Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

О настоящем пацанском тюнинге

Описание: C:\Users\Яков\Desktop\пазырыкское общество.jpg

   Была в железном веке на территории Горного Алтая удивительная культура - пазырыкская. От нее очень много сохранилось - природа поспособствовала сохранению таких вещей, которые обычно археологам не достаются. Об этом  написано немало работ и материалов. Позволю себе процитировать один из них:

В середине 1-го тысячелетия до н. э. на огромных территориях, от Карпат и почти до Тихого океана складываются новые формы хозяйственной деятельности — кочевое и полукочевое скотоводство. Появляется и находит повсеместное применение новый материал -железо. Начинается ранний железный век или, по-другому эпоха ранних кочевников.

С тех пор как лошадь была приучена носить всадника, протяжённые степные ландшафты перестали разобщат людей. Большие расстояния словно сжались. Вчера еще разрозненные и чуждые племена все чаще вступают в добровольные, а то и вынужденные отношения друг с другом, обмениваются идеями и технологиями.

Кочевой способ ведения хозяйства в то время не был единственным. В таких промежуточных зонах, как лесостепь, серьёзным подспорьем оставались охота, рыболовство, земледелие. В тайге развивался присваивающий охотничье-рыболовческий тип экономики.

По всему поясу степей Евразии устанавливается новый кочевой стиль жизни. От самых глубин Азии до Северного Причерноморья формируются разнообразные, и вместе с тем сходные во многих проявлениях, культуры. Ареал их распространения получил название скифский мир — по имен кочевников, ставших знаменитыми благодаря исторически трудам Геродота и сенсационным находкам в причерноморских курганах. Поскольку большая часть этого мира находится за Уральскими горами (Рифейскими, по Геродоту) то целый ряд здешних культур называют ещё скифо-сибирскими.

Общность этих культур, основанная на близости хозяйственного уклада и родстве идеологий, проявляется в сходстве трех элементов — это предметы вооружения, конская упряжь и, наконец, «звериный стиль» в искусстве. Название последнего говорит само за себя.

Следует отметить, что границы древних культур не всегда точно совпадают с ландшафтными, однако они всё же соответствуют ареалам Верхнего и Таежного Приобья, западно-сибирской лесостепи, Алтайских и Саянских гор, Минусинской котловины, верховьев Енисея.

Что же это за культуры? Начнем с Горного Алтая того времени. Его благодатные долины и альпийские луга у самых вершин занимало население пазырыкской культуры, названной так по раскопкам погребальных сооружений в одноименном урочище. Благодаря редкому стечению обстоятельств, которые дарит нам порой природа, под каменными насыпями курганов на высокогорных плато образовались линзы вечной мерзлоты, и эти природные холодильники сохранили то, о чем могли только мечтать археологи, — одежду, ткани, ковры, деревянную утварь и забальзамированные тела жителей той далекой эпохи.

Пазырыкцы — смешанное кочевое население, в их внешнем европеоидном облике порой проступали черты монголоидной расы. Со своими многочисленными стадами пазырыкцы кочевали, перегоняя зимой скот в высокогорья, где меньше снега, а летом — к богатому разнотравью долин. Знали они и земледелие. Перемалывая зерно на тяжелых каменных жерновах, хранили его зимой в глубоких, выстланных берестой, ямах и пекли из него пресные лепешки. Жили в домах, срубленных из массивных лиственничных бревен. Из таких же брёвен устраивали подкурганные склепы для своих умерших. Непременными атрибутами их жизни были конь, оружие и вера в помощь предков и небесных покровителей.

Пазырыкское общество возглавляли вожди, которым после смерти воздвигали гигантские курганы в самых живописных урочищах и долинах рек. Немало сокровищ было скрыто под их насыпями. К сожалению, по большей части курганы были разграблены еще в древности алчными современниками. Но и того, что попало в руки археологам, вполне хватило, чтобы поразить воображение любителей древности и украсить экспозиции самых лучших музеев мира.

Основу воинской силы пазырыкцев составляли отряды всадников, вооруженных луками и стрелами. Луки алтайского образца склеивались из четырех слоев дерева. Для лучшего сцепления места склейки покрывались косыми насечками. Затем готовое изделие обматывалось сухожилиями и оклеивалось берестой. Судя по найденным фрагментам, луки пазырыкцев достигали в длину 110 сантиметров.

Это действительно потрясающе. Но меня больше всего поразило вот чего.

Реконструкция внешнего вида коня из Первого Пазырыкского кургана. 

Описание: http://history.novosibdom.ru/files/u9/sibir_79.jpg

На нем маска из толстого войлока, обшитого кожей. Маска представляет собой сцену борьбы тигра и мифологического существа — тигриного грифона. Этот мифический небесный зверь имеет туловище и морду тигра, рога антилопы, гриву коня, перья и крылья птицы. Тигр как бы вздыбился — его голова располагается на лбу лошади, передние лапы помещены над глазами, а задние проходят по верхней губе и под ноздрями коня. Изображение выложено листовым золотом с прорисованными поверх него черными полосками. 

Грифон занимает верхнюю часть маски и её нащечные лопасти. Его голова и шея, покрытая пестрыми птичьими перьями, объемно выполнены из толстого войлока и размещены меж ушей коня. Щетинистая грива сделана из красного конского волоса. Рога увенчаны позолоченными шариками и украшены колечками драгоценного металла. К лопаткам прикреплены поднятые вверх крылья. Туловище сшито из цветной кожи со вставками листового золота и олова. Передними лапами существо обхватило шею тигра, который вцепился, в свою очередь, зубами в его грудь и когтями в корпус чуть ниже лопаток. Нижняя часть тела грифона завернута, в соответствии с канонами «звериного стиля», в кольцо так, что лапы его упираются в живот. 

Грива коня с обеих сторон обшита пластинами войлока, превратившись в плотную, вертикально стоящую стенку, на которую надевался нагривник в виде чехла, обтянутого кожей и отороченного бахромой из красного конского волоса. На боковых поверхностях нагривника расположены четыре петуха с позолоченными головами. 

Некоторые маски на головах породистых тонконогих пазырыкских скакунов были снабжены огромными, сшитыми в натуральную величину из толстой кожи, рогами оленя с пучками крашеного конского волоса на отростках, либо вырезанными из дерева и покрытыми золотой фольгой рогами горного козла.

Хвост лошади упакован в кожаный, в виде трубки, прорезной чехол.


Впечатляет. Так и представляешь: середина первого тысячелетия до Р.Х., Горный Алтай, места не сказать, чтоб ласковые. Люди живут в тяжелейших условиях, кочуют, мерзнут, болеют (современные технологии позволили понять, что жили они недолго, и болели серьезно, у всех захороненных был как минимум полиартрит - а из обезболивающих к их услугам был только дым от сжигаемых в чаше семян конопли...). И вот эти люди занимаются тем, что шьют для лошади кожаные цветные рога оленя. РОГА ОЛЕНЯ. Да, цветные. Или ваяют тому же коню на голову грифона с золотыми накладками и щетинистой гривой. И шьют лошади на хвост кожаный чехол. 

Вы понимаете, какова была тяга к прекрасному?! Это вам, извините, не антикрыло на феррари присобачить. Вот он, настоящий пацанский тюнинг транспортного средства! 

Удивительно, честное слово, удивительно. 

Источник 

Использован материал

09 Января 2016 568 1

1  
Пацаны, в любом веке пацаны!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.