Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Социологическое и геополитическое значение модернизации тестов на креативность.

УДК 316.6

Социологическое   и   геополитическое   значение   модернизации тестов на креативность.

А.Н. Баранецкий.  Лаборатория социальных и социально-культурных проектов при социально-экологическом фонде Севастополя. Севастополь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тысячи лет существуют традиции сословного деления общества, для привлечения новых людей в правящую элиту всегда требовалась огромная политическая воля. Обновление кадрового обеспечения властных структур простым не бывает. Как бы то ни было, элиты цивилизаций в последнем столетии вынуждены повышать свой общий уровень культуры, интеллекта. Так, практически на всей планете наблюдается исчезновение неграмотных, необразованных людей в политических элитах. Если в начале ХIХ века ещё встречались уникумы, типа зулусского «императора» Чаки, то уже к началу ХХ века всё шире практикуется исключение людей без высшего образования из политических элит.

Становится невозможным игнорировать интеллектуальное неравенство людей. Есть предыстория изучения как интеллекта, так и креативности. Здравый смысл и общенаучный кругозор подсказывают, что судьба государств с низким уровнем креативности и интеллектуальной инициативности политической элиты предрешена и незавидна.

Казалось бы, лидеры государств должны быть что называется «кровно» заинтересованы в изучении человеческих качеств и психологических особенностей тех 100 или 1000 человек, которыми они непосредственно руководят. Но будет ли «избранная тысяча» лиц, принимающих решения сама себя изучать и поднимать свой интеллектуальный уровень? В историческом прошлом власть имущие позволяли себе отдых чаще, чем заботы об интеллектуальном росте, но текущий век показывает, что геополитические манипуляции становятся тотальными. Чтобы применять политическую технологию завтра более эффективно, чем вчера, надо наращивать как уровень интеллекта, так и уровень креативности. Иначе политическая элита соседней или заокеанской цивилизации поможет конкурентам или оппозиционерам взять власть и отстранить от оной старую политическую элиту. Поэтому появление новых открытий, касающихся изучения психологических, педагогических и социологических реалий на наших глазах становится более значимым событием, чем некогда создание ядерного оружия.

Понимание состояний ГОТОВНОСТИ глубже всех в мире изучил советский психолог Д. Н. Узнадзе. Он, конечно, исследовал элементарные установки, но это говорит об основательности, а не о том, что социолог вправе игнорировать категорию установки в процессах постижения отношений власти и отношений к власти.

Понятие установки и понятие готовности особо важны для модернизации концепции человеческой креативности. Сущность креативности - в обеспечении динамичной и устойчивой системы установок по отношению к предмету творчества.

Многие достижения психологов и педагогов не были нацелены на политические цели непосредственно. Их ракурс и их дискурс вне социологии и вне политологии. Поэтому геополитическое значение их не очевидно. Это педагогические системы А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова, и даже опыт детского дома-интерната в Загорске под Москвой. Это наследие классиков советской психологии Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Н. Узнадзе, и ныне здравствующего Василюка Ф.Е («Психология переживания»). Много обещает и опыт переосмысления достижений западного психоанализа среди учёных Восточной Европы, этим занимаются десятки профессоров, и не случайно.

Есть и основательные культурологические исследования «анти - достижений» человека с «нашим» складом души или, как теперь принято говорить, – «нашим» менталитетом. Так, становится понятнее судьба талантливых аутсайдеров в социуме господствующего нарциссизма власть имущих при чтении исследования феномена нарциссизма власти. Такое исследование предприняли А.К. Шевченко и А.О. Маклаков в работе «Непристойные наслаждения».3 Этот опыт важен тем, что он показывает: технологически может оказаться, что быстрее и эффективнее можно модернизировать методы изучения низкого уровня креативности и низкого уровня нравственной культуры. Особенно если они сочетаются с невысоким уровнем интеллекта.

Социология морали в странах Восточной Европы как наука известна только узкому кругу профессионалов, о широком использовании и форсированном развитии этой дисциплины мысли вообще вопросы не ставятся. Хотя есть предложение о соединении социологии морали с некоторыми методами культивирования и изучения философской культуры субъекта и создании СОЦИОЛОГИИ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.1

Об этом вопросы не ставят ни СМИ, ни политики.

А в бытность свою президентом России Дмитрий Медведев публично подчёркивал, что для судьбы России важнее всего форсировать технические науки, при этом сделал оговорку – считает так, хотя сам он юрист. Вероятно, ни в правительстве России, ни в правительстве Украины никто никогда не занимался мониторингом геополитического значения всех научных исследований. Можно предположить, что геополитическое значение, вероятно, раз и навсегда приписали только ядерной физике.

Кто воспользуется возможностью видеть пропасть между бездарными и талантливыми людьми? Какой политический режим в какой стране? Советского психолога Л.С. Выготского (он умер в 1937) в качестве гения «переоткрыли» психологи США в 1982 году. При этом советские профессора психологии чтили память о нём как об учителе и корифее нашей науки всегда. НИИ педагогики великого педагога В.А. Сухомлинского создан и работает в современном Китае, но не на Украине, где его тоже многие помнят и чтут.

Данная публикация представляет собой попытку сделать публичной информацию о том, что для успехов в геополитических играх нового века социология с психологией будут играть существенно более весомую роль, чем физика, химия и биология вместе взятые. «Кадры решают всё», а утечка мозгов и качество кадрового состава правящей элиты предопределит та цивилизация, которая соединит достижения психоаналитических изысканий с исследованиями человеческих способностей советскими психологами и педагогами ХХ века.

Глобальные социальные проекты может разработать и предложить не всякая цивилизация и не всякая политическая элита. Но если она на это способна, то её влияние и силы возрастают многократно. Сущность оружия в том, что это инструмент для пресечения деструктивных инициатив диких, нецивилизованных субъектов. Главное геополитическое оружие – это не то, что делали на военных заводах оружейники ХХ века, а глобальные социальные проекты. Есть критерии их оценки2 и перспективы модернизации.

Когда в геополитических интересах те или иные сверхдержавы тратят огромные  деньги для подготовки революций (или псевдо-революций) в далёких или близких странах, то по характеру «продвигаемой» новой властной верхушки в «опекаемой»  стране можно ставить диагноз  положению самой сверхдержавы и её качеству. А именно: если сверхдержава реально помогает добиваться власти людям творческим с растущей мерой креативности, то и сама сверхдержава не боится конкурентов и нуждается в сильных и инициативных партнёрах. Эта сверхдержава – ускоряет своё собственное развитие и помогает иным безболезненно и бесконфликтно стряхнуть вериги излишнего консерватизма.

Если же сверхдержава помогает приходить к власти лидерам с невысоким уровнем креативности, то это порой оказывается заметно «издалека» по тому, - кто «первые»  «семеро»  «наверху».

Кто верховодит? Быть может это интеллектуалы, которые давно стали моральными лидерами своего народа и много раз доказали способность поднимать экономику, решать политические вопросы? Быть может это пионеры модернизации социально – экономических программ, которые умеют быстро и эффективно заручаться поддержкой ближних  и дальних соседей?

Или это одиозные лидеры со средневековым мироотношением и мировоззрением эпохи колониализма?

Или это религиозные фанатики, двуличные политиканы, плоско мыслящие националисты?

Верный и точный ответ на такие вопросы позволяет определить не только диагноз самих изменений в «опекаемом»  сверхдержавой обществе, но и качество геополитических инициатив самой сверхдержавы.

А уж если «опёка» и «помощь» сверхдержавы  приводит к кровавым распрям в опекаемой стране, если накал информационной войны доводит чуть не  миллион человек до политической истерики, конвульсивных решений по вопросам применения насилия, то вместо определения уровня креативности можно и надо ставить вопрос об определении меры бездарности тех или иных участников политических процессов.

Литература

1.       Баранецкий А.Н.О необходимости создания социологии нравственной культуры// Этничность и власть: новая геополитическая карта Европы и проблема безопасности в Черноморско-каспийском регионе. Материалы УШ международного семинара 21-23 мая 2009 г., г. Ялта / под ред. Т.А. Сенюшкиной. – Севастополь: «ЭКОСИ – Гидрофизика», 2010 – С 280

2.       Баранецкий А.Н Перспективы понятия о ноосфере в контексте практики переосмысления глобальных социальных проектов // Современное гуманитарное образование: концепция ноосферы В.И. Вернадского в контексте информатизации мира: материалы международной научно – практической конференции 23 апреля 2013 г. / Под общей редакцией И.Н. Воронина, Н. В. Крюковой : Севастопольский экономико – гуманитарный институт Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2013. – 276 с.

3.       Маклаков А.О., Шевченко А.К. Непристойные наслаждения / Маклаков А.О., Шевченко А.К.. – К.: СПД Моляр С.В. 2010. – 412 с.

10 Июля 2014 660 2

2  
Это вопрос вековых споров. Каждый считает по своему и переубедить его невозможно.

1  
А КАЗАКИ, это народ? Сословие? Или что, кто? Извечный вопрос!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.