это примерноXV — XVII века. Как видите, здесь есть небольшая подвижка в сто лет, но это не меняет дело. Некоторые пытаются доказать, что в XII веке казаки разбили шведов на балтийском море. Но для этого нет достаточно сведений, которые бы явно утверждали о наличии в истории такого факта. Я лишь хочу подчеркнуть, как большая часть утверждает, что все же 14 - 15 век, а это времена правление Ивана Грозного, Великого князя московского и всея Руси с 1533 года и первого царя всея Руси, по 28 марта 1584 г. В это же время казачество формируется как самостоятельное реестровое войско, поступившее на службу  к королю Польши, Зигмунду.  А в 1570 году Иван Грозный послал с боярином Иваном Новосильцевым грамоту к казакам, жившим на Северском Донце для налаживания отношения.

 

Следующее на что необходимо обратить внимание, так это на то, что казаки признаны как служивое сословие. Сначала польскими королем Зигмундом, а потом и Иваном Грозным ну и в последствии с ними Царь Руси Алексей Михайлович подписал договор. Но западэнские украинцы сейчас пытаются навязать всему миру, что это было воссоединение Украины и Руси. Но разговор сейчас не об этом.

И так казаки сформировались как войсковое сословие в 14-15 веках, в бытность Ивана Грозного.

Так что же на этот счет со стрельцами, как развивалась их история, а вернее как зародилась? Смотрим туже Векипедию, исторические документы и??

 

Стрельцы или казаки?
«Стреле́ц — служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско».

 

Казалось бы, многое, что можно сейчас на этой ноте развивать но, мы с вами наблюдаем туже картину. Во – первых, Стрельцы так же служилое сословие. Во - вторых сформировалось так же во времена Ивана Грозного и более того:

«В XVI и XVII вв. казаки формировались из состава сторожевой и станичной служб. Казаки, проживавшие в это время на территории Царства Русского, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. В Русском Царстве центральным управлением городовых казаков был сначала Стрелецкий Приказ, а затем Разрядный Приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский Приказ, запорожскими и малороссийскими казаками — Малороссийский Приказ, мещерскими казаками — Мещерский Приказ, смоленскими грунтовыми казаками — Приказ Смоленского Разряда и т.д.».

И так формировались эти два феномена в истории государства Российского параллельно, что даже подтверждает уникальное сходства в обмундировании, оба были на страже интересов России, нещадно защищая её, но есть одно маленькое но, я бы сказал существенное отличие на данном этапе.

Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

А это значит, оно сформировано было еще в то время уже цивилизованным образом с государственной основой. И Стрельцы, положили собой основу Российской регулярной армии, и уж не как не казаки, не умоляя их достоинства. Я бы не стал говорить о казаках такого.

А что же в основе тех и других было положено историей, давайте рассмотрим.

Изначально, древнее славянское слово «стрельцы» обозначало лучников, являвшихся важной частью любого средневекового войска. Однако позже, в России так стали именовать представителей первых регулярных войск. Формирование стрелецкого войска началось в 1540-е годы при Иване IV Грозном. В 1550 году царь повелел учредить в Москве

«В лето 7058 учинил у себя Царь и Великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей три тысячи человек и велел им жити в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских, да и жалования стрельцам велел давати по четыре рубля на год».

В основе своей, они оба конечно свободолюбивого характера формирования, в связи со своим изнутри выборным подходом в руководстве.

В последние десятилетия XVII века московские стрельцы стали активными участниками политических процессов, протекавших в стране, и не раз с оружием в руках противостояли действиям правительства (восстание 1682 года,бунт 1698 года). Это, в конечном счёте, и определило решение Петра I о ликвидации стрелецкого войска.

Данный исторический факт отражен в произведении великого русского художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» — картина, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

 

Стрельцы или казаки?

 

И опять же тот же самый, Петр Первый и лишил казачество его исторической традиции, демократического уклада в виде выборности атамана Кругом. Ну а довершили его дело Большевики в 1917 году, декретом об уничтожении сословности, что и именуется в казачестве как геноцид казачьего народа, под названием «Расказачивание».

Но все равно как не крути,  от казачества избавилось. Боле того,

Стрельцы или казаки?
Правительство в  современной России не признает его в той должной мере, на которую казачество рассчитывает. Но опять же, само по себе казачество несет глубокие внутренние противоречия, которые в Стрелецком войске, как в идеальном, отсутствуют.

 

В Стрелецком войске присутствовала династия, но отсутствовали претензии на этническую идентификацию, как, то происходит сейчас в казачестве. Казачество почему-то странным образом позиционирует себя как воины Христовы, чего в Стрелецком войске не наблюдалось. Хотя оба формировались и укомплектовывались сугубо из русского народа. Почему-то Стрелецкое войсковое сословие не бряцало Православием, а казачество современности занимается этим с завидным постоянством, но в дореволюционную пору этого за ним не наблюдалось.

Подход к подготовке воинов в династическом варианте у Стрельцов принимало туже форму, как и у казаков. Да кстати оба пользовались преференциями у власти. Вы, конечно, возмутитесь и скажете, мол, казачество занималось расширением границ государства и освоением новых земель. Да я вам перечить не собираюсь и более того готов поставить казачеству это в заслугу. Но так, же прошу не забывать, что все, что было связано с регулярной армией страны, то это все следствие развития вооруженных сил страны, основу которому и положило не казачество, а Стрелецкое войско, как первое регулярное, государством созданное.

Вы скажите, почему Стрелецкое войско не жаловало патриаршество а, равно как и обратное, то я осмелюсь добавить следующее:

«Особняком стояли «патриаршьи» стрельцы, составлявшие в XVII веке вместе с «огненниками», патриаршьими «детьми боярскими» и патриаршьими дворянами личную гвардию Московских Патриархов. Они были еще и особой внутрицерковной «полицией нравов», следившей за поведением священнослужителей. «Патриаршие стрельцы постоянно обходят город, — писал побывывший в Москве архидиакон Антиохийской Православной церкви Павел Алеппский, — и как только встретят священника и монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению…».

Ну как? скажите, могли ли они стать воинами-Христовыми? Как на то сейчас, я бы сказал, не претендуют казаки, а им навязывает РПЦ. Если с казаков можно собрать дань, в виде принуждения посещения литургий и разного характера религиозного ритуала и обрядов, то со Стрельцами как вы уже поняли, не прокатит. Если вы мне  хотите предъявить, что, мол, сейчас В.В. Беличенко, казачий полковник, начнет еще и гусар с драгунами возрождать, то я поумерю ваш пыл тем, что эти перечисленные боевые единицы являлись составной частью регулярной армии. А, следовательно, потомки Стрельцов.

Так вот, возрождение Стрелецкого войска послужит хорошим примером того, как Родина чтит свою историю, полную военных побед, и героев. Опять же нет нужды создавать Стрелецкую партию Российской Федерации.

Не нужен федеральный закон о государственной и иной службы Российского Стрелецкого войска.

Не нужно создавать Первого Стрелецкого Университета на базе какого-то там университета технологий управления.

Не нужно вручать пагоны Стрелецкого полковника представителям женского пола, как то было вручено по неосторожности первому заместителю министра образования и науки РФ Н.В.Третьяк, или ректору первого казачьего университета имени К.Г.Розумовского, В.Н.Ивановой.

Не нужно утверждать Стратегию развития Российского, Стрелецкого войска до 2020 года в заложенном в неё таких великих затрат, которые закономерно не дойдут до каждого рядового стрельца, а зависнут где не будь в коридорах власти.

Не надо будет искать и высасывать из пальца Стрелецкий компонент в образовании, как то происходит в казачестве.

Думаю, что будет отсутствовать необходимость в утверждении казачьих чинов в Полпредстве, Федеральных округов и приказом Президента РФ, присвоения почетных званий Стрелецкого генерала, или Головы.

А в остальном учрежденное по моей инициативе Стрелецкое войско Российской Федерации, прошедшее регистрацию в Главном Управлении Министерства юстиции РФ, будет развиваться как любая другая некоммерческая организация в виде юридического лица.

Опять же отпадет необходимость искать родовых стрельцов, как в стране родной, так и за рубежом. Хотя я думаю, что появятся родовые, или как они себя именуют в казачестве, природные как месторождение угля, Стрельцы.

При общем собрании членов Стрелецкого Войска, отпадет необходимость в присутствии священнослужителя, как гаранта того, что собрание легитимно с принятыми на нем решениями.

Не думаю, что появится необходимость создавать Совет по делам Стрелецкого войска при Президенте РФ. А в регионах комиссии по делам Стрелецкого войска.

Не думаю, что Стрельцы  ухватятся за иконы обеими руками и хоругви, начав таскать их по делу и без дела, то вокруг церквей, а то на всевозможных крестных ходах.

А как вы себе представляете картину маслом, в виде того, что они стоят на коленях перед священнослужителем, бея челом и целуя полотнище, причем на заутрешней, обедешней и вечерешней литургии.

Конечно, строевой смотр на Покров день, это возможно и даже, я бы сказал, приветствовалось бы, как элемент демонстрации выучки и численности.

А представьте себе Стрельца охраняющего водоемы, леса поля и реки. Думаю, что такую картину менее чем унылой и неправдоподобной не назовешь.

А вот Стрелецкие Сотни охраняющие покой граждан и безопасность государственных границ, это вполне вероятно.

А как бы красочно и функционально, Стрельцы смотрелись, стоящие на страже чего либо, и даже в усилении деятельности полиции при охране порядка.

А вот в виде пожарника и танцующего с песнями «Ойся ты ойся, ты меня не бойся, я Стрелец удалый, ты не беспокойся», я такого цирка представить себе не могу, даже в пьяном угаре, или в бреду.

Не думаю, что среди Стрельцов появится желание носить погоны только офицерского состава, ибо у стрельца мало чем отличается одеяние рядового от главного офицера, типа полковника приказа или головы.

А вот на массовом, народном гулянии, эти персонажи изрядно бы украсили событие и придали бы ему желаемый коллор, да и за порядком под шумок проследили бы.

Ведь, если взять историю русского и славянского костюма, то становится ясно, что одеяния Стрельца вышло как раз из народного, с элементом этнической принадлежности, присуще сугубо славянской народности, а именно русской.

А в деле патриотического воспитания подрастающего поколения, думаю, что Стрельцам равных-то не было бы. Вот они то, как никто расскажут о развитии русской культуры больше, нежели другие.

Ну и разумеется из этого вытекает что в Стрельцы не пойдут представители других наций и вероисповеданий, ибо им сразу укажут на то с кем «Шпак брал Казань».

Так что думай читатель что продуктивнее и конструктивнее следовало бы возрождать.

С уважением,

Казачий полковник,                                                                                            

кандидат педагогических наук                                                                               

Владимир Владимирович Беличенко.

15 Ноября 2015 1937 1

0
1 Яков  
Из обсуждений этой статьи на нашей странице в соцсетях: 
1. БРЕД

2. Вот уж действительно бред. По другому эту писанину не назовёшь.

3. Наверняка кто то скажет, что это не конструктивная критика, но здесь даже критиковать нечего, ибо в каждой фразе сквозит не только незнание казачьей истории. но и вообще истории-грубейшие ляпы по датам и событиям. Кто-то скажет, мол дайте свою версию. Но  эти исторические этапы достаточно хорошо описаны профессиональными историками, а в таких примитивных статьях расчет на простого обывателя, у которого представление о казаках складывается из таких ряженных придурков, которых мы регулярно видим вокруг практически каждого православного храма, приносящих непонятно кому, непонятно какие присяги.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.