Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

ОТКУДА БЫСЬ И ПОШЛИ КАЗАКИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ

ОТКУДА БЫСЬ И ПОШЛИ КАЗАКИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ

Возможно, самый загадочный вопрос Российской истории – кто такие казаки? Обычные солдатские гимнастерки, но штаны с особыми лампасами – казаки Дона, в черкеске и папахе – кубанские казаки, с верблюдами вместо лошадей – астраханские казаки. В ярких шароварах, парчовых халатах – запорожцы Днепра, в башлыках и бурках – терские казаки Кавказа, в шапочках, похожих на турецкие фески – казаки-мусульмане Персии. Среди казаков есть и язычники – легендарные «характерники». Они все такие разные, не похожие друг на друга: ни народ, ни армия, ни профессия… Казаки – кто они, откуда они? Окончательного ответа нет.

Представьте карту Российской империи начала ХХ века. По ее границам – территории 12 казачьих войск, то есть областей. Самое большое и старое – Донское (образовано в 1570 г.), самое молодое Кубанское (1696), самое восточное – Амурское (1655), самое южное – Семиреченское (1582). Всего в России 4,5 миллиона казаков. Кто они? И, что означает слово «казак»?

Существует несколько версий происхождения слова «казак», слова, с которым ассоциирует себя несколько миллионов человек населяющих в настоящее время берега Дона, Кубани, Терека, Нижней Волги, Иртыша, Оби, Амура, Уссури, другие места Великой России, а также территории за ее пределами. Не одну сотню лет, не один десяток поколений эти люди называют себя казаками. Так откуда слово сие?

Версия первая: эту версию озвучил в 1957 году кинорежиссер Сергей Герасимов. В фильме «Тихий Дон» большевик Штокман заводит разговор о происхождении казаков: «А ты кто?» - «Я-то, казак» - «Похоже, мы с тобой оба русские» - «Брешешь» - «Ведь казаки от русских произошли, ты знаешь об этом?» - «А я тебе говорю, казаки от казаков ведутся» - «Еще в старину от помещиков бежали крепостные и селились на Дону, вот их прозвали казаками…».

Версия вторая: казаки идут от князя Святослава жившего в Х веке. Он носил усы, оселедец (длинную прядь волос на выбритой голове) и серьгу. Значит казак, значит и Рюриковичи казаки.

Версия третья: круглый стол рыцарей короля Артура в древней Англии не что иное, как казачий круг.

Версия четвертая: бескрайние Донские степи когда-то принадлежали восточным кочевникам – скифам, сарматам, позже тюркам. Казак по-тюркски – «вольный человек». Значит казаки потомки скифов.

Версия пятая: казаки – военные дезертиры, не захотевшие служить государству и создавшие свое военное сообщество.

Можно и дальше создавать все новые и новые версии, строить теории, но пока все озвученное не дает объяснения происхождения самого слова «казак». «Зри в корень», – наставлял Козьма Прутков своих читателей. Давайте и мы попробуем «зреть в корень». Для построения логической цепочки, которая, возможно, приоткроет завесу тайны происхождения слова «казак», нам необходимо ненадолго удержать в своем воображении несколько обстоятельств:

Во-первых, необходимо признать, что самоназвание народа нередко отличается от того, как его называют соседи. Например, германцев – русские называют немцами, французы – алеманами, англичане и римляне – германцами. Сами же немцы называют себя Deutsch (дойч), а свою страну Deutschland (дойчланд). Другой пример: чеченцы себя называют нохчами, турки – османами. Эти примеры свидетельствуют о том, что каждый народ носит с гордостью свое имя, а не то, каким его называют другие народы. Следовательно, слово «казак» как самоназвание должно нести в себе смысловой ряд, а не быть привнесено из чужих языков.

Во-вторых, если «казак» слово русское, то попробуем выделить корень. Это корень – КАЗ. Где мы в русской речи еще встречает этот корень? Такие слова как: указ, приказ, наказ, казна, казнь, казенный, оказия – имеют такой же корень и используются при описании применения силы или власти. И если слово «рыбак» – сообразуется с человеком, добывающим рыбу, то «казак» – добывающий казну. Казной же князя в раннем средневековье на Руси являлась пушнина.

В-третьих, в дорюриковской Руси основной формой правления было народное вече. На общем сборе выбирались старшины поселков, старейшины городов, на правление приглашался князь. В те времена задачи по поддержанию внутреннего порядка, охране от внешних врагов, а равно задачи по пополнению казны, сопровождению торговых грузов выполняли дружины ратников. Это были люди военного сословия равные друг другу по своему социальному статусу. Распространенные в то время оселедец и серьга в ухе – не просто украшения, они указывали на сословную принадлежность, роль и место воина в роду. На вече принималось решение по найму таких дружин. Так образовались две равные по своей значимости военные группировки или партии. Задачей одних было добывать казну, других ее охранять. Одни оставались при князе, в центрах цивилизации, а другие уходили на пограничье. Со временем, партия ближних ратников «бояр» (впоследствии – дворян) усилила свое влияние в обществе, сконцентрировав в своих руках власть и богатства, а другая была распылена по периферии государства, вела полукочевой образ жизни не располагавший к накопительству, тем самым теряла свои политические позиции. Конфликты казаков с государством, казачья вольница, это не что иное, как подсознательное неприятие власти одной силовой структуры над другой.

Итак, версия шестая: казаки военное сословие, образовавшееся в древней Руси, равное в своем происхождении дворянству, занятое добыванием казны для князя, сопровождением торговых караванов, охраной рубежей и разведкой. Не имея возможности содержать себя на налоги от населения, как дворянское сословие, казаки вынуждены были добывать себе пропитание, промышляя разбоем соседних народов, освоением новых земель, а также наемной военной службой.

В завершение хотелось бы сказать о том, что вопрос истории казачества до конца не изучен, много еще белых пятен и черных страниц. Много пострадали казаки от государства, много казачьей крови пролито «власть имущими», многое утеряно, многое замалчивается. Но, не смотря, ни на что, в самые тяжелые для страны времена, казаки всегда вставали на защиту своей земли, своей Родины. Ответственность за свою землю и за свой народ течет в жилах казаков издревле. Не остается сомнений в том, что сила казачества в его разнообразии, помноженном на духовность и традиции предков. В непростом и славном калейдоскопе казачьих судеб, составляющих единую судьбу казачьего рода, ясно виден промысел божий. А по сему, не устаревают и древние выражения: «Казачьему Роду нет переводу» и «Слава Богу, что мы казаки!».

Источник: http://ugra-news.ru/

12 Февраля 2014 1512 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.