Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Кубанцы – участники Всероссийского Поместного Собора Русской Православной церкви 1917 – 1918 гг.

В.П.Громов
Канд. ист. наук
Куб. ГУ

  Государственный переворот в феврале 1917 года, упразднение монархии повлекли за собой череду трагических для нашего Отечества событий – революцию в октябре этого же года и жесточайшую братоубийственную гражданскую войну. Эти события в современной исторической науке принято называть Великой русской революцией 1917 – 1920 гг.
На фоне революционных потрясений, которые переживала Россия, глубокого политического кризиса, обострения политической борьбы различных политических партий, в условиях, когда русская армия продолжала воевать на фронтах Первой Мировой войны произошло важное по своей значимости историческое событие-Созван был Всероссийский Поместный Собор Русской православной церкви. Уже 16 марта 1917 года собрание духовенства Ставропольской и Кавказской епархии приняло обращение к Святейшему синоду , в котором умоляло поскорее созвать всероссийский поместный Собор из представителей духовенства, клира и мирян.
В новых исторических условиях перед церковью стояла задача решить вопрос дальнейшего церковного управления, устройства .
Поместный Собор оказал огромное влияние на изменение всех сторон жизни русской православной церкви. Избрание Патриарха Тихона , а в его лице церковь и народ обрели первосвятителя, духовного лидера накануне гонений и репрессий, позволило церкви выстоять и сохранить свою миссию духовного спасения и нравственного окормления народа. Были выработаны на Соборе основные направления и пути реформирования, внутрифцерковного устройства.
В работе Поместного церковного собора участвовали и шесть делегатов от Кубанской области. Списки участников Собора позволяют нам установить персональный состав делегатов от Кубани. Среди них были представители кубанского казачества: священник Григорий Петрович Ломако, законоучитель Екатеринодарской 2 мужской гимназии, псаломщик 15 пластунского батальона Никита Васильевич Бескровный, избранный казаками Кавказской армии, казак ст. Курчанской Марк Никифорович Жарко, лесничий Абинского войскового лесничества казак ст. Крымской Аббати Андрей Иванович. Кроме того ,на Собор были избраны священник, настоятель церкви Преображения господня ст. Брюховецкой о. Иоанн Тимофеевич Карташов, и прапорщик Василий Филиппович Климанов.
Выборы делегатов на Поместный Собор проходили не только в станицах и городах Кубанской области, но и в действующей армии на турецком фронте. Там воевала основная часть кубанских казаков.
До нас дошло Постановление 8 кубанского пластунского батальона Кавказской армии .Выборы делегатов на Собор здесь состоялись 1 августа 1917 года. Перед началом собрания казаков в походной церкви священник Дмитрий Пыжов отслужил молебен. Собрание проходило под председательством о. Дмитрия Пыжова. Он проинформировал пластунов о важности Поместного Собора для Отечества, заострил внимание на некоторых вопросах, которые могут обсуждаться на нем: вопрос отделения церкви от государства, отношение к Временному правительству, о войне, правовом и материальном положении церкви , ее внутренней организации, принцип «соборности» духовенства, положение об учебных заведенияхъ,. утверждение выборных начал в церкви, земельной реформы и других тесно связанных с жизнью церкви вообще и приходов в частности. Делегатами на Собор были избраны: подъесаул Р.И. Хвостиков, старший урядник Семен Любченко, пластун Сергей Рыбинский. Были избраны и кандидаты : сотник Василий Филоненко, старший урядник Никита Куликов, пластун Илларион Войтиц.
Обсудив эти вопросы, собрание разработало «Наказ» делегатам и поставило задачу довести его до сведения Поместного Собора, Святейшего Синода, Ставропольского и Кавказского архиепископа.
Содержание «Наказа» позволяет судить о позиции армейского казачества по отношению к целому ряду вопросов , волновавших в то время российское общество. Казаки – пластуны четко заявили, что православная церковь и в новых исторических условиях должна быть первой между равными другими вероисповеданиями, так как большинство населения страны является православным.
Отделение церкви от государства надо понимать как политическую свободу церкви, не связанной в своих действиях и словах с государством. Однако поскольку Правительство России идет навстречу культурным и интеллектуальным потребностям и эстетическим вопросам своих граждан, а граждане - это православный русский народ, составлявший основу церкви, то правительство должно оказывать всемерную поддержку Православной церкви в правовом и материальном отношении.
Служители церкви должны получать жалование от казны. Денежная плата за совершаемые таинства навсегда отменяется, так как это явление умаляет престиж и авторитет духовных пастырей.
Духовные учебные заведения церкви остаются в ее ведении и должны содержаться за счет казны на общих основаниях с учебными заведениями Министерства народного просвещения.
Для России наиболее приемлемой является демократическая республика. Президент страны и премьер-министр должны быть непременно православными.
Закон Божий должен преподаваться во всех школах и учебных заведениях России как обязательный предмет для православных детей до 16 лет, а затем по личному желанию учащихся.
Церковно - приходские школы желательно передать в ведение министерства народного просвещения с обязательным преподаванием Закона Божия и под контролем приходского совета.
Казаки высказались и поддержали выборное начало в церкви и привлечение прихожан к активной деятельности в жизни прихода и ее организаций на общих равных правах, не исключая и женщин.
Аграрный вопрос и все другие проблемы ,связанные с жизнью церкви и прихода, подлежат компетенции Учредительного собрания в контакте с Всероссийским Поместным Собором.
Как видим наказ казаков-пластунов касался как различных вопросов деятельности церкви , так и политического устройства государства. А это свидетельство того, что он составлен людьми, знавшими положение дел в стране и думавшими о сохранении влияния церкви в обществе, росте авторитета духовенства и народного образования.
Многие позиции, высказанные в наказе, реализованы и актуальны для нашего времени и находят отражение в церковно – государственных проектах и поддержке церкви со стороны государства.
К сожалению, нам не известно, в силу каких обстоятельств избранные депутаты от казаков-пластунов не попали на заседание Поместного собора. Однако их позиции по актуальным вопросам деятельности церкви свидетельствуют о твердом стоянии вере православной, как и подобало казакам. Более того, »Наказ» казаков – пластунов был опубликован в Ставропольских епархиальных ведомостях.
Среди материалов, позволяющих почувствовать атмосферу, царившую на Поместном Соборе, следует выделить «Письма с Собора», написанные священником Г. Ломако. Автор эмоционально описывает свои впечатления. В Москву он приехал, когда уже несколько дней работал Поместный Собор. Но тем не менее, с каким трепетным ожиданием он стремится побыстрее попасть в зал заседания. В день приезда в Москву все его мысли, не смотря на усталость от дороги, обращены к Собору. Прямо с вокзала он мчится в Епархиальный дом, где должно состояться заседание. И вот он в Соборной палате, .Он приезжает задолго до начала заседания. С каким восторгом он осматривает зал заседаний, ярко освещенный и торжественный. Поместный собор по словам о. Г. Ломако представляет собой явление осуществления заветной мечты религиозной части истосковавшегося по церковной правде русского народа.
В зале заседаний размещены иконы московских святителей митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. И размышляя, автор отмечает, что их предстательством будет спасена русская земля , что они незримо присутствуют на Поместном Соборе О.Г. Ломако очень сожалел, что не присутствовал в Храме Христа спасителя в день открытия Поместного Собора. Он подчеркивает, что очевидцы свидетельствовали, что это был момент такого торжества, передать которое словами невозможно. Но и то, что выпало нам на долю, далеко превышает наши скромные силы при полном несоответствии с нашей стороны доставшейся нам по неизречимой милости Божией высочайшей для христианина чести – быть членами «Освященного Собора».
Священник г. Ломако далее подчеркивает, что здесь собрались лучшие люди церковной России, истинные избранники народа. Здесь представители всего русского народа, все, в ком не умер еще дух церковности, не угас огонь подлинной религиозной жизни- все как живые члены единого церковного тела собрались вместе, одухотворенные одними испытаниями, одними стремлениями, одной любовью .Кубанского делегата привлекает в зале заседаний все: и места размещения членов Собора, и царившая приподнятая ,но полная всеобщей радости обстановка. Он находится под впечатлением того христианского братства, которое царило среди членов Поместного Собора.
Выявленные материалы позволяют выделить среди кубанской делегации наиболее активных ее членов: о.Г.Ломако из Екатеринодара и настоятеля церкви Преображения господня ст. Брюховецкой о. Николая Карташева. Николай Карташев в 1897 году окончил Ставропольскую духовную семинарию и первоначально служил законоучителем в церкви Казанской иконы Божьей матери села Привольное Ставропольской губернии. В 1899 году был рукоположен в сан дьякона и направлен в село Николаевское Кубанской области. Здесь он был рукоположен в сан священника. С 1899 по 1906 год о. Николай Карташев был священником и законоучителем в ряде сел Кубанской области. В 1906 году начал служить в ст. Брюховецкой. Здесь он совмещал работу с заведыванием женской церковно –приходской школы. Служил законоучителем в двухклассном училище Министерства народного просвещения. А в 1910 – 1913 г.г. работал законоучителем в ремесленной школе и высшем начальном училище. Был председателем попечительства Брюховецкого начального училища. То есть, о. Николай Карташев прошел жизненный путь в пастырском служении и в народном просвещении Кубанской области. 
Февральский переворот поставил перед Русской Православной церковью задачи, каким она видит свою роль и взаимоотношение с государством, и самое главное- каково будет церковное управление и устройство?
Все это привело к активности духовенства на местах. Эта активность проявилась в создании различного рода союзов, съездов. И все это было направлено на привлечение широких слоев духовенства и мирян к обсуждению вопросов, касавшихся деятельности церкви. На съездах, собраниях шли споры, дискуссии, принимались заявления и обращения.
Так 13 апреля 1917 года преосвященный Иоанн, епископ Кубанский и Екатеринодарский на собрании духовенства сказал: »Великое освобождение русского народа и полное переустройство общественной жизни свершилось. Это заставляет нас задуматься о судьбе нашей церкви. Все ждут от нас ответа; чего желает духовенство, куда оно пойдет, каково его отношение к современной политической жизни.»
Не только политические события, но и церковная жизнь в это время развивались стремительно.
1 июня 1917 года в Москве по решению Святейшего Синода Русской Православной церкви состоялся Всероссийский съезд духовенства и мирян. А спустя несколько дней в Петрограде заседал Предсоборный Совет духовенства и мирян, который явился важным этапом подготовки Всероссийского Поместного Собора. На нем обсуждались организационные вопросы , в том числе и нормы представительства.
Активную деятельность развернуло духовенство и на местах. 17-18 июня 1917 года в Ставрополе состоялся съезд духовенства Ставропольской и Кубанской епархии. Председателем съезда избирается священник о.Николай Карташев, а его товарищем о.Григорий Ломако. На съезде работало пять секций. Секцию по реформе прихода возглавлял о. Николай Карташев. Секцию реформ духовных учебных заведений и церковно-приходских школ возглавлял о. Г. Ломако.
В это же время состоялся съезд духовенства и мирян Кубанской области, принявший резолюцию:» Самодержавие в стране навсегда упразднено и возврата к нему не будет. Временное Правительство до созыва Учредительного Собрания – единственный носитель власти в стране. Война должна быть продолжена в соответствии с соглашением с союзниками.»
Особенно остро в это время обсуждался вопрос об отделении церкви от государства. 18 июня съезд духовенства Кубанской области и Ставропольской губернии заявил:1. Отделение церкви от государства недопустимо. 2.Православие признается первым среди других вероисповеданий.3. Глава государства российского должен быть православным.4. Положение о приходе. Определили размер денежного содержания священников из средств бюджета государства. 5.Положение о епархиальном управлении.6. Поместный Собор как высочайший орган законодательства в Русской Православной церкви. Председателем съезда был о.Г. Ломако. Здесь был обсужден доклад «О разделе братских доходов между членами причта».
Вопросы церковного устройства, управления, состояние учебных заведений обсуждались и на приходских собраниях. 23 июля 1917 года прихожане Успенской церкви ст. Васюринской приняли Приговор о преподавании Закона Божьего в церковно-приходских школах. Такое же решение приняли прихожане Вознесенского храма ст. Пашковской, где настоятелем был о. Иоанн Лавров.
Как видим, наиболее активными в Предсоборный период проявили себя священники о. Григорий Ломако и о. Николай Карташев. Поэтому не случайно они оба были избраны делегатами на Всероссийский Собор Православной церкви. Своей активностью они стали известны не только среди духовенства , но и мирян Кубанской области. Такую же активность они продемонстрировали и после Поместного Собора, возвратившись на Кубань.
В 1919 году завершился процесс выделения из состава Ставропольской и Кавказской епархии самостоятельной Кубанской епархии.. Начал издаваться свой печатный орган- «Кубанский церковный вестник». В этом издании со своими статьями, опытом и размышлениями выступали священники о. Николай Карташев и о. Григорий Ломако. С сентября 1919 года о. Григорий Ломако был редактором «Кубанского церковного вестника». Поскольку в это время на Кубани находилась Добровольческая Белая армия генерала Деникина, то священники выступали с обличительными статьями в адрес большевиков и их политики по отношению к церкви и духовенству. Это дает основание предполагать, что после установления на Кубани Советской власти они несомненно были подвергнуты репрессиям.
Таким образом, кубанские делегаты приняли участие в работе Всероссийского поместного Собора Русской Православной церкви 1917 -1918 годов и внесли свой вклад в принятие им исторических решений. Главными из которых были избрание Святейшего Патриарха Тихона и разработка основных направлений церковной реформы. Отдельные направления ее реализуются и в настоящее время. Представители кубанского казачества принимали участие в обсуждении важнейших вопросов церковной жизни и политического устройства страны и взаимоотношений государства и церкви.

От редакции сайта казачествомосквы.рф: Фотография представленная здесь, не имеет отношения к описываемым событиям. На фото, в центре, Владимир Прокофьевич Громов, снимок сделан в апреле 1991 года, то есть в начале современного возрождения казачества. Фотографий с Поместного Собора 1917-1918 годов в распоряжении сайта нет.

08 Ноября 2018 308 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.