Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Сабля, шашка, отличия и преимущества

 

В настоящее время существует много мифов о казачьем оружии, особенно это касается шашки и сабли. Исторически получилось так, что казаки вынуждены были принять на вооружение шашку, однако в 20-м веке было разрешено выходить на службу с «дедовским» оружием, с саблями, которые стали называть «клычами».

 Авторитетный специалист Феликс Русланович Наков утверждает, что шашка более совершенна, чем сабля и отличается от нее коренным образом. Некоторые современные казаки, в том числе и Павел Поляков утверждают, что т.н. «казачья» шашка обладает несравненно лучшими боевыми качествами, нежели сабля. И тут в очередной раз приходится определяться с терминами и классификацией. Иногда шашку называют саблей, случается и наоборот.

Итак, что такое сабля и что такое шашка.

Сабля – длинноклинковое, как правило, кавалерийское оружие с однолезвийной или полуторной заточкой и изогнутым клинком. Как правило, имеет защиту руки от простого крыжа до развитой чашки. Подвешивается на пояс как лезвием вниз, так и вверх. Длина клинка – от 50-60 см (экзотика типа западноафриканских или некоторых европейских образцов) до 1 метра, иногда более (черкесская сабля 18 века).

Шашка – длинноклинковое оружие с однолезвийной (редко - полуторной) заточкой, без гарды или даже простого крыжа. Подвешивается на пояс лезвием вверх. Длина клинка – от 65 до 85 см, могла быть и длиннее (об этом ниже). Клинок, может быть изогнут, слабо изогнут, а может быть прямым. Исторически шашка действительно была сначала ножом, по версии Панченко - подсаадашным, «подколчанным». У русских в 16-ом веке был распространен такой нож, причем имел ряд черт, делающих его схожим с шашкой. Но в 18-21-ом вв. шашка является «основным поясным» клинковым оружием, а это выдвигает к ней другие требования, нежели к ножу. В 18-20-м вв. шашка выполняла те же функции, что и сабля, что потребовало изменения техники владения. Более длинный клинок даже без защиты руки предполагает возможность применения ряда сабельных защит.


Сабля, как следует из ее определения – очень разнообразное оружие.

Шашки более схожи между собой. Главное – шашка ВСЕГДА без гарды, никогда (или практически никогда) не имеет пера-елмани на клинке и ВСЕГДА подвешивается вертикально, лезвием вверх. Похоже, для удобства ведения учета в Русской Императорской Армии шашками называли т.н. «драгунскую шашку» (суть сабля, хоть и подвешивается лезвием верх), а также азиатскую саблю туркменских конников. Точно также поляки, а именно Заблодский относит шашку к разновидности сабли. Кто же прав?

Для ответа на этот и ряд других вопросов нужно внимательно рассмотреть устройство шашки и сабли и их применение. И шашка, и сабля имеют схожие, а часто одинаковые клинки. Многие шашки прямо делались на привозных европейских сабельных клинках, иногда со старой сабли снималась старая рукоять и гарда и ставилась кавказская шашечная. Иногда делались собственные клинки. Таким образом, рубящие свойства шашки и сабли схожи. Феликс Наков обращает внимание на форму и конструкцию рукояти шашки, очень хорошо ложащуюся в руку. Действительно, рукоять, сделанная в кавказских традициях, очень удобна, но лично я не сравнивал с настоящими польскими, турецкими, азиатскими или французскими саблями. Длина и вес одноручного клинкового оружия ограничены примерно полутора килограммами, причем шашка, как правило, заметно легче большинства сабель. Но вес и баланс хотя и имеют большое значение, но не являются определяющими характеристиками в школе фехтования на том или ином оружии. Кроме того, есть ряд взаимоисключающих факторов. Если конструкция шашки более однообразна, то польская сабля, например, могла иметь разную гарду и клинок с елманью или без. Соответственно, вес и баланс разных сабель заметно различались и могли быть примерно схожи с шашечными параметрами, а могли и отличаться. За счет гарды баланс перемещался ближе к рукояти, за счет елмани – наоборот. Причем и гарда могла быть достаточно тяжелой, а могла и почти не влиять на развесовку. Но вот защитные свойства имели большое значение, определяя технику фехтования.

К различию шашки и сабли еще вернемся, нужно прояснить ситуацию с т.н. «казачьей» шашкой. И вот тут мифотворчества столько, что создается ситуация, сходная с известными конюшнями. Чего стоят школы «фланкировки», суть танцев с оружием, взятые из арсенала не казачьих войск, а Кубанского «Казачьего» Хора. Кроме этого есть еще и каскадёрско-трюковые приемы, неприменимые в схватке.

Многие умники пошли дальше: мало того, что они для своих показушных «выступлений» делают шашки с никогда не существовавшими рукоятями, так они еще выдают эти поделки за настоящие, истинные. Хотя явно срисовали их с эльфийских мечей из фильма «Властелин колец». Более умеренные говоря о «казачьей» шашке имеют ввиду «степовую» образца 1881 г. Эта шашка действительно отличается от традиционной кавказской конструкцией рукояти и заточкой клинка. Шашку пытались сделать более удобной для уколов и столь же пригодной для рубки. Но главное – была ухудшена конструкция рукояти, которая стала и менее прочной, и менее ремонтопригодной.

Феликс Наков справедливо сравнивает шашку с большим ножом, когда говорит о заточке и рукояти. Рукоять кавказской шашки делается путем наложения щечек из дерева или рога на хвостовик клинка. Рукоять «степовой» - наборная, состоящая из трех частей, насаженных на хвостовик и скрепленных гайкой. «Степовая» рукоять быстро разбалтывается, и если щечку кавказской рукояти можно сделать из практически любой древесины, выстругав ножом и проделав отверстия для клепок, то для «степовой» так не получится. Кроме того, с рукоятью степовой шашки проводились эксперименты, ее ставили под углом к клинку для удобства укола. Т.е. ее конструкция так и не была доведена до ума, а главное – это и не нужно, т.к. кавказская шашка вполне хороша. Она вполне пригодна для нанесения рубящего и даже колющего удара.

Однако утверждать, что шашка «лучше» сабли в корне неверно.


Шашка, как правильно говорит Наков, быстро извлекается из ножен, более того, прямо из ножен можно наносить полноценный, разваливающий противника, удар. Но для войны такое свойство не является обязательным и главным. Для войны и большинства схваток важными являются поражающие свойства и защита руки, удерживающей оружие хотя бы от случайных и неприцельных ударов по защищенной в лучшем случае перчаткой руке. И здесь необходимо перейти к физическим основам фехтования и рубке.

Феликс Наков, а также очень многие апологеты шашки считают, что «шашкой рубили, но не фехтовали». На самом деле любая схватка на длинноклинковом оружии может рассматриваться, как фехтовальный поединок. И даже бой на карабинах со штыком или пиках. Другое дело, что построенная на постоянном контакте с вражеским оружием европейская школа (точнее, школы, ибо их множество) в фехтовании на шашках применима очень ограниченно. Для того, чтобы разобраться в этом, нужно понимать, что такое фехтование и из чего оно состоит.

Итак, шашка и сабля.

Если сравнивать шашку и саблю с одинаковыми клинками длиной около 80-85 см, то следует проанализировать отдельные свойства и характеристики. Это будут рубящие свойства, скорость первого удара, применимость в схватке, в которой возможности отступить нет, а оба противника не сумели первыми атаками добиться серьезных результатов (т.е., относительно длинный бой). Рубящие свойства. При одинаковых клинках - равные. Первый удар. Однозначное преимущество шашки. И это достаточно важно, если конница вела, к примеру перестрелку, а потом срочно возникла необходимость в рубке (неожиданная атака врага; либо сами шли в атаку наметом, стреляя из винтовок или автоматов (было и такое во время ВОВ), а то и из гранатометов, а после сближения некогда менять пустой магазин). Собственно, похоже так использовался и подсаадашный нож у конных лучников. И здесь шашка, не имеющая крестовины, извлекается быстро, надежно, да еще и позволяя наносить удар прямо из ножен. Удобна она и при самообороне (классический случай с Пачабгожевым).

Впрочем, правильно подвешенная сабля и хорошо подогнанное снаряжение позволяют свести преимущество шашки в этом вопросе к минимуму. Продолжительная схватка, либо перед боем у противников было время наизготовку. Здесь зависит от бойца, однако сабля позволяет использовать более богатый арсенал приемов. Т.е. при прочих равных здесь уже сабля имеет преимущество, хотя и боец, имеющий шашку, может его компенсировать активными передвижениями и обманными приемами. Но здесь огромную роль играет актуальность фехтовальной школы. Для сабли, похоже, следует признать наилучшей польскую крестовую школу. Ею пользовались и запорожские казаки, возможно, и донцы, а также русские дворяне (у кого были возможность и желание научиться, т.к. кто-то делал акцент на умение стрелять, а кто-то – на владение древковым оружием, а то и шпагой). Применимы многие ее аспекты и для шашки, тем более, что демонстрируемая Я. Синявским техника выполнения ударов актуальна и для рубки мишеней (Синявский при ударе саблей или пальцатой тоже делает доворот корпусом и тазом). В тоже время бойцу с шашкой требуется большая подвижность, нежели саблисту, который может позволить себе "перестукиваться" с противником, не рискуя остаться без пальцев.

Ну и вопрос, почему черноморские казаки отказались от сабли, и перешли на шашку. Причины тут были социальные, наложилась и потеря независимости Польшей, и ликвидация Запорожского войска – государственного образования, в котором в том числе поддерживалась и некая система обучения военному делу, куда входило и искусство владения длинноклинковым оружием (саблей). Это не значит, что у запорожцев была СОБСТВЕННАЯ школа, но некий синтез из польской и иных традиций был. Но сначала разгром Сечи, а потом и переселение на Кубань, во-первых, разрушили эту традицию, во-вторых, сделали более актуальными стрельбу из ружья, владение пикой и кинжалом, а сабля, столь удобная для конных схваток, на некоторое время потеряла актуальность, противника не было. В 1820-ые годы, когда черноморцы стали вступать в конные схватки с горцами, выяснилось, что легкокавалерийские сабли европейского образца не лучшим образом проявили себя против легковооруженной нестроевой конницы, к тому же и сами казаки не сражались в строю. Потребовалось найти средство противодействия, а т.к. горцы владели шашкой мастерски, то казаки переняли оружие и, отчасти, технику его применения у противника – так проще.

 

Материал прислан казаком Волжского войскового казачьего общества, ссылки на источник нет, при возникновении вопросов со стороны правообладателя, обращайтесь к администрации сайта.

Фото, из архива сайта "Казачество Москвы"

08 Июня 2015 27605 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.