Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Рассказ казака об адыгах!

Казак рассказывает, какими были настоящие адыги.


Не пожалейте времени на чтение.


Была пора уборки сенокоса. Я работал зоотехником в нашем совхозе "Хабезский". В нашем ауле была молочная ферма, и я находился с нашими фермерами в местечке "Шыбэгуко". Я отправился к нашим косарям, чтобы узнать как у них дела, они тогда находились в местечке "Шахтико". В пути я заехал на кошару аула Хагундоковский, потому что там находился зоотехник этого аула. Пока мы здоровались, нам тут же накрыли стол. Отказаться было нельзя, так как посчитали бы это за неуважение, поэтому мне пришлось задержаться. Сначала накормили их косарей, потом нас.


Когда нам только накрывали на стол, подъехал старик казак из станицы Зеленчукской. У него в руках была лишняя уздечка, и стало ясно, что он искал своего коня. Молодые люди пошли ему навстречу и помогли спешиться с коня 80-летнему старику. Он им протянул несколько сложенных мешков, служившие ему вместо седла и поздоровался с нами по - адыгски. Здесь старика Матвея уже давно знали. Даже его фамилию позабывали и звали его старик Матвей.


Молодые люди позвали его к столу. Не отпираясь, привычным делом он умылся, вытерся и сел на указанное место старшего, куда его приглашали. Он обратился добрыми словами своего тоста к присустсвующим и парни, любители выпить, с радостью поддержали эту идею. Но захмелевшие парни перевели разговор на тему смелости и отваги, и начали кичиться собой, что нет им равных.


Матвей молча, улыбаясь наблюдал за ними, потом встал подняв руку и все замолчали, надеясь услышать от него одну из тех историй, что увидал он на своем веку. Старик Матвей заговорил с акцентом на адыгском языке. - Спасибо, парни. Чтобы ваш стол всегда был щедрым. Из адыгских традиций много еще у вас осталось: я никогда не встречал ни у кого такого радушия к гостям, хотя моя нелегкая судьба забрасывала меня в разные страны , к разным народам. Вы очень щедрые, у вас всегда открыт стол, даже не спросив "Кто ты?" вы угощаете всех. У вас открыты сердца, даже когда это вам же и вредит иногда. Нигде нет столько почитания старшим как у вас. Это все из богатого наследия ваших предков. Но меня печалит увлечение алкоголем вашей молодежи, она уносит жизни многих молодых неженатых людей, которые так и не оправдали надежд своих родителей. Вы отбросили свой махсыма, который так страшно не пьянит голову, а губите себя русской водкой. У пьяных никогда не будет здорового потомства.


Вот я слушаю вас и слышу, что вы говорите о себе "Я адыг, я адыгский мужчина". Не обижайтесь, но вы не сравнитесь с теми настоящими адыгами, которых я видел. Это обидно слышать- но это правда. Я всегда отношусь к вашему народу с чистой душой, и болею за вас. Чтобы не быть голословным, я вам приведу пример из моей личной жизни.


Это случилось со мной еще до службы, когда отец отпускал меня с казаками, чтобы я учился у них их повадкам и манерам. Как-то раз одним прекрасным осенним днем мы, около 10 всадников выехали из станицы Зеленчукской в станицу Кардоникскую. С нами был и атаман нашей станицы. Он сам был великан, ему еле нашли коня, способного его держать. И в кулачных боях между станицами, пережиток дурацкого прошлого, не было ему равных в этих боях. Его кулачище могло бы и не поместиться в котел среднего размера. Даже в схватке с самым яростным быком, он смог бы свернуть шею любому быку, если только он схватил бы его за рога. А если бы он ударил бы в лоб быка, то животное не скоро бы могло встать на ноги. И когда он был с нами, то я думал, что нет на свете человека, которого мы должны бояться. Мы дошли до пересечния трех маленьких рек, где начинается река Малый Инжич. Солнце только поднялось. Когда мы пересекли первую речку Маруха, мы увидели адыгского всадника, движущегося к нам навстречу, который, казалось купался в лучах солнца. Никогда ни с кем не спутаешь манеру держаться на коне у адыгов: князья у них сидят прямо, как орлы на краю вершины, уорки сидят бедром, чтобы было понятно издалека, что уорк едет. Он почти не использует кнут, только как элемент национальной одежды. Мне отец рассказывал: когда адыги впервые увидели на сапогах у русских офицер шпоры, и узнали для чего это предназначено, они сконфузились сильно, и им было жаль тех коней, на которых сидели офицеры…


Когда посмотришь на приближавшего к нам всадника, невозможно было поверить, что он не был рожден на этом коне, так гармонично они смотрелись вместе. Это был настоящий адыгский всадник: в левой руке он поводок держал расслабленно, в правой руке раскачивая в такт шагу коня у него висел кнут, украшенный черным серебром . Он был в полном вооружении. Серебряный кинжал был закреплен на его войлочном ремне. Этот ремень опоясывал его тонкий стан. За спиной был шестиствольный карабин.


И в ножнах была спрятана черкесская сабля, готовая как змея ужалить. Его ножны были украшены черным серебром, и что его меч готов был жалить как змея в любой момент, он нам вскоре продемонстрировал. Хотя его конь прошел большое количество пути, это на нем не сказывалось, он шел ускоренными шагами. Его адыгское седло было удобным, и сколько бы ни двигалось оно, адыгский всадник сидел неподвижно и крепко. Он, наверное, был старше меня лет на 10.


Наш атаман , когда увидел всадника, задумал недоброе и сказал, обернувшись: - Хлопцы, не хотите фокус посмотреть?


Я , конечно же, безусловно, хотел бы посмотреть фокус, но среди нас были старшие, которые знали, что нельзя нападать на одинокого адыгского всадника, и они сказали: -На что он тебе сдался, батько! Пускай едет своей дорогой, а мы своей. Мы же с ними нынче в мире, не трожь ты его! Но это не понравилось атаману.


Тем временем всадник приближался, он уже пересек вторую реку. Юноша был красив, как холенная девушка и если бы не его усы, можно было подумать, что это переодетая девушка.


По адыгскому этикету, когда он увидел, что среди нас есть старшие, и чтобы с ними поздороваться, он переложил кнут на верхушку седла, остановил коня и обратившись лицом к нам, остановился, оказывая нам уважение. Наш атаман был впереди нас на 5 лошадей, и подошел к адыгскому юноше и сделал вид, что хочет с ним поздороваться. Атаман был старше, и поэтому первый протянул руку, адыг в ответ тоже руку протянул, но атаман схватил за пояс адыга. Кто теперь может нам рассказать, что тогда хотел сделать атаман? Возможно он хотел приподнять адыга и так над ним посмеяться. Ведь у атамана была сила немереная, или же он позарился на оружие адыга? Итак, мы подоспели в тот момент, когда наш атаман своими ручищами вытащил адыга из седла. Но что за чудо дальше произошло?! Не успел атаман донести до своего седла адыгского юношу, как мы увидели, что по траве катится голова атамана. Пока мы смогли понять, что случилось, черкеса, которого так неожиданно выхватили из седла, в мгновение ока , как молния снова быстро он очутился в седле, и он отрубил головы всем 5 казакам, которые к нему подоспели. Когда мы это увидели – мы пустились наутек. Но куда – там. Его конь так быстро двигался, что и этого хватило, чтобы сердце в пятки ушло. Он ни одного всадника не оставил, которых догнал. Всех грудью ударял и скидывал с седла. Он всех поубивал, кроме меня. На мое счастье, я оставался последним. Когда я увидел, что случилось, я со всей силой повернул коня к лесу, с намерением там спрятаться. Но не успел я добежать, как он положил свой меч обратно, и выхватив ружье сбил коня подо мной. Когда упал мой конь на полном ходу, я выкатился из седла и покатился прямо к лесной чаще.Я еще дальше залез в терновник и начал готовить ружье к выстрелу, думая, "теперь твоя жизнь в моих руках, черкес" . И вдруг неожиданный выстрел разорвал мое ружье, и пуля от него прострелила мне мочку уха. Я упал без сознания и когда черкес подъехал, он увидел кровью запачканную голову и меня без сознания, это обмануло его и он не выстрелил в меня второй раз. Положив обратно ружье, он уехал шагом, как будто ничего и не случилось. Если бы он выстрелил в меня второй раз, вам некому было этот рассказ рассказывать. И я остался с этим шрамом на всю жизнь, как вы видите.Я до сих пор никогда не обвинял того юношу ни в чем, потому что во всем виноват наш атаман. Вот это был настоящий адыг, мои парни. Можно даже сказать , что он был юн, даже мужчиной его не назовешь, так молодо он выглядел. Вот он истинный адыг, а не тот адыг, кто много пьет и реет за столом и кричит, что он адыг. Это большое несчастье.


Когда закончил свой рассказ Матвей, многие за столом уже так быстро протрезвели, что готовы были под стол залезть от стыда. И тот, кто кичился вначале, теперь уже не мог смотреть в глаза старику Матвею с чистым сердцем.


Огромная разница между тем адыгом, о котором рассказал старик Матвей и "героями" за столом.


Я хорошо знал того коня, за кем старик пришел. Он часто к нам приходил. Даже будь он и животное, но все же была у него симпатия, наверное к какой-то лошади, раз он приходил к нам, минуя всех Зеленчукских коней.


Когда старик показал мне, что пора ехать, мы оставили под большим впечатлением сидящих за столом, поблагодарили хозяина за гостеприимство. И следуя адыгскому этикету я дал ему коня с седлом, а я поехал без седла.


Даже сегодня я так сожалею, что так мало общался с этим чудесным стариком. Когда мы молоды, мы думаем, что наши старшие вечно будут над нами. Хотя мне сообщил, где он живет, я так и не выбрался к нему поехать и посидеть с ним. И где теперь мне найти те рассказы, что он мог бы мне рассказать? Сколько мы так теряем?


Каждый ученый или исследователь мог бы записать их рассказы, сказки, воспоминания. Но сколько людей из нас так собирает это культурное наследие? И сколько сокровищ нашей нации мы так необдуманно теряем? Не обязательно их всех переделать в литературные произведения. Главное записать их на бумаге. А дальше оно не пропадет. Его оформят и возведут в правильную и нужную форму. И оно навеки останется в истории нашего народа.


Хабез 1963 год.

Картина художник: Андрей Лях

Источник:  https://www.mngz.ru/russia-world-sensation/3713760-rasskaz-kazaka-ob-adygah.html

24 Января 2018 424 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.