Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Пусть заокеанские дети играют в игры, которые придумали наши дети.

 

(Увы, сегодня наши дети тратят жизнь, по правилам тех игр,
которые придумали не мы.)

В мировой информационной войне, как и в сюжетах трагических войн прошлых столетий, есть те, кто "выигрывает" и те, кто устанавливает сами правила игры. Много статей и книг написано о том, как коварные англичане и их дерзкие пираты перелицевали всю мировую историю 400 лет назад, отстранили от влияния на мировое информационное пространство католическую церковь и Испанскую империю. Ещё больше книг написано о том, как в ХIХ и ХХ веке англоязычные страны отстраняли от рулей мирового рынка и мировой политики континентальные страны Европы: сначала наполеоновскую Францию, затем Третий Рейх, затем СССР. Но есть законы, которые стоят выше геополитики.

Они стоят и выше законов информационных войн ХХI века.

Это законы нравственного прогресса человечества, который часто объявляют "отсутствующим". Трагикомично, но факт: нравственная деградация как факт истории не вызывает никаких сомнений. А как только речь заходит о нравственном прогрессе, скоро услышишь афоризмы типа того, что "он скорее не существует, чем существует".

Нравственный прогресс в истории идёт пока не по сказочным сюжетам "победы добра над злом". Реальный нравственный прогресс заключатся в том, что само зло вынуждено всё чаще прикидываться "добром". Есть и фундаментальные достижения. Но они заметны только в глобальных масштабах.

Приведу несколько примеров.

1. Примерно за 150 000 лет матриархата на планете практически изжито массовое будничное людоедство. Сказки о людоедах всё ещё есть. Ритуальное людоедство на островах Океании есть, эксклюзивное людоедство "экстремалов" всё ещё есть. Но вот то, о чём спокойно пишут археологи антропологи в своих отчётах – не для слабонервного обывателя. Когда открывают очередные пещеры с разнообразными останками человекоподобных, то сугубо методически обязательным является точное выяснение того, "КТО КОГО ЕЛ". Конечно, если и диких животных, и травки и плоды, как это описывается в школьных учебниках. Но количество обглоданных косточек себе подобных говорит о том, что жители соседней пещеры не испытывали радости от "междупещерного" общения. Религиозные интерпретации социогенеза и антропогенеза утверждают, что Творец сыграл решающую роль в становлении Человечества. Автор этого текста – человек не религиозный. Но я не против назвать "божественным" переход от матриархата к неолиту. Разумеется, прежде всего, за то, что было пресечено самое архаичное и самое наивное зло, какое только можно вообразить. Так что нравственный прогресс всё-таки есть. Увы, ничего не исчезает в мгновение. И зло тоже. Человек – это не столько сгусток биологических тканей, сколько сгусток времён. Даже если у вас отняли время жизни нечаянно – кто вернёт его? В информационных войнах идет борьба за ВРЕМЯ внимания. Обычно в обмен на положительные эмоции. Компьютерные игрушки очень часто разжигают жажду положительных эмоций, но отбирают ВРЕМЯ.

2. Совсем недавно – при жизни прапрабабушек наших прапрабабушек было очень много мелких и крупных войн с мушкетами и фрегатами. Воевать вообще считалось достоинством и доблестью. А объявлять войну – замечательным и священным правом каждого, кто упивался своеволием до умопомрачения и того, кто отсекал голову или дырявил пулей грудь этим зарвавшимся, рвущимся и нарывающимся. "Они – такие сякие, головы им рубить, души их губить", – "имперская доблесть"? Гитлеровцы довели эту имперскую идеологию до пределов всевозможной жестокости. Сегодня очень трудно стало жить всем этим злодеям, очень трудно, практически невозможно уговорить мужчин - жителей нашего города перестрелять из мушкетов мужчин соседнего города и отобрать себе все их драгоценности, а дочек сделать служанками и наложницами. Так что с грубыми формами физического истребления людей история практически прощается. Но не может же и это зло исчезнуть мгновенно и всё. Созданы тысячи способов отобрать ценности и жизнь, и достоинство в обмен на всё те же положительные эмоции. И сделать это изящно, остроумно, элегантно, быть может, даже изысканно. Созданы сотни технологий ЭСТЕТИЗАЦИИ разбоя, драк, сражений, убийств. И здесь мы опять – у врат технологии создания эстетски хитрых и на красивость претендующих компьютерных игр с сюжетами разбоя, драк, сражений, убийств.

3. Мошенник – первый, кто догадался, что игра с правилами игры интереснее, чем сама игра. Есть в мире такие корпорации, в которых, образно говоря "мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет". Разумеется, им интересно, чтобы почти всё население планеты потребляло их развлекательный продукт, который копируется за секунду, а отнимает у живого человека год жизни. Секунда обменивается на миллион секунд. Несправедливо? В 1500 годы европейские колонизаторы обменивали стеклянные бусы на золото. Цена стекла примерно в 1 000 раз ниже цены золота. В древних цивилизациях пленника делали рабом, его надо было кормить, охранять, бить-принуждать. Платить надсмотрщику. Раб едва перекрывал в 10 раз расходы на него.

Раб выгоден десятикратно. Колониализм – тысячекратно. Информационное господство увеличивает прибыли в миллионы раз. Начальники, командиры администраторы раз и навсегда высмеяны в образе голого короля. Изюминка этого образа в том, что любой, кто заменил уникальность человеческих отношений на самосознание повелителя – стал голым! Мошенник и администратор имеют общую сущность. Они – манипуляторы. А манипулятор – не человек. Но и рабство, и колониализм и информационное насилие имеют всегда только такую тенденцию, которую имеет любое насилие, – тенденцию снижения эффективности. Прощай, вестернизация! Люди рано или поздно делают выбор в пользу добровольного и ненасильственного отношения. Насилие стратегически бесперспективно. Поэтому любое насилие отступает. Рынок становится "социально ориентированным".

Нужны новые виды рекламы и компьютерных игр. Реклама нужна тактичная, добрая и честная. Компьютерные игры нужны такие, в которых ты правила программируешь сам. Красоту изображений – тем более.

Нет ничего странного в том, что центрами сопротивления дикой вестернизации после распада СССР, стали некоторые высшие учебные заведения бывшего СССР. И прежде всего это те учебные заведения, где готовят специалистов в сфере отечественной гуманитарной культуры. Специалистов профессиональной разработки новых поколений компьютерных игр, обучающих игр и компьютерной разработки рекламных сюжетов впервые начали учить в 1996 году в СПб ГУП. И это не факультет программистов, это может сделать только факультет искусств. Чтобы создавать красивую и добрую рекламу, игру, обучающую игру надо быть и культурологом и педагогом и искусствоведом. При этом полностью подчинить себе информационную среду компьютера. Вслед за Петербургом через 7 лет на этот путь встала и Москва. Там первопроходцем выступил знаменитый некогда ВГИК. Прославился он выпускниками актёрами, но теперь готовит и по специальности "режиссура мультимедиа-программ".

Обучение сложное. Стоит дорого. В провинции такой учебный процесс не организуешь. Но Севастополь – уникальный город. Здесь можно поступить на факультет искусств СПб ГУП и поехать учиться в город на Неве. Если за несколько лет протоптать эту тропинку, то, быть может, удастся организовать один – первый год учёбы прямо здесь. Тем более, что факультет искусств здесь имеет пару лет дневного обучения по смежным специализациям (самой режиссуры мультимедиа-программ в Севастополе ещё пока нет). Киев узаконил все учебные процессы филиала в 2006-2007 году. Так что, думается, наступило время украинским и российским культурологам объединить усилия в сфере творчества доброй и сердечной атмосферы островов Доброжелательного мира посреди бушующего океана информационных войн.

Баранецкий А.Н.

16 Июля 2014 655 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.