Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Мы ответственны перед Богом за тех казаков, которых Он вверил нам окормлять…

Мы ответственны перед Богом за тех казаков, которых Он вверил нам окормлять…

— Взаимодействие с казачеством является одним из приоритетных направлений деятельности государства и Церкви. Об этом свидетельствует созданный при Президенте Российской Федерации Совет по делам казачества. Этот орган работает над развитием российского казачества. Напомню, что в состав Совета по делам казачества при Президенте России был включен — указом Президента РФ от 1 августа 2012 года — митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. И у государства, и у Церкви в данном случае одна большая цель — возродить российское казачество, возвратить ему былое историческое значение.

— Отец Сергий, казаки – это ведь особое сообщество ваших прихожан. Если говорить о духовном окормлении казачества, к какому нравственному идеалу, на Ваш взгляд, казакам важно стремиться, какими духовными качествами обладать?

— Эти качества зависят, прежде всего, от того, как в современном мире позиционируется служение казачества. Можно выделить по меньшей мере «Пять заповедей казака», которые призваны помочь раскрыть сущность казачества.

Во-первых. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням.

Во-вторых. В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой: «Каждый казак призван жить в венчанном браке».

В-третьих. Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.

Четвертое. Казаку важно регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия.

Пятое. В каждом образовательном учреждении казачьего поселения следует организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам Православной веры».

При этом, когда мы говорим о казачестве, то обязательно подразумеваем не только служивых людей, но и членов их семей.

— Многие видят в казачестве значимую поддержку Церкви и тех традиционных ценностей, о которых напоминает сегодня обществу Православие. Не случайно казачество приглашают к участию в важных событиях, связанных с массовыми церковными торжествами, принесением святынь…

— И это происходит потому, что казаки издавна являются образцовыми носителями православных и традиционных ценностей. Весь их уклад строится на православном понимании таких понятий, как семья, воспитание, им свойственны почет и уважение к старшим.

Но, возлагая на себя функцию своего рода помощника во многих делах Церкви, казачество действительно должно оставаться образцом в нравственном отношении. То есть, такое понятие, как «идеальная казачья семья», не должно превращаться в некий эвфемизм, оставшийся где-то далеко в истории.

— Неужели и казакам в наше суетное время не всегда удается сохранить нравственные устои?

— Надо признать, порой такое случается. Сейчас, к сожалению, приходится видеть, что и казачьи семьи разрушаются. Или другая сторона вопроса: всё чаще свои браки казаки регистрируют, в лучшем случае, в  ЗАГСах. А то и вовсе случается блудное сожительство!

Если же говорить про образец казачьей семьи — венчанный брак, то данные проводимого нами мониторинга не самые позитивные. Лишь каждый третий казачий брак является венчанным.

Ещё один вопрос — Крещение. В некоторых войсках до четверти казачьих семей вообще не спешат крестить детей. Пора осознать, что само понятие «некрещеный казак» — это однозначный нонсенс. Как можно присягать на Евангелии и Святом Распятии, когда не понимаешь всей той ответственности, которую на себя берешь? Кому ты присягаешь!?

Невоцерковленность, невежественность в вопросах веры не просто лишают казачество его основы, но и приводят зачастую к весьма негативным последствиям. Тем более если подобные «пробелы» в духовной жизни наличествуют у атаманов, за которыми стоят тысячи казаков. Это ведь может привести к катастрофе!

— О каких ещё проблемах шла речь на Первом большом съезде казачьих духовников? Какие задачи съезд поставил перед священнослужителями?

— Не менее важны, скажем так, внутренние проблемы духовенства. Практика показала, что в этом вопросе случается нерадение и со стороны священников, которые призваны казачество окормлять. Для казачьих духовников казаки — это основная паства, которую вверяет нам Господь. На практике же некоторые духовники воспринимают свое назначение лишь как некое внешнее послушание, которое надо исполнять по благословению правящего архиерея. Последствия же от такого формального подхода к служению могут быть серьезными! Что можно требовать от казаков, если их пастырь не станет для них настоящим духовным примером?

Съезд предостерег казачьих духовников и от других опасностей. К примеру, от случаев, когда священник, поставленный окормлять казачество и занявший административную должность в церковной системе, рассматривает это, прежде всего, как карьерную ступень. В таких случаях стремление написать грамотно составленный отчет затмевает реальную каждодневную работу по духовному окормлению.

Несомненно, мы ответственны перед Богом за тех казаков, которых Он вверил нам, чтобы окормлять. Почувствовать эту ответственность в особой мере нам всем помог Первый большой съезд казачьих духовников. На этом форуме были определены те главные задачи, которые возлагает на наше служение Церковь. Мы поняли, какой духовной поддержки ждут от нас казаки, в каком направлении предстоит прилагать свои дальнейшие усилия. Теперь остается с Божией помощью осуществить всё намеченное!

  Сергей Карабанов  

Источник: http://www.vladivostok-eparhia.ru


03 Января 2014 659 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.