Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Крещение Господне

Крещение Господне.

  Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне – то событие, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан словно поделила историю планеты на время до Христа и христианскую эпоху, в которой, хочется надеяться, мы живём и сейчас…

   Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом, евреи ждали Его. Поэтому многие приняли за Спасителя мира странного человека, жившего в пустыне, носившего простую одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней. Он призывал евреев покаяться, очиститься от грехов, совершив ритуальный обряд омовения в реке Иордан. Этого человека звали Иоанн Креститель.

   Но он, конечно, не был Спасителем – он был последним ветхозаветным пророком, которого Бог послал на землю, чтобы предупредить человечество, что Спаситель вот-вот придёт, что Он уже рождён и ходит по этой грешной земле. Естественно, знал об этом и сам Иоанн, которого ещё называют Предтечей, – потому что он пришёл с проповедью прежде («пред») Христа. Предтеча со старославянского – «предшественник, предвестник».

   Поэтому, когда к нему пришёл Христос и попросил крестить Его в водах Иордана, Иоанн удивился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На что Иисус ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Лк. 3:21). В том смысле, что Бог через пророков Ветхого Завета предусмотрел именно такой порядок явления людям Своего Сына.

   Иоанн крестил Иисуса. И тут же, как дальше рассказывает евангелист Лука, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» Таким образом, Бог ясно и недвусмысленно сообщил людям – а их на реке Иордан рядом с Иоанном собиралось довольно много – что Спаситель уже пришёл, более того, Он рядом с ними.

   Для простоты то, что произошло на реке Иордан, мы называем крещением. Хотя, конечно, какое же крещение без Христа, Его Распятия и Вознесения на Небо? Это прекрасно понимал и сам Иоанн Креститель. Он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин, понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11). То есть крещение от Иоанна – это крещение покаяния, иначе говоря – крещение предварительное. Ведь без искреннего покаяния людям закрыт путь в Царствие небесное. Но без Духа Святого нет и настоящего христианского крещения.

   Таинство Крещения в Православной Церкви почти в точности повторяет то, что произошло два тысячелетия назад на реке Иордан, во всяком случае – внешне. Человека погружают в купель, он отрекается от дьявола и «сочетается» Христу. Это «сочетание», то есть, по сути, присяга в верности Христу и Его учению, и есть главное отличие нашего крещения от того, что принял Христос.

Крещенский сочельник.

Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник. В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, вначале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое освящение воды - Агиасма.

Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Ею освящают жилища и иконы. Крещенская вода приобретает определенные физические свойства и не портится под воздействием времени. А в народе существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает - это Дух Святой сходит на нее.

 На Руси в канун праздника принято было делать "иордань" (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов. Такая практика распространена и сегодня. Например, на Московском подворье Оптиной Пустыни после Крещенского богослужения освящается вода Останкинского пруда, после чего прихожане, в том числе и дети, купаются в нем. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом.

 В дальнейшем чин Василия Великого неоднократно дополнялся: в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры. Литургия Василия Великого более продолжительна. Она совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 14 января (1 января ст. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Чин литургии состоит из трех частей - проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать).  Восемнадцатое января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, украшения и символы плодородия, такие как солома, обрядовый хлеб. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки, сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях, украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождественский сноп.

Во многих местах в сочельник снимали святочные украшения, выносили из дома накопившийся святочный мусор и пепел из очага, а также вытаскивали не успевшую сгореть до этого дня часть бадняка (обрядового полена, горевшего все святки) и зарывали ее в землю посреди поля, либо прятали в укромное место и хранили до следующего Рождественского сочельника. Обрядовый хлеб, лежавший в "красном углу" в продолжение святок, скармливали скоту и домашней птице, кое-где то - же самое делали и с остатками святочной пищи.

В русских селах в канун Крещения воду освящали в храмах, в колодцах или прямо на реке. Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой, и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные хозяйственные принадлежности и подсобные.

Совершались накануне Богоявления и другие ритуалы, в основном из числа тех, которые приурочивались также к кануну Рождества и Нового года. Например, во многих местах принято было в "Крещенский вечерок" ходить по домам колядовать. В Македонии и некоторых других местах в это время совершались заключительные обходы русалий. У восточных славян в Крещенский сочельник славили плуг. Этот обряд должен был благотворно воздействовать на плодородие земли.

Языческими всегда признавались Церковью гадания, совершаемые в сочельник (как на Рождество, так и на Крещение) как в последний срок присутствия на земле нечистых духов и время активности потусторонних сил вообще.

И все же, несмотря на многочисленные и многообразные народные традиции, имеющие свои корни в языческом и околохристианском мире, можно со всей определенностью говорить о том, что русский народ, как и все славянские народы, несомненно, считал гораздо более важной и значимой для него религиозную сторону этого праздника. А потому большую часть сочельника все старались провести в храме - на необыкновенно красивых, духовно всеобъемлющих, мокрых, а потому, можно сказать, и веселых службах кануна Крещения Господня.

Материал с сайтов: paskha.ru, zavet.ru

Пресс-центр СКО Выхино-Жулебино.

15 Январь 2013 1068 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.