Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Казачьи предания и легенды о кладах Хопёрской земли

 

О "Лодке со скарбом": 


Между хутором Остроуховским и станицей Букановской раскинулся лесной массив, известный как "Фомины" (кстати, местные жители делят его на две части - "Фомины Малые" и "Большие", а люди постарше произносят по старинке "Хомины"). 
Название закрепилось за дубравой ещё с Екатерининских времён, когда в её глуши вроде как обосновался со своим многочисленным семейством некий казак Фома (или Хома) - вот от его имени лес и хутор и стали называть Фомины, а промышляли они, как и большинство казаков, охотой, рыбалкой и военной добычей. 
Когда казаки начали осваивать земледелие, то оказалось, что пригодной для хлебопашества земли в Букановском юрту недостаточно и поэтому, когда объявили Царский Указ о переселении на Кубань, среди местных казаков недостатка в добровольцах не было. 
Среди тех, кто решился попытать счастья в кубанских землях, были и Фомины, но прежде, чем отправиться в опасный и дальний путь, решили разделить семейную казну на 2 части: золото взяли с собой, а серебряный "скарб" сложили в лодку и закопали в лесной глуши, оставив тайные приметы, известные только членам семьи. 
Как сложилась судьба хопёрских переселенцев Фоминых в точности неизвестно: кого - то сгубила малярия, кто – то геройски погиб в сражениях с горцами, кто – то сумел выжить и пустить корни в кубанской земле, а правнуки их уже и не вспоминали часто про то, из каких краёв пришли их деды – они были уже "природные кубанцы", а вот Хопёрская земля сохранила память и предание о казачьем роде Фоминых в названии дубравы, которая и поныне надёжно хранит тайну семейного клада. 
-------------------------------


О "Золотом коне": 


Когда у одного из Ногайских Ханов умер любимый конь, то Хан приказал наполнить его шкуру золотыми и серебряными украшениями, монетами и закопать у подножия одного из курганов, а прочие конские останки сжечь на погребальном костре (по другой версии, Хан приказал отлить в память о своём любимом скакуне его золотую статую в натуральную величину - но и здесь было уточнение о том, что сама статуя была деревянная и лишь сверху покрыта золотыми пластинами). А ещё одна, довольно жуткая история повествует о том что, мастер, получивший Ханский заказ, решил схитрить - статую отлил из свинца и олова и лишь сверху покрыл золотым напылением, и когда обман раскрылся, то его живьём замуровали в погребальной камере, предварительно набросав туда степных гадюк. 
------------------------------


О "Кладе Кузьмы Скоробогатова":


Одна из загадок так называемой "Шакинской дубравы" связана с именем Кузьмы Скоробогатова – предводителя разбойничьей ватаги, которая пришла из тамбовских лесов после подавления восстания Кондрата Булавина и зверского уничтожения казачьих городков по Хопру и всему Верхнему Дону. 
После изгнания казаков оказалось, что некому стало охранять сухопутные и речные торговые пути - воспользовавшись этим, на Дон и Хопёр потянулись разбойничьи ватажки из центральных российских губерний - вот во главе одной из таких ватажек и пришёл Кузьма Скоробогатый (говорят, что прозвище своё он получил за присказку, которой обращался к желающим присоединиться к его шайке: "Ступай за мной, скоро богатым будешь!"). 
Несколько лет досаждала Кузькина шайка купеческим и царским торговым караванам, много добра награбила, не брезговали разбойники и продажей в турецкое рабство полонённых ими христиан. 
Часть добычи Кузьма делил между сообщниками, а большую прятал в потаённых местах, о которых знали только самые верные его сотоварищи. Видя, что торговля несёт большие убытки, царь Пётр I разрешил вернуться казакам на прежние места при условии, что те будут нести службу "остро на ухо" (отсюда, кстати, и название хутора Остроухов) и как только вдоль торговых путей появились казачьи разъезды, дела у разбойников пошли всё хуже и хуже, а вскоре кумылженские казаки и вовсе хитростью заманили разбойников в засаду - после скоротечной рубки только малая часть разбойников сумела вырваться и спастись бегством, тяжёлую рану получил и сам Кузьма Скоробогатый. 
Выжившие разбойники предъявили Кузьме ультиматум: "Ты ранен, старые сотоварищи твои перебиты. Что, если помрёшь? Открой тайну общего клада новым выборным по - хорошему, или заставим под пыткой!". 
Неизвестно почему, но Кузьма открыть тайну отказался, и началась междоусобица: часть разбойников вступилась за раненого, но большинство стояло на своём и в завязавшейся потасовке Кузьму вроде как "случайно" добили, так и не дознавшись от него о потаённых местах. 
Наконец сговорились разойтись и про клад забыть: часть разбойников, сдержав слово, ушла на Волгу, но кое - кто схитрил и вскоре вернувшись, попытался отыскать сокровища, но безуспешно, от того и долгое время лес, в котором прятались разбойники, называли "Шайкинской дубравой", а хутор на её опушке Шайкинским, но потом кому - то из начальства показалось это неблагозвучным и неблагонадёжным и краткое "Й" приказано было убрать (однако остались "Кузькин бугор", "Скоробогатова балка" и местная пословица о несговорчивых, скандальных людях: "Ругаются, как шайкинские собаки!"). 
--------------------------------


О "Головском кладе", одном из многочисленных "Булавинских" кладов: место "Голый барак" разделяет хутора Митькин и Андреяновский, а имя своё носит в память о мятежном Булавинском атамане Голом, который недалеко от этого места сошёлся в жестоком бою с царскими карательными полками: поначалу мятежные казаки одолевали царёво войско, но в решающий момент к месту сражения подоспела царская артиллерия и картечные залпы, выкосившие больше половины казаков, вынудили оставшихся в живых к поспешному отступлению. Опасаясь, что в случае гибели или пленения казна мятежного отряда попадёт в жадные руки царских воевод, атаман Голый приказал поспешно зарыть денежный ящик в песчаных дюнах безлесной балки, так и получившей впоследствии его имя. 

 

Сергей Ефремов.

11 Февраля 2018 1754 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.