Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Путешествия по адыгейским аулам

Л.И.Лавров. Мои путешествия по адыгейским аулам.

 



 "Уже первые экскурсии убедили, что материальная культура адыгейцев и казачьего населения Кубани имеет много общего.
 Это относится не только к одежде и средствам передвижения, но и к плетням с перелазами, которыми огорожены дворы, и к жилым постройкам с глинобитными стенами под соломенными, камышовыми или черепичными крышами. 
 Правда, в станице больше дощатых заборов и черепичных крыш, а в ауле преобладают плетни и соломенные крыши. Есть в нем и кирпичный многокомнатный дом под железной крышей. Он отличается от подобных богатых построек станицы лишь своеобразной трубой и жестяными полумесяцами, украшающими крышу. 
 Плетенная из хвороста и обмазанная глиной труба - доказательство того, что и в кирпичном доме пищу готовили не на плите, а на традиционном адыгейском очаге.
 Однако не все в ауле напоминает станицу. Улицы в последней, как правило, прямые, а в ауле кривые. В одном месте улица даже упирается в ворота, за которыми расположен жилой лом. Прохожему и проезжему не следует смущаться, ибо двор можно пересечь без разрешения, а за ним улица продолжается. С обеих сторон двора предусмотрительно открыты ворота.
 Непривычно для станичника выглядят заборы, украшенные конскими черепами, насаженными па колья. А оригинальные по конструкции ворота сделаны без единого гвоздя.
 Стены глинобитных домов, как пра¬вило, не имеют внешней и внутренней побелки, что также не похоже на станицу. В Тлюстенхабле была деревянная мечеть. В середине 1920-х гг. ее сломали и построили новую, тоже деревянную. 
 За аулом находилось кладбище, обнесенное деревянным забором. На каж¬дой могиле, в головах и в ногах, вбито по одинаковому деревянному столбику. Они возвышались над землей на 15-20 см. Памятников и надписей на рядовых могилах не было. 
 Один уголок кладбища огорожен кирпичной стеной. Там стояли раскрашенные каменные памятники с арабскими надписями и изображениями полумесяца со звездой. Это могилы Гиреев, крымских царевичей, давно переселившихся к адыгейцам и выводивших свой род от Чингисхана.
 В 4 км от Тлюстенхабля находился аул Лакшукай. Дорога к нему пролегала между полями и зарослями кустарника. На полях кукуруза, пшеница, ячмень, овес, подсолнух, горох и фасоль. Бросалось в глаза отсутствие арбузов и дынь. 
 Непривычно было глядеть на стебли подсолнуха, оставшиеся на поле после уборки урожая. Казаки обычно сперва срезали серпом головки подсолнуха, а затем рубили топором его стебли под корень, а адыгейцы срезали серпом головки вместе с верхней частью стеблей.
 Кустарник у дороги таил опасность встречи с бандитами, нередко нападавшими на путников. До 1923 г. в окрестностях Лакшукая действовала вооруженная банда Анчока Ильяса, который был родом из аула Ассоколай, но воспитан в Лакшукае и время от времени открыто наведывался в него".

Источник исторический онлайн журнал

20 Мая 2017 476 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.