Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Русский и национальный вопросы в России

Русские являются самым многочисленным народом в России - об этом говорит не только статистика, но и символические очертания государства и жизни, которые нас окружают: названия Россия-Русь, Рубль, Русская культура, Русская Православная Церковь и т.д.

Проблема восприятия русскими самих себя является сложной, прежде всего, потому, что само значение русских со временем менялось. Так, я уже писал о том, что во времена Российской империи принадлежность к Православию вкупе со служением Царскому дому делало человека русским - разделение на всех остальных произошло разительно позже, нация русских в гражданском смысле приобрела свое значение только лишь после возникновения самого термина "нация" после Великой французской революции - до момента крушения империи никакого представления о нации не существовало, кроме как среди тех, кто исторических потомков русских - как людей, который проживали на территории России и соответствовали атрибуту большинства, посчитал русскими в смысле зарождающейся политической нации. Определенные исследования позволяют говорить о начале формирования русской классической нации на примере Российской империи, которой, правда, не дали сформироваться до конца из-за случившейся на наши головы Революции, которой в следующем году будет 100 лет. Так или иначе, вопрос русской гражданской культуры отсутствовал в среде российской политической мысли имперской России.

В Советское время русские резко сократили ареал своего существования - из них выделились собственно сегодняшние русские, украинцы, белорусы и прочие мелкие этнические образования, которые уже были и продолжают существовать ограниченно в каждой из территорий трех государств. Поднимаемый нами вопрос в равной степени относится также и к казакам, которые по стандартам российской империи также являлись русскими как носители Православной культуры и подчинявшиеся Дому Романовых. Кто-то, правда, утверждает, что часть этих казаков была беглыми и, наоборот, не видела себя в качестве составной части русской нации.
Все же русские в Советском государстве отличались от других народов только определенным набором культурных ценностей, в гражданском смысле не представляя собой ничего - так была сформирована нация - государствообразующая, которую к тому же растащили по многим "квартирам" - республикам Советского Союза, где они были вынуждены принимать некоторые нормы тамошней жизни, взамен привнося элемент советской политической культуры - которая по общественным установкам того времени (как главной в государстве) и была русской. Даже если учитывать, что она была основана на совершенно чуждых "традиционному" русском сознанию культурных ценностях - Ленину, немецкой критической философии материализма и научном атеизме. Нормы культуры, которой бы обладал русский народ, как уникальный, - вернулись гораздо позже - немного-немало после начала Второй мировой войны. Кроме того, отдельно от гражданской культуры выделилась и еще одна - чисто духовная практика, шедшей в официальном разрезе с культурой партийного строительства, но ставшей обязательной из-за невозможности от нее отказаться ни одному из народов Советского Союза.

В этой ситуации русские стали разъединены еще больше, так как являлись носителями совершенно противоположных ценностей: кто-то был одновременно преданным членом Коммунистической партии и основанных на ней культурных наративах и одновременно являлся толкователем по былой религиозной практике Христианства, кто-то признавая в себе базовые компоненты русского сознания был вынужден постоянно контактировать с проживающими другими народами и народностями на территории самых отдаленных от союзного центра республик.

О том, как менялась сама жизнь в них мы поговорим отдельно, ибо мощнейшему культурному переосмыслению подверглась также периферия, особенно Кавказ, где в традиционном смысле сильнейшее влияние оказывали множество разных идей, которые до сих пор продолжаются вариться вместе в огромном котле: это и идеи Западного строительства национальных государств и Восточная идея естественного расширения за счет поглощения других, и право на автономность, и политика единения за счет общей идеологии или религии, и важный компонент национальности и не менее важная культурная адаптация - мой любимый пример с чеченцами явно показывает, что они оказались разъединены под условными двумя параметрами - национальной и религиозной идентичностью, каждая из которых играет важную роль, что одновременно помогает им оставаться и мусульманами, и националистами - то есть страстными защитниками своей нации. Но если такое разделение произошло среди чеченцев, как нации вроде бы сплоченной - более того, жившей всегда обособленно даже во времена СССР, то что ожидать от русских, которые оказались, по мнению некоторых выдающихся деятелей, самой разделенной нацией внутри России?

Говоря о вопросе русской идентичности я намеренно отделил ее от национальной, потому что это суть не одного и того же. Сегодняшняя национальная идентичность может называться русской, так как она продолжает политику государственного строительства по русской идее - основанной на преимущественном преобладании русскоязычного населения, русского языка и других символов России, которыми она владеет в полной мере и распространяет эксклюзивное влияние на всех жителей России по правилу простого численного превосходства. В этом смысле я ставлю равенство между российской и русской национальной идентичностями с одной оговоркой: нынешняя испытала большее влияние своего предыдущего (русско-советского варианта) и стала более лево-ориентированной, т.е. учитывая естественное культурное разнообразие различных мелких национальных и этнических общностей нашей страны. Практика показывает, что это нормальная европейская стратегия, от которой нас, правда, хотят все время отгородить.

Русская же идентичность как набор определенных культурных ценностей включает в себя другие, отдельные от вопросов национального строительства, компоненты:

1. Этническое происхождение
2. Религиозные предпочтения
3. Исторический путь народа со всеми атрибутами (национальные герои)
4. Отдельные социо-культурные компоненты в зависимости от места проживания
5. Даже, возможно, язык (хотя его можно отнести к компоненту национальной идентичности).

Итак, утверждается, что русских в России большинство, потому что русские, проживающих на своей территории представителей других народов (украинцев и белорусов) считают одним большим русским народом. Это первая и большая ошибка, так как в этом смысле белорусы и тем более украинцы обладают иной культурной и даже "идейной" идентичностью, поэтому от знаменитых 85% мы вынуждены вычесть еще несколько.

Далее - религиозные предпочтения. В советское, да и нынешнее время все постконфликтные общества проходят путь так называемых классических наций, которые уже сформировались окончательно: так они имеют в большинстве своем определенные религиозные предпочтения, из-за чего мы не можем представить себе русского мусульманина или буддиста. Однако таковые имеются - более того, они в определенной степени не считаются большинством частью русского народа, но и альтернативного общества, основанном по религиозному принципу, никто им не дает. Замечу, что те из них, кто является просто "предателем веры отцов", но не является экстремистом, то есть в равной степени пытается распространить свою русскость на другую - не Христианскую (в нашем случае конкретно Православную) идентичность - все равно не считается русским, хотя "национально" он может им являться - т.е. разделять язык, историю и большую идею Российского государства. Да ладно - они даже этнически могут являться русскими, но не будут русскими из-за иного образа жизни.

Наоборот, чеченец, принявший Православие, в каких-то компонентах будет близок русским, но своим им не станет из-за того, что у него иные взгляды на исторические процессы, например военные действия в Чечне в 90-ые и 2000-ые. А у общества, как известно, по этим пунктам компромисса нет. Как нет его и у самих русских внутри себя. Это третий пункт.
Ну, и четвертое - культурные отличия. Так уж повелось, что русские, проживающие на условном Кавказе - будут хорошенько интегрироваться в местное общество - пускай даже и оно в каком-то смысле испытало обратное влияние за счет действий Москвы - это уже другой разговор. Местные не могут не интегрировать местных - так они делают хорошо и себе, предотвращая от ненужного культурного влияния и других, чтобы те не остались не понятыми. Но так не только на Кавказе - вообще в России, однако, некоторые республики в составе Кавказа в свое время планировали действия на реальное отделение. Тоже самое было и с Татарстаном, некоторые сибирские округа также не считают себя частью России, в то время, как разные во всех отношениях русские, разбросанные по стране, все-таки видят путь существования только в едином русском государстве.

Все это, правда, не снимает противоречий с самой русской идентичности, которой оказывается две: культурная, по которой нет определенных договоренностей и, собственно, национальная. Все эти проблемы, переплетаясь и являясь наследниками нерешенных еще в прошлом противоречий делают вопросы распространения определенных культурных, религиозных и иных стереотипов еще более очевидными. Пока что мы не пришли к пониманию единства, которое в определенном смысле может нам вовсе не нужно, а с другой просто необходимо. Что же делать?

Источник

16 Апрель 2016 717 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.