Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Ложка дёгтя в бочке мёда для казачества

Ложка дёгтя в бочке мёда для казачества

Я-Казак! И этим я горжусь!

Мать родила меня таким и воспитала!

И с детства Веры предков я держусь!

Таких как я на Белом Свете очень мало!

Ксения Чурбакова



Вице-губернатор Краснодарского края, атаман Кубанского казачьего войска казачий генерал Николай Александрович Долуда считает, что необходимо в регионах увеличить в несколько раз количество реестровых казаков. За год в структуру ККВ было включено 20 новых обществ, а нынешняя численность войска 43 тысячи казаков. Но это озвученные планы, о которых известно, а ещё есть реалии, которые не афишируются. Странное явление наблюдается на российской земле, там, где казаков отродясь не было или прямых потомков можно пересчитать по пальцам одной руки, создаются казачьи общества, а там где казаки исторически проживали и сейчас живут казачьи внуки, правнуки и праправнуки, там их или нет или они «исчезают».

Перед первой мировой войной в Екатеринодаре (Краснодаре) казаки составляли меньшинство населения и это естественно. Промышленный и деловой центр, которым была столица Кубанского Казачества, собрал людей различных национальностей относящихся к разным сословиям. Кубань всегда была многонациональна и терпима к разным конфессиям и народностям. Казаки в основной своей массе жили в хуторах и станицах, в которых также с каждым годом становилось всё больше и больше пришлого населения.

Войны и репрессии нанесли значительный урон казачьему народу. Но казаки выжили. Даже те станичники которые не были родовыми казаками, но на протяжении нескольких поколений жили, трудились бок о бок с казаками, в конце 80-х в начале 90-х годов прошлого века прониклись идеей казачьего возрождения.

Теперь о станицах. Рядом с Краснодаром есть Северский район, станицы этого района основывались, и заселялись казаками переселенцами. Например, районный центр станица Северская была основана в 1864 году казаками Запорожцами, теперь в ней живёт более 23 тысяч жителей. В 2014 году многие станицы Северского района будут отмечать свой 150 летний юбилей. Наверняка будут театрализованные действия, рассказывающие о первых переселенцах, основателях станиц казаках Запорожцах. Немало их потомков и сейчас живёт в станицах.

Каково казакам, которых нет уже с нами будет «наблюдать сверху» что нет в родных станицах казаков есть жители новой формации, живущие в сельском поселение. Представления, конечно, состоятся, благо в Северской расположен Краснодарский Краевой Колледж Культуры (КККК) и силами его учащихся можно провести любое мероприятие они и станцуют и споют хоть на русском языке, хоть на кубанском диалекте.

С началом возрождения, казаки Северского районного казачьего общества стали активными его участниками, а во многом и зачинателями. Активно работали представители района в Кубанской Казачьей Раде, затем в руководстве Кубанского Казачьего Войска, например, председателем совета стариков ККВ был казак станицы Северской. Были северчане и на других должностях в войсковом правлении. В общем, в казачестве Кубани казаков Северского района знали. При необходимости участия в мероприятиях, никогда не было проблем с казаками, всегда набиралось необходимое для участия количество.

Время шло, антиказачья деятельность отдельных товарищей, давала результат. Состав казачьего общества менялся, размывался. Различный уровень профессионализма атаманов и правления, тоже отрицательно сказывался на составе обществ. Начало государственного финансирования внесло коррективы, атаманы, стараясь усидеть в кресле, угождали руководству, но забывали при этом о казаках. Всё это привело к тому, что казаки ушли, а оказаченые разбежались. Старшее поколение, ушло по естественной причине. Средний возраст по причинам всем хорошо известным в казачьих кругах, молодёжь никто не вовлёк, а пришедших не сохранил. Даже то, что Северским районом руководит не казак, не может быть поводом к развалу казачества. Все годы после гражданской войны и до сегодняшних дней, в руководство районом назначаются «варяги». Но в 80-е и 90-е годы это не мешало. А нынешний глава района хоть и Адыгеец, но довольно лоялен к казакам, в других регионах России казаки молились бы на такого. Так что причину нужно искать или в казачьей среде или в руководстве Кубанского Казачьего Войска и далее. Для начала можно обратить внимание, что казачья художественная самодеятельность в районной станице отсутствует, а были прекрасные коллективы знаменитых хоров «Нива» и «Весна» под руководством Ильи Петрусенко и Сергея Золотухина. Концерты этих коллективов, репертуар которых в основном состоял из казачьих песен, пользовались огромным успехом не только в районе, но и далеко за его пределами. А на фольклорном фестивале в Брянске хор «Весна» был признан лучшим в России. Культурой района теперь управляет человек, у которого свой взгляд на культуру. Этот взгляд к казачеству равнодушен и прививает жителям района другие ценности и культуру. Зачем какие-то казаки, тем более что их и не видно?


На дне станицы Северской в парке собираются диаспоры, выступают национальные коллективы, всё интересно и замечательно, только нет казаков.

На центральной улице станицы, у входа в парк культуры и отдыха имени Пушкина, стоит композиция, ставшая одним из символов Северской. У пушки стоят два человека в черкесках и папахах, всё бы хорошо, но как их идентифицировать, если они имеют неопределимую цветовую гамму одежды. Кто это? А с ними фотографируются и называют казаками. Какими?


Вот небольшой пример участия Северской в краевых мероприятиях: Молодежная делегация Северского района приняла участие в мероприятии, посвященном закрытию сезона в этнографическом комплексе «Атамань». Казачья станица закрылась на зиму

Молодогвардейцы, работники и активисты управления по молодежной политике приняли участие в «Параде флагов», пронеся в общей колонне с представителями разных муниципальных образований Кубани флаг Северского района.

Это из статьи, опубликованной на кубанском молодёжном портале /www.molod.info/. А где же казаки? Ведь Атамань позиционируется как казачья станица! Или на Кубани нет молодых казаков? Ладно в Московском казачьем войске преобладают пенсионеры силовых структур сами пришедшие показаковать но не приводя членов семьи, это понятно чем бы не занимался лишь бы семье не мешал. Но Кубань казачий край, а где казаки?

Казаки старой закалки прошедшие горнила 90-х годов пытаются снова реанимировать станичное казачье общество, но им без поддержки трудно. У реестрового казачества Кубани, другие основные цели, а не реестровое или в глубоком подполье или непонятного состава. Куда казаку податься? Атаман на то и атаман чтобы заниматься всем войском, а не его отдельными частями. Ведь войско не заканчивается границами Краснодара в него входят районы, станицы, хутора и отдельные казаки с семьями. Казаки станицы Северской представляли Кубань на первом фестивале «Казачья станица Москва», и Северский флаг располагался на почётном месте. Но это те казаки, которые стояли практически у истоков возрождения, а не приблудившиеся или пришедшие с корыстными целями.


Северская вообще по своему уникальна, ещё с дореволюционных времён северский базар был одним из самых дорогих в Кубанской области, при этом весь товар раскупали. Можно много написать о железнодорожном вокзале, автостанции, центральной части станицы, сельском хозяйстве и промышленности, но это не 100% вина казаков, много в жизни станицы есть и позитивного. А вот то, что в казачьей станице нет даже реестрового «СКО» это уже «печально». Получается, что казачья станица осталась без казаков? Или казаки никому не нужны, а вместо них надеются при необходимости набрать послушных и постоянно кричащих ЛЮБО? На просторах или на руинах бывшего СССР очень много организаций причисляющих себя к казачеству, их состав порой вызывает даже не боль, а искреннее сочувствие со стороны этнических казаков. Но это там где казаки как говорится, отродясь не водились, но теперь есть. А на Родине нет! В редко встречаемых публикациях о деятельности Кубанского, а в частности Северского станичного казачества и так почти нет коренных фамилий, а надеяться на случайного «варяга» не стоит, проверенно временем.

Вот пример, напрямую не о станице Северской, но проблемы в крае похоже одни.

«На Кубани все меньше аборигенов, кубанских казаков и адыгов, казачество за годы советской власти растаяло и живет незаметно, само себя не осознавая, и куда ни пойдешь - начальство почти всюду приезжее. Они нагрели себе гнёздышко на юге, возле моря и гор, у тихих речек, в городах и станицах, не нарадуются (о, куда они попали!), часто произносят в тостах «богатая земля», но сама историческая земля эта для них не святая, и все воспоминания коренных жителей о праотцах и порядках ни о чем их душам не говорят, родных слез не вызывают, святые кубанские даты, славные герои забытыми не кажутся - в сознании одна курортная пустота!»

Виктор Лихоносов, «Прощай, Тамань?».

Сейчас можно ссылаться на Сочинскую Зимнюю олимпиаду, но как говорится: «Кто хочет делать, изыскивает возможность. Кто не хочет делать, ищет повод». Олимпийская чемпионка, депутат Государственной думы РФ, Светлана Журова по отношению к Сочинской олимпиаде сказала в своём интервью, что сначала она думала, зачем казаки на зимних олимпийских играх, но поняла, это Кубань. А как Кубань и без казаков?

Николай Овчаренко

03 Февраля 2014 2361 4

4 Пластун  
Советская власть при всей ненависти к казакам и казачеству, оставила станицы, даже те что полностью были уничтожены, переименованы и заселены людьми не имеющими отношения к казакам, остались СТАНИЦАМИ! А сейчас когда казаки вроде бы востребованы и показали свою преданность, их "поселили" в ПОСЕЛЕНИЯ, как уголовников.

3 Яков  
Атаман ККВ Долуда, встреченный мной недавно в Севастополе, на вопрос об отсутствии в станице Северской казачьего общества, начал говорить о более чем 500 казаках Северского района. На вопрос о самой станице, сказал уточнит. Интересно узнать, уточнил ли и какая реакция.

2 Яков  
Ветеран казачьего движения России, житель станицы Северской, Виктор Алексеевич Лемешко пронёс главный символ Олимпийских Игр по улицам Краснодара.

«Расцениваю это, как большую честь для себя и казаков! Мне доверили нести факел от улицы Постовой мимо храма Александра Невского по улице Красной и до памятника Екатерине в сопровождении конного казачьего эскорта из четырех всадников» - сказал Виктор Алексеевич. Есть казаки в станице!

1 кадет  
Интересно, а, что думают об этом сами жители Северской!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.