Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Понятие одарённости и термин «талантливость» в гуманитарных исследованиях ХХ века.

Баранецкий Андрей Наумович,

кандидат философских наук. Начальник Лаборатории Социально-культурных проектов Севастопольского социально-экологического фонда.

( К модели правовой культуры в гармоничном  "Новом обществе" и в - "Конституции Новой страны")

Чаще всего термины талантливости и одарённости использовались психологами и педагогами. Есть уже огромный массив литературы о проблемах педагогической работы с так называемыми «одарёнными» детьми, а термин «талант» и «талантливость» вошли в словари психологической терминологии настолько широко, что стали хрестоматийными.

Разработка концептуальных подходов к пониманию сущности талантливости и одарённости обычно велась в контексте использования идей разнообразных теорий творчества, творческого характера человеческой деятельности.

Сама теория творчества основательно начала прорабатываться ещё в веке девятнадцатом и по устному преданию профессионалов от психологии между 1800 и 1900 годом уже было издано более тысячи работ о творчестве как таковом. Более ранние исследования идеи творчества могут быть отнесены к истории философии и тем богословским трактатам, которые идею творения и творчества рассматривали как свойство божественной инициативы. Эти же древние авторы, - когда ставили вопрос о мере причастности человека к высшим творческим силам, - логично выходили на круг вопрос о способности человека создавать нечто принципиально новое, творческое.

Эпоха Просвещения инспирировала ряд новых направлений исследований в этой области. Особенно показательна история трактовок терминов «благородства» и проблемы происхождения высокой нравственной культуры личности в её переплетении с формированием высокой интеллектуальной культуры. Со времён аристократических дискуссий энциклопедистов 18 века до времён сурового эгалитаризма советской педагогики середины ХХ века вопросы происхождения высокой нравственной культуры и высокой интеллектуальной культуры наращивали свою актуальность и одной из маленьких теоретических площадок на которых этот круг исследований пересекается, стала теория умственных действий Гальперина, который блестяще показал, что «творческий» - это не хаотический, а хорошо организованный и упорядоченный процесс.

В истории советской психологии стала классической теория «установки» Узнадзе. Если её постулаты применить для переосмысления бихевиоризма и психоанализа, то результат будет очень интересным, так как типы информационного метаболизма в психоанализе могут сознательно скрываться под искусственными линиями поведения.

Арсеналы игрового прикрытия природных наклонностей резко расширились после создания русской школы актёрского мастерства – знаменитой системы Станиславского. Важно, что сам Константин Станиславский подчёркивал, что это не персональная и не уникальная система а напротив – обнаружение высшей меры естества и глубочайшей меры искренности в игровом поведении человека.

Само определения «установки» как состояния той или иной готовности к акту восприятия или акту переживания или акту мысли или акту действия можно осмыслить глубже. Готовность – итог подготовки, атрибут подготовленности. Сами процессы образования, воспитания и обучения имеют готовность и подготовленность как цель.

Человек может быть подготовлен не только к акту, но и к каскаду актов, к алгоритмам. Именно на этом, в частности основываются все тренинги по технике быстрого и интенсивного чтения. Там готовность к кратковременному акту мало что даст. Человек готовит себя к процессу организованного использования своей психики для новых типов чтения. Это не акт, а алгоритмы, процессы. Школа актёрского мастерства – тоже не алгоритмы, а процессы. Формирование профессионализма музыканта в консерватории или обучение живописцев в академии художеств, обучение хирургов в медицинских академиях показывает сотни, если не тысячи таких алгоритмов и процессов.

Гарантии высокого профессионализма в соответствующих элитных учебных заведениях – это великолепная предпосылка для понимания процессов становления талантливости и творческих способностей вообще.

Конечно, типы информационного метаболизма, открытие Карлом Юнгом под названием «психологические типы» в середине ХХ века очень усложняют общую картину, но это открытие, как раз благодаря усложнению рельефа психологической активности профессионалов большой выборки ОБЛЕГЧАЕТ обнаружение предпосылок развития способностей. Различные типажи успешнее действуют в различных профессиях.

Но не только высшая школа обнаружила системные прорывы в достижении высоких результатов. Школа интернат для слепоглухонемых детей в Загорске и опыт донецких учителей – последователей В.Ф. Шаталова – отличная площадка для переосмысления всей педагогики дошкольного воспитания (Загорск-Мещеряков) и образования в начальной и средней школе (Донецк-Шаталов). Этот опыт должен быть фундаментом, основой. На его почве возможны дифференцированные методики нового поколения.

 

Особо важно, что возможности работы со слепо-глухо-немымы детьми были сурово сужены, ограничены самой жизнью. И коль скоро их смогли воспитать с гарантированным эффектом, то сколь тонкий инструментарий педагогического воздействия теперь есть в арсенале психологов и педагогов можно себе представить.

Пусть ум определяется как ёмкость осознания, явившаяся как результат интенсивного осмысления. Тогда культивирование осознанности всего того, что мы делаем поминутно оказывается не суетой самолюбования, а условием рождения добросовестного отношения к жизни. А добросовестное отношение к жизни не позволит забыть об обязанности понять своё призвание и разыскать в себе ростки того таланта, который это призвание воплотит в жизнь. Осмысление и осознание событий во времени у людей маленьких касается недели или года жизни. Масштабная личность мыслит тысячелетиями и осмысливает свою роль посреди тысячелетия.

Есть ещё очень важная грань понимания талантливости, которая состоит в открытии себя – явлении ярком и хорошо отражённом в литературе. (Архимед, Пушкин, Пикассо, Мандельштам – примеров не счесть). Чтобы это понимание состоялось сначала личность обязана ссотавить себе впечатляющее и адекватное представление обо всём человечестве в целом или – как минимум – о сообществе творческих лиц своего «цеха», своей профессии. После этого человек решает именно в этом обществе сыграть беспрецедентную роль новатора, творца, блюстителя или иную социально значимую роль, которую начинает переживать как миссию. Как это вообще возможно? Как возможны синтетические суждения априори; как возможны представления о синтезе временного и вечного; как стало возможным для смертной личной души сделать из себя бессмертный творческий дух – вопросы одного свойства.

Бывает так, что вопрос начинает звучать в одной науке, а грани ответов появляются в разных дисциплинах. Лев Семёнович Выготский показал, как слова улавливают смысл благодаря тому, что мы оперируем ими как знаками, мы орудуем, и в нашей инициативе смысл связывается с тем или иным знаком, который мы освоили. Получается, что наращивание значения – это дело нашей инициативности. История герменевтики, как науке о толковании текстов привела к тому, что на её основе созданы практики смыслосозидания. Герменевтика стала наукой о том, как смысл приписывается.

Поэтому резонно рассмотреть то, как люди приписывали себе или своему народу исторические роли или понятие о призвании. Здесь своя мера естества. Мы начали рассуждение об открытии творческого призвания личностью, а теперь рассуждаем о том, как смысл жизни приписывается или бессмысленность существования приписывается. Ващев у Андрея Платонова твёрдо уверен, что без него народ не полный, он видит много смысла в своём бытии. А в середине предыдущего века что Печёрин, что Онегин изнывают от скуки и уверены в бессмысленности своего бытия.

Смысл не столько переживается, сколько прозревается и усматривается. Оперируя знаком мы приписываем значения или улавливаем общепризнанные. Обращаясь к смыслу временному, мы можем отследить – как этот смысл меняли, обновляли, берегли или перечёркивали. История языкотворчества и история языкознания особенно полезны подросткам, так как в отрочестве люди начинают искать смысл жизни и призвание.

Подросткам хорошо бы привыкнуть к пониманию инициативного смыслосозидания, языкотворчества, законотворчества и творчества вообще.

Конечно, специалистов сотня или тысяча там, где нужны миллионы.

Но это не проблема науки и не проблема культуры. Это проблема распределения сил и средств общества в вопросах образования и культурной политики.

Как раз для решения последней проблемы создана социологическая конструкция, которая освобождает известную прослойку общества от влияния бездарных политиков и асоциальных нуворишей.

Эта социологическая конструкция – мгновенно умирающий социум, который рождается только при условии вдохновения и неиссякаемого истока поэтического мироотношения. Он сакрален по умолчанию. И его сокровенность делает невозможной какую бы то ни было эстетическую выразительность по его поводу. Он не будет впечатлять и не будет оставлять никаких впечатлений для каких бы то ни было суждений именно в силу своей сокровенности и неопределённости критериев для признания.

Такой социум недосягаем для произвольной фиксации, волюнтаристской классификации и какой - бы то ни было манипуляции.

Его сокровенные атрибуты – трансцендентность, трансцендентальность и феноменологически-сакральная свобода от любых впечатлений и суждений. Этот социум – разновидность трансцендентального субъекта. Гражданами этого социума в первую очередь являются классики мировой культуры, которые жили десятки, сотни и тысячи лет тому назад и оставили этот мир так, что их мысль, их переживание и их инициативы мы, живые – поддерживаем и всеми силами стараемся сохранить.

Чем более мы извлекаем уроков из прошлого, тем успешнее мы будем способны это прошлое не повторять. Тем больше будет талантливых итогов и инициатив. Причина рождения человеческой души – рождение самобытности этой души. Ей не требуется гражданский паспорт, регистрация по месту жительства или разрешение начальства на рождение. Ей для рождения не нужны соглядатаи, слежка, шпионаж, войны, приговоры, сытость, деньги, золото, бриллианты, шик.

Граница между «цитатой» и своим самобытным словом – главная граница нового экзистенциализма. Это главный сокровенный критерий и он, к счастью, не будет формализован.

Хотя любые воплощения людской активности формализуются и исследуются. Так талантливость определяется как динамически устойчивая и не прерывающаяся система действенных установок. Поэтому понятие установки и понятие готовности особо важны для создания концепции человеческой талантливости. Кроме того талант – это явление сущностной силы человека.

Поэтому понимание его бытия – это понимание самого главного и самого существенного в жизни людей. Это понимание требует отличной ориентировки в вопросах этики, морального выбора, теории морали, истории нравов, социологии морали. Оно требует изучить логические основы аксиологии – теории ценностей. На основании логики ценностных отношений создаётся проект «Я-концепции» каждым вольно мыслящим личным духом. Такую логику ценностных отношений люди создают в процессе воспитания личной талантливости каждый сам в своём ключе и этим предопределяют свою творческую самобытность. Поэтому основу талантливости составляют не знания психологов, психоаналитиков и педагогов, а логика ценностных отношений учащегося.

Статус учащейся личности и её мировоззренческие установки – вот основное условие, которое предрешит человеческую содержательность человеческого существования. Вне социума, где смыслом бытия является процесс самообразования (там статус учащегося – высший социальный статус) талант не рождается.

Синтез научных теорий, которые названы выше (а их обзор не завершён) может быть осуществлён только в рамках особых установок мироотношения, мироощущения, мировоззрения. Культура мысли и культура чувств сначала будут приводить к становлению личной мудрости учащегося. И лишь по мере обретения личной мудрости учащийся откроет собственную логику ценностных отношений.

Без этой основы совершенно проникновенное человеческое отношение не появится. А талантливость побеждает время именно благодаря совершенно проникновенному характеру своей сути. Само ценностное отношение – это явление вечного во временном, поэтому процесс обретения личной мудрости оказывается процессом знакомства с так называемыми «вечными ценностями».

Будучи сокровенными и недоступными для органов чувств они, тем не менее обнаруживают себе в процессе смены интереса к нетленным шедеврам искусства. Полуобразованные люди склонны приписывать абсолютную ценность самим произведениям искусства. Но человек – это указатель в уход, поэтому любой талантливый и нетленный шедевр искусства ценен тем, что он отправляет душу человека в путешествие, а не являет собой шкатулку с бриллиантом, муху в янтаре, материализацию вожделенного поцелуя, доказательство превосходства субъекта А над субъектом Б.

Фиксации не уникальны, уникально только путешествие души.

Это процесс творчества. Любые системы ценностей и ценностных отношений – рукотворны, это итог культивирования, итог процесса творчества. Но этот итог обычно столь высоко и издалека влияет на жизнь, что косная личность воспринимает системы ценностей как внешнюю и непреложную данность. То есть как условие жизни.

В контексте сказанного понятнее, что концепции талантливости могут создаваться только на основе хорошо осмысленного мироотношения, основательного культивирования личной мудрости, а психологи и педагоги тали нам тысячи инструментов самовоспитания для успешного участия в этом процессе. И, разумеется, только наивные, циники или юмористы могут говорить о какой - бы то ни было талантливости среди людей, не освоивших тысячи, десятки тысяч навыков и понятий высокого профессионализма.

Проиллюстрируем это положение характерным сюжетом из истории советской педагогики. Когда В.Ф. Шаталов создал систему увлекательного самообразования школьников, то они увлечённо стали играть в такие интеллектуальные игры, что выполняли объёмы учебной работы, во много раз превосходящие требования бюрократов к школам и школьникам. Проверки и комиссии не нашли в его системе ничего предосудительного. Но отказались признавать его систему методикой. Она – де – якобы – уникальна и повторить её не сможет никто, кроме самого уникального педагога. Это было не удивительно. Ведь для использования его методик надо превзойти более нескольких тысяч научных понятий из истории педагогики и психологии. А чиновники образовательного ведомства порой одной тысячей профессиональных понятий исчерпывали свой профессиональный кругозор. Учёба в школе была низведена до уровня ремесла, пусть даже доброго и высокого ремесла.

Как только организация новаторского учебного процесса потребовала понимать в десять раз больше идей и методик, - она оказалась выше разумения власть имущих чиновников министерства образования.

Они могли сколько угодно умничать, подписывать какие угодно протоколы, решения или определения. Но кому из нас сегодня интересны плоды их скудоумия?

Большинству образованных и хорошо воспитанных жителей Земли хотелось бы видеть своих детей талантливыми, а не бездарными. И не хочется обманываться или льстить себе.

Поэтому работы над созданием теории талантливости встретят широкую общественную поддержку.

Глобальные социальные проекты прошлых столетий, которые лежат в основе политических программ большинства партий власти в большинстве влиятельных держав планеты обычно игнорируют возможность появления такого социума, где кроме талантливых людей иных людей нет.

Даже теории элиты обычно черты такого социума не фиксируют.

От религии людям хочется больше всего доброты и душевности. Великие и почтенные религии редко сообщают о том, что в будущем религия должна быть ещё более доброй и человечной, чем религия сегодня и вчера. Но мера доброты и человечности, тем не менее, всем желанна.

Общественное признание, - хоти мы этого или не хотим, - само оказывается фактом фиксации тех или иных определений.

Доброе отношение к людям не может препятствовать привычному восславлению талантов их поклонниками. При этом симпатично, что даже бульварная культура при всей её наивности осторожно и настороженно относится к самовосхвалению непризнанных гениев. Ни личность, ни бульвар, ни политический кворум не вправе фиксировать талантливость или гениальность как факт современности.

При этом можно только приветствовать, что Габриэль Гарсиа Маркес при жизни попал в учебники по истории литературы университетов почти всех стран мира. Он стал живым классиком. Социальный проект Новой страны нужен именно для того, чтобы живых классиков становилось всё больше и больше.

Ускорение социального времени создаёт прекрасные предпосылки для того, чтобы талантливые люди доживали до своей всемирной славы, а не умирали от голода, как Николай Пиросманишвили в начале ХХ века.

Но гораздо более важно то, чтобы искусство и вся эстетическая культура вернулись на подобающее им место в жизни общества, и внимание всего общества переключилось на культивирование справедливости, разума, нравственной культуры. Скептики могут говорить о том, что ждать этого миллион или тысячу лет. Но всего 200 лет назад подавляющее большинство населения всех стран планеты не знало о высшем образовании, сегодня же многомиллионные страны начали обеспечивать самый высокий уровень профессиональной образованности для всех своих граждан. Скептика и пессимиста удобно отправить к тем величавым снобам, которые сотню лет твердят, что они в свои учебные заведения принимать только таланты и выпускают только таланты. А таких учебных заведений на планете тысячи. Конечно, там под талантливостью понимают впечатляющие результаты юношеских инициатив. Тогда как академические словари талантливость определяют как способность к созданию долговечного или нетленного шедевра.

Но есть и тысячи иных, более рациональных оптимистов. Это круг профессионалов международного класса. Они порой предпочитают вообще не использовать термина «талантливость». Считают его лирикой. Но их требования к профессионализму столь высоки, что всё делается раз и навсегда. Таков процесс создания новейших моделей самолётов и космических кораблей, суперкомпьютеров или впечатляющих архитектурных ансамблей. Называют это профессионализмом, но вводится в историю и в учебники истории как итог талантливого труда.

Вопрос о наименованиях можно оставить общественному мнению. Но суть дела в том, что назрел большой синтез огромного круга гуманитарных дисциплин мысли, касающихся просвещения, образования и воспитания людей. Кстати, - со стороны определения культуры чувств, - талантливость как переживание есть стойкое ощущение сущности дела. Можно расширить ассортимент названий вплоть до сленга, тогда будут говорить не об ощущении сущности дела а о «чётком чувстве дедлайна», о «внятной тяме», о «надёжном чувстве долга», о «способности переживать за добросовестность от начала до конца». Как бы ни называли эти процессы, международное сообщество учёных рано или поздно будет интегрировать свои усилия и знания. В естественных науках синтезу знаний уже хорошо помогли новейшие суперкомпьютеры. В гуманитарных технологиях надо создавать сочетание формализуемых дисциплин с культивированием личной мудрости. Психолого – педагогические технологии и социальные проекты формализуемы. Процесс обретения личностью собственной мудрости – в принципе не формализуем.

Вопрос о смысловой связи и синтезе этих идей – за пределами возможностей искусственного интеллекта, он только может сделать обретение мудрости более комфортным, но моральный выбор учащийся будет делать всегда сам, и верность этого выбора будет единственной наградой за честные муки творчества. А жизнь искусства со временем растворится в творческом отношении ко всякому делу. Искусством, объективно говоря, является и может стать любая минута любого бытия, но это только в том обществе, где все талантливы и добры вне зависимости от качества соседнего общества; вне зависимости от того, в каком обществе жили наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки.

 

Из сопутствующих статей.

 

На предыдущей конференции были названы некоторые принципиальные отличия конституции Новой страны от конституций держав прошлого. Логическая модель Новой Конституции будет постоянно обновляться.

1. НОВАЯ СТРАНА - Первая Реальная Держава на Земле. Критерием реальности (укоренённости в действительность) является ДОЛГОВЕЧНОСТЬ, но не непрерывность явления. Предысторией Новой страны является история тех достижений культуры, которые служат человечности со временем всё в большей мере. Новая страна - синтез всех глобальных социальных проектов современного человечества.

2. Принципы существования Новой страны: неинституциональность; экстемпоральность; экстерриториальность; свобода от конфиденциальных отношений; Это временный и союз политических движений, общественных организаций, государств, в рамках их участия в социальных проектах, нацеленных на рост ценности человеческого существования.

3. По историческим и объективным причинам Новая страна не может существовать непрерывно во времени. Границы Новой страны, как в пространстве, так и во времени – это границы присутствия человеческой содержательности человеческого существования.

3. Научное мировоззрение создателей Новой страны и Конституции Новой страны базируется на идее познаваемости любых уровней человеческой творческой одарённости. Науки Новой страны уже включили в профессиональный терминологический аппарат понятия «одарённость», «талантливость», «гениальность» и иные характеристики сущностных сил человека. Процесс их изучения продолжается, и философия права Конституции Новой страны также находится в процессе становления. Новая страна будет рождаться в процессе написания её Конституции.

5. Мера человечности и критерий человечности – мера заботы, когда пекутся о том, чтобы успеть сделать для людей то, что позволит им делать из себя людей в большей мере, чем они это умели ранее. Деньги Новой страны – это юридически оформленные ценностные отношения.

6. Новая страна – это та высокая культура бытия, где есть безусловно регулирующий характер этических категорий. Основание этой гарантии – наличие и рост числа этических категорий в обществе Новой страны. По мере этого роста интервалы существования самой Новой страны становятся длиннее.

7. Конституция Новой страны констатирует объективную невозможность власти того или иного субъекта над иными субъектами в мире творчества ценностей. Только власть вечной реальности над временной реальностью легитимна в Новой стране, такая власть объективна.

8. Суждение по впечатлению в правовом поле Новой страны – это универсальное преступление, которое квалифицируется как создание почвы для конкретных преступлений. Акт суждения по впечатлению или потеря творческого вдохновения, потеря мудрости, любая суета автоматически отодвигают границы и интервалы пространства и времени Новой страны. Это убийство ростков талантливости – основание для объявления войны.

9. Военное дело, как и судебно-правовая система Новой страны нацелена на защиту и спасение любых ростков талантливости в душе любого человека, который решил посвятить жизнь созданию вечных ценностей. Военным человеком в Новой стране является любой, кто сам себя мобилизовал против разрушителей святынь и губителей ростков человеческой талантливости. Военное дело в Новой стране гарантирует защиту всех сокровенных интересов граждан Новой страны сокровенным оружием. Оружием называется любые инструменты нейтрализации социального зла и сокровенных пороков.

10. Война и ненависть в Новой стране направлены исключительно против процессов распространения самой ненависти, но не против субъектов. Война с бездарностью продолжается до исчезновения её без перемирий и передышек.

11. Новая Религия Новой страны призвана явить новую меру доброты в обществе, поэтому эта религия не мешает, а помогает всем добрым священнослужителям Старинных религий. Это – религия Новаторов и Творцов, но любого неофита она отправляет глубоко постичь веру его предков и заслужить одобрительные отзывы священнослужителей старинных религий.

12. Новаторский характер создания новых программ для социальных проектов требует интеграции глобальных социальных проектов старых стран на основах новой правовой культуры в условиях глобальной информатизации общества, что требует переосмысления всех постулатов Международного права.

13. Новая Конституция совершенствуется любым человеком, претендующим на свободу от бездарности. Значение слов и вся терминология вообще строится на традиционном толковании понятий в академических изданиях. Новая страна и процесс обновления её Конституции — это плод общения праведных и правдивых людей.

14. Высший орган власти – Виртуальный парламент. Любые установления виртуального парламента носят характер предположений, мнений, предпочтений и благопожеланий. Виртуальный парламент обще планетного уровня может пытаться создавать любой город из числа своих жителей в виртуальных сетях. Превышение этих полномочий приветствуется.

15. Выше высшего органа власти – республики несовершеннолетних, если к их мнению будут прислушиваться все земляне много столетий. Детские республики и детские парламенты проектируются как исходный источник законодательных инициатив Новой страны.

16. Новая Страна – это страна ответственных лиц, поэтому Конституция не охраняется авторскими правами. Конституция Новой страны распространяется и совершенствуется бесплатно и без ограничений.

 

 

 

Смысловая связь круга проблем нашей конференции как предмет культуры осмысления целостного проблемного поля.

 

Старые Конституции создавались после рождения государств, а Новая страна сама будет рождаться в процессе написания её Конституции.

Старые Конституции невозможно было соединить с программами для «супер - компьютера». В Новой конституции сам ритм прерывистого существования делает процесс программирования органично вплетаемым в законотворчество. Процесс создания новых программ для социальных проектов и процесс создания отдельных постулатов конституции Новой страны – это один процесс. Старые конституции не требовали математически выраженных обоснований меры законности и меры беззакония, меры праведности и меры искажения сути людского бытия. Новая Конституция Новой страны открывает путь математизации всей юридически-правовой культуры, всех наук о правах людей через углубленную математизацию социологического знания.

Старые конституции уделяли преимущественное внимание проблеме легитимности. Новая страна сегодня является по-преимуществу системой моральных прав. Не может быть никакого права вне нравственной культуры.

Старые конституции не включали норму, безусловно регулирующего характера этических категорий как норму права. В Новой стране невозможно находиться в тех отношениях, где не соблюдается, безусловно регулирующий характер этических категорий. Система сокровенных моральных прав и сокровенных моральных обязанностей в любой стане в любую эпоху была, есть и будет выше, чем юридически – правовые отношения. Любые юридически-правовые институты могут рассматривать Новую страну как идеи Новой философии права. Конституция Новой страны распространяется и совершенствуется бесплатно и без ограничений. На этом фоне:

- Неинституциональность нового типа – это условия бытия того вдохновения, которое вдохновляется жаждой стать лучше самим, а не переделывать окружающих. Устраивать революцию в своей собственной душе обычно сложнее, чем взять власть в гнилой империи.

- экстемпоральность. Она здесь сразу объявлена как характерная черта Новой страны и означает свободу от любого интервала времени, в котором бесчеловечность или бездарность господствуют. Пребывание в Новой стране - это время жизни как священнодействия.

- экстерриториальность. Пространство Новой страны — священно в той мере, которую невозможно осквернить. Совершенная проникновенность это всё то, что проникает сквозь любые времена и любые пространства. На этом фоне темы конференции превращаются в социологические гипотезы-прогнозы:

 
11 Июля 2014 737 2

2  
Ответ направлен на вашу почту.

1  
Скажите пожалуйста, автор в обсуждении участвует? Или как с ним подискутировать?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.