Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Потерянный храм

История казачества. Православие. Казачий храм.

Никольская церковь ст. Северской. Фото 1914 г. из книги И.Ф. Миронова «Станица Северская»

Чертеж иконостаса для Северского храма. 1869 г. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. д. 506. Л. 173.

 

  Где в Северской находилась первая станичная церковь, разрушенная в 1939 году большевиками-атеистами? Любители истории и краеведы в замешательстве: архивные документы указывают на разные места. Но, как выяснилось, еще живы те, кто помнят пятикупольный деревянный храм, построенный в станице Северской в 1871 году казаками-первопоселенцами из Азовского казачьего войска, основавших в мае 1864 года станицы Северскую и Азовскую.

 Казаки вместе с семьями переселились  из станиц под городом Мариуполем (тогда — земли Азовского войска), под командованием начальника первой партии казаков-переселенцев, Григория Михайловича Волика. 

Храм станицы Северской имел пять куполов, на которых сияли железные, но покрытые сусальным золотом кресты. Внутри вид был потрясающий: сооруженный из липы иконостас, покрытый золоченой резьбой на голубом фоне, переливался и сиял, ослепляя входящих. В храме хранилось юбилейное серебряное Евангелие в память 50-летия станицы, иона Покрова Божией матери в серебряной ризе, деревянный крест 1844 год азовских казаков. На постройку  было потрачено 9000 рублей из войсковых сумм и 16750 рублей, которые собрали сами жители еще задолго до начала строительства. Интересно отметить, что станичники в 1865 году в течении трех месяцев передавали все свои казенные дотации и субсидии на постройку храма. Был даже введен дополнительно специальный сбор по 10 рублей с каждой семьи. Вдов и неимущих, бедных станичников от уплаты освободили.

Один из  старожилов — Владимир Иосифович Калач, 1931 года рождения. Вот, что он рассказал редакции «Народной газеты»:

«Церковная площадь и сама церковь находились, где сейчас территория 45-й средней школы — квартал между улицами Ильской и Народной, Ленина и 50-лет Октября. Улица Ленина от нынешнего Дома культуры до азовского перекрестка раньше так и называлась — Азовская. А от ДК до железнодорожного вокзала — Центральная. Улица 50-лет Октября тогда носила имя «Красная». На углу улиц Ильской и Красной (50 лет Октября) стояла хата, в которой проживала наша семья, то есть — возле самой церкви, и я мальчишкой часто бегал туда. На церковной площади росли большие, могучие ясени, здесь же стояли коновязи. Рядом с церковью располагалось одноэтажное кирпичное здание, оно и сейчас там, в нем какое-то учебное заведение, не относящееся к 45-й школе, а в 1936-1945 годах в этом здании находилась 4-классная начальная школа имени Шевченко. На месте, где сейчас районный Дом культуры, до войны было построено двухэтажное здание райисполкома. Его сожгли немцы, когда отступали из Северской. Кстати, немцы во время оккупации в 1942 году, поскольку к тому времени храм был разрушен, разрешили станичникам устроить церковь в здании Госбанка в начале улицы Народной. Это здание и сейчас используется каким-то банком (за центральной аптекой). После освобождения от оккупантов церковь организовали в старом доме у речки, где теперь построен новый северский храм».

Таким образом, получается, что северская 45-я школа с прилегающей территорией занимает место, где раньше находилась церковная площадь, а сам храм, по словам старожилов, стоял ближе к улице Народной, где сейчас ряд двухэтажных многоквартирных домов еще советской постройки.

А вот что рассказывал Александр Михайлович Нетименко 1919 года рождения. Церковь станицы Северской была в районе котельной современной школы № 45. На месте  школы № 45 была церковно-приходская. В здании, где сейчас расположена архитектура, на улице Народной, раньше был дом священника.

Угол одного из ранее упоминавшихся двухэтажных домов советской постройки, стоит на могиле казаков, участников Русско – Японской войны, похороненных во дворе станичной церкви.

Историческая справка от краеведа из пос. Ильского, студента Сретенской духовной семинарии Никиты Кияшко, работавшего по этой теме в краевых архивах:

«В июне 1865 года, то есть на следующий после основания и заселения станицы год, в Северской был построен молитвенный дом. А через четыре года, в 1869-м, начато строительство церкви. К августу храм уже был построен до уровня окон, а к зиме — до крыши. Войсковой архитектор, осматривая строительство, отмечал, что «работа производится хотя и неспешно, но добросовестно, в размерах согласно с утвержденным чертежом из материала доброкачественного и в техническом отношении прочного». В июле 1870 года станичное правление сообщало, что постройка церкви оканчивается. В сентябре был установлен иконостас. 13 января 1871 года состоялось торжественное освящение храма. Он имел пять куполов, на которых сияли железные, но покрытые сусальным золотом кресты. Внутри вид был потрясающий: сооруженный из липы иконостас, покрытый золоченой резьбой на голубом фоне, переливался и сиял, ослепляя входящих. На постройку было потрачено 9000 рублей из войсковых сумм и 16750 рублей, которые собрали сами жители. Любопытно, что станичники в 1865 году в течении трех месяцев передавали все свои казенные дотации и субсидии на постройку храма. Был даже введен дополнительно специальный сбор по 10 рублей с каждой семьи (вдов и неимущих, бедных станичников от уплаты освободили)».

Александр Харченко / «НАРОДНАЯ ГАЗЕТА»

Источник: http://churh-history.cerkov.ru/poteryannyj-xram/

 

День сегодняшний

   Сейчас в районной станице Северской Краснодарского края, три церковных объекта. Два на окраинах станицы, на кладбище и в клубе загородного отдыха, один на берегу реки, в стороне от центра станицы. Есть место, где запланировано и согласовано строительство нового большого храма, оно в центре напротив администрации района.

   Но станичная администрация (не казачья) имеет на эту землю свои виды и началась борьба. Северская и так застраивается хаотично, строятся здания  посреди улиц, вырубаются зелёные насаждения и на их месте воздвигается непонятное здание. Всё это на протяжении многих лет, и отнюдь «не варягами» а «своими» местными. Хотя период революции, гражданской войны, а затем и Великой отечественной, показал что некоторые «местные» лучше бы никогда не появлялись в станице, а есть те, что лучше бы вообще не рождались.

  Сейчас Казаки и жители станицы отстаивают право строительства православного храма. Время покажет, на чьей стороне правда, да и будет ясна позиция районной и краевой администрации, административный ресурс никто не отменял.

25 Августа 2015 989 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.