Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Как избежать псевдоказачества

Как избежать псевдоказачества


КРУГЛЫЙ СТОЛ «ВК». Ряженые, фрики — как только не называют современных казаков противники возрождения казачества и на Кубани, и в других регионах. Почему буквально все — блогеры, рэперы, теле- и радиоведущие — люди, далекие от исторических знаний по теме и не близкие к современным процессам в этой среде, стремятся обязательно высказаться о казачестве? И отчего эта тема буквально заводит людей? 

Да просто для каждого это важно. Пока ученые, увы, не могут точно сказать, как все было раньше, а социологи теряются в определении, что происходит сейчас, казачество зримо набирает обороты. И один из актуальных вопросов в настоящее время: как при возрождении традиций и возвращении к историческим основам не сбиться с пути? Как мы идем к этому, какую часть уже прошли и что можно считать ориентиром?

Об этом и состоялся разговор за «круглым столом» в Кропоткине. Тема: «Как избежать псевдоказачества?». Отвечая на поставленные вопросы, участники обсуждения — заместитель атамана ККВ Константин Перенижко, директор Кропоткинского кадетского казачьего корпуса Виктор Филоненко, атаманы Кавказского отдела ККВ Сергей Бикеев, Кавказского районного общества Станислав Столяров и Лосевского СП Александр Шишикин, историк, этнограф, руководитель этнографического клуба «Старая линия» Гулькевичского района Александр Двойнинов, председатель Кропоткинского отделения международного Пушкинского общества Людмила Еремян, хранители фольклора — коллектив «Надежда казака» из станицы Казанской — озвучили ряд других, на которые ответы только предстоит найти.

И это вопросы вовсе не по части самоидентификации или поиска внутреннего «я», а вполне конкретные и к вполне конкретным ведомствам Краснодарского края, так или иначе причастным к процессу возрождения казачества.

Однако — обо всем по порядку.

Разговор, который назрел

— «Вольная Кубань» одной из первых СМИ в крае стала поддерживать казачество, — обозначил позицию газеты первый заместитель главного редактора Владимир Колесник. — Сегодня сотрудничество вышло на совершенно новый уровень. Тема казачества — одна из самых актуальных и востребованных читателем и постоянно поднимается на страницах газеты. Это поминовения, известные личности, официальные события, государственная служба и не только. Опубликованы материалы обо всех шести кадетских корпусах края — образование в духе казачества становится элитным. Атаман Николай Александрович Долуда накануне апрельского парада войска был в редакции — жители Кубани познакомились с актуальнейшим интервью. А ранее атаман был признан лауреатом читательского референдума «Человек года», который «Вольная Кубань» проводит уже 16 лет…

Пока одни сомневались в возможности возрождения, другие привели казачество к несению госслужбы

— Действительно, тема важная, актуальная и беспокоит сегодня, наверное, каждого человека, живущего на Кубани, — вступил в разговор заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенижко. — Мы стали участниками возрождения казачества, и это достаточно сложно!

К чему уже пришли? Кубанское казачье войско на сегодня де-юре — общественная некоммерческая организация, которая объединяет в себе казаков и по роду и по духу: здесь есть этнические казаки, потомственные, и есть не казаки по роду, но разделяющие интересы.

За 20 с лишним лет возрождения проведена огромная работа. Особая сложность заключалась в начальной стадии: надо было объединить людей после большого промежутка времени. И не просто время работало против — сама система чуть не уничтожала казачество. Все, что сделал в свое время Владимир Громов со сторонниками на исторической территории Кубанского казачьего войска — это Краснодарский край, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесия, — действительно очень большая работа. Поднять людей, убедить их, что нужно самосохраниться в современном мире, — психологически тяжелая работа. Тем более что история знает только исчезновение народов с карты мира, но примеров возрождения народов нет. Этому явлению нет аналогов в мире.

И вот результат. Создан Совет по делам казачества при Президенте РФ. Только Кубанское казачье войско насчитывает более 43 тысяч реестровых казаков, а с членами семей это порядка 150 тысяч.

В соответствии с Федеральным законом 2005 года о госслужбе российского казачества Кубанское казачье войско несет все виды государственной службы.

Выполняется и подготовка молодых казаков к призыву; войско берет на себя воспитательную функцию, обучает традиционным казачьим видам спорта, возрождает народные промыслы, ремесла — занимается всем тем, что так или иначе пробуждает в этнических казаках самосознание причастности. Работа проводится колоссальная.

Неофициальное возрождение

Параллельно с возрождением войска и официальной линией на Кубани возрождается казачество, которое «само по себе». Об этом движении рассказал руководитель этнографического клуба «Старая линия» города Гулькевичи Александр Двойнинов:

— Ныне время поиска своей идентичности, каждый начинает думать: что казачество значит для меня? Я пришел к казачеству в 90-х годах, прекрасно помню, как все начиналось. Первые храмы, поиски информации. В какое-то время почувствовал, что нужно уделить больше внимания связи поколений: пока живы очевидцы, всю информацию надо собрать и передать дальше. Мы с супругой начали записывать игры, притчи, обычаи, песни — все, что касается среды бытования.

И вот к какому выводу пришел. Мы, народ-воин, забыли о мужской певческой традиции. Стал объезжать Кубань, собирать только аутентичный фольклор — без новшеств, без авторской песни. Многие говорят: а нужно ли это? Новое время — новые песни, и дошло до того, что существует казачий рэп — якобы для адаптации молодежи. Но все гораздо глубже. Все слышали о пост-афганских синдромах, постчеченских. У казаков никогда такого не было. Почему? Потому что существовали воинские традиции песен, через которые и проходила адаптация. Задумались над этими механизмами — оказалось, существует система адаптации через культуру: семейно-бытовые танцы, этикет праздников, перечень праздников, отношение к ним. И все стало на свои места, вырисовалась здоровая, крепкая семья, в которой нравственные каноны всегда передавались без нравоучений — естественно и своим чередом…

В жизни наши старинные песни почти не звучат. Мы проводим семинары для тех, кто интересуется казачеством. Встречаемся с единомышленниками из других регионов — хранителей казачьих традиций сейчас в стране много! Уверены, важна традиционная культура — именно из этого происходит возрождение казаков как народа, готовы сотрудничать с войском, делиться информацией и верим, что это поможет избежать всего, что можно назвать «псевдо».

Рукописи казаков не горят, не теряются и не оставляют равнодушными

В прошлом, 2012 году, который был официально объявлен Годом истории, на Кубани издана уникальная книга. Это «История Первого Кавказского полка», написанная в 1912—1919 годах военным историком отставным старшиной Антоном Ламановым. «Вольная Кубань» рассказывала об этом издании (кстати, в конце рукописи были помещены тексты песен полка, и при издании книги их оставили в структуре книги). Финансировали издание казаки Тбилисского районного казачьего общества.

— Это наша история. Мы сами воспитываемся на ней и воспитываем своих детей. Если бы книга не вышла, все кануло бы в Лету, пропало. Мы не могли этого допустить, — сказал атаман Тбилисского РКО Виктор Чвикалов после выхода книги в свет.

Об особенностях подготовки книги рассказала на «круглом столе» редактор издательства «Ода» Ольга Адиулина:

— Рукопись найдена в Государственном архиве Краснодарского края совершенно случайно. Расшифровал очень мелкий почерк и подготовил ее к печати бывший атаман Кореновского РКО Михаил Тимченко, на это ушло два года. Тираж небольшой, тысяча экземпляров. Больше всего при работе поразила реакция молодых казаков: ребята, которым по 25—30 лет, очень трепетно к этому отнеслись. Для них было важно это событие.

Насколько важны при возрождении казачьи классы и насколько они казачьи на самом деле

Какие цели и задачи стоят перед казачьими классами и группами претендующими на роль казачьих? Говорит заместитель атамана ККВ Константин Перенижко:

— Атаман Кубанского казачьего войска Николай Александрович Долуда не раз подчеркивал, что важно не количество, а качество казачьих классов. Но пока на Кубани с этим сложно.

Здесь ставится задача воспитать ребенка, знающего культуру и традиции. Давайте смотреть правде в глаза: не все выпускники этих классов потом приходят в казачьи общества. Отчасти — это вина и педагогов, и войска. Преподавать кубановедение сегодня приходят учителя разных профилей. Мы пытаемся восполнить дефицит кадров, ежегодно готовя наставников на специальных курсах, но, прежде чем туда идти, нужно иметь хоть какой-то минимум знаний о культуре, истории и традициях казачества.

Вторая проблема — учебники и пособия. И ее мы стремимся решать. Над историей кубанского казачества работают лучшие ученые края в этой области. Мы стараемся, чтобы и материал был интересен, и иллюстрации к нему. Словом, чтобы учебник был привлекателен для детей, чтобы им было приятно его читать.

В отсутствие общегосударственной идеологии казачество на сегодня — единственный механизм патриотического воспитания детей. И наша задача — создать единую систему казачьего образования, где прослеживалась бы конкретная идеологическая линия, где использовался бы единый набор литературы, наглядных пособий и где работали бы только специально подготовленные преподаватели, а не случайные люди. (Надо заметить, что для нашего современного общества и дисциплинирующая молодежь функция — очень дорогого стоит. Вполне вероятно, что уже пришла пора и для более глубокого погружения в тему: на сознание подростков казачество действительно действует и, к счастью учителей, оказывает влияние. — Авт.)

На сегодня открыты 1500 казачьих классов, в них обучаются более 33 тысяч детей. Тема казачества используется в основном только для патриотического воспитания. Однако есть и действительно образцовые казачьи классы. В станице Гривенской дети осознанно обучаются в казачьем классе, поют казачьи песни — для них это жизнь. Почему там получается? Потому что вся станица живет этим, каждая семья. И ребенок пришел в казачий класс не потому, что учитель захотел, а потому, что он дома воспитан так. Приходя в школу, осознанно крестится, форма для него не просто одежда. Там — именно казачьи классы. Без псевдо…

Зачем нас учить быть казаками, если мы и есть казаки?

Действительно, не всегда казачьи классы — формально казачьи или псевдоказачьи. В хуторе Лосево Кавказского района настолько неравнодушно ведут работу по возрождению казачества и вкладывают силы в казачий класс, что на недавних Всероссийских соревнованиях дети заняли второе место, опередив даже кадетов Краснодарского казачьего корпуса. В Москве были не только с учителем, но и со своим атаманом. Не может быть у чего-то ненастоящего таких результатов! Александр Шишикин, председатель сельского поселения и атаман хуторского общества, рассказал, как поставлена работа:

— Хутор практически не подвергся репрессиям, и сейчас население на 80 процентов состоит из тех, чьи предки поселились на этом месте 200 лет назад.

Как мы начинали работу? Поговорили со стариками и начали будить население… через детей. Простые вопросы, которые задавали в школе — кто дед, кем был прадед, — заставили родителей и говорить и думать.

Когда только открывали казачий класс, главным критерием для зачисления было желание родителей. Учитель этого класса — коренная жительница из казачьего рода, директор школы Юрий Ламанов — праправнук брата Антона Ламанова, об издании книги которого сегодня здесь говорили.

Возрождая казачество, мы понимали, конечно, что время не остановим. Надо идти с ним в ногу, неся то ценное, что нам дали пращуры. Девчонок сейчас не одеть в казачьи сарафаны, но привить скромность — это возможно. И так получилось, что все те выпускники первого казачьего класса, которые не уехали, пришли в казачье общество.

А соревнования в Москве — общество выделило деньги, чтобы дети увидели столицу. Приехали 800 человек из 57 регионов. Конечно, не сравнить казачий класс с казачьим кадетским корпусом — в корпусах более сильная подготовка, но казачество ведь сильно хуторами. Казачьими хуторами. Если у нас в Степном нет коренных жителей, там не рискуем открыть казачий класс. Поселок Десятихатка — казачеством и не пахнет, и зачем это насаждать жителям? Настоящее только там, где не надо учить, как быть казаками. Где это в крови, в памяти и ценится — так же, как память о предках.

Думаю, не только наше хуторское казачье общество, но и многие другие благодарны Кубанскому казачьему войску, нашему атаману Николаю Александровичу Долуде за четкую политику в деле возрождения казачества. Мы уверенно идем вперед, пусть и не такими быстрыми темпами! И это очень важно.

Национальный вопрос: русский или казак?

Александра Шишикина поддержали атаман Кавказского отдела ККВ Сергей Бикеев, атаман Кавказского районного общества Станислав Столяров. И не смогли казаки обойти стороной такой вопрос, как национальность.

Почему при переписи населения некоторые пишут не «русский», а «казак»? Сами казаки объясняют так: все же Россия — это крепостное право, помещики, а на Кубани не было такого. Никто в рабстве не находился — на то она и вольная Кубань, и воинство свободное… вот и не знаешь, как назвать — сословие или все же этническое сообщество, — это совсем не то, что крестьянство. Не в обиду, но в объяснение позиции.

И действительно, многие начинают осознавать себя казаками. Это при навязывании чуждой культуры получается ненастоящее, искусственное, псевдо. При возвращении к корням будет поправка на современность, но останется суть.

Создавая кадетские корпуса, мы не могли опереться на то, что было в царской России

Кропоткинский кадетский казачий корпус в этом году юбиляр — ему пять лет. О работе с детьми рассказал директор корпуса Виктор Филоненко:

— Мы были вторым кадетским корпусом в крае — открылись после Краснодарского. Конечно, воссоздавать всегда трудно, всему приходится учиться. Нельзя опереться на то, что было в царской России. И приходилось тяжело, особенно когда корпус воспринимали как школу-интернат для трудных детей — да и сейчас еще некоторые так воспринимают.

Но у нас конкурс — пять человек на место. Стараемся отбирать детей по этнической принадлежности, без рекомендации районных казачьих обществ не берем никого.

Мы гордимся своими выпускниками, их знают ректоры вузов, и, вполне вероятно, многие из наших ребят станут атаманами, продолжат работу по возрождению казачества.

Казачество пострадало потому, что было верным последователем царя и веры

Завершал «круглый стол» самый важный вопрос: православие. Казачество неотделимо от веры. Вероятно, в этом и заключается основная сложность настоящего времени. Мероприятие проходило в здании, построенном при царе: школа № 44 Кропоткина открыта в 1912 году и до революции была женской гимназией. Здесь уже более 20 лет работает школьный музей имени А.С. Пушкина — уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию. В этом музее, передающем дух XIX века, установлен иконостас. К сожалению, не все из присутствующих казаков обратили на него внимание и перекрестились.

— За веру, царя и Отечество — это вовсе не простые слова, — сказала основатель музея, председатель Кропоткинского городского отделения Международного Пушкинского общества Людмила Еремян. — Казачество за что пострадало? За то, что было верным последователем царя и веры. С приходом советской власти одна судьба была что у православия, что у казачества — разрушали церкви, убивали священников, истребляли казаков.

Казаки всегда были защитниками веры — и когда воевали с поляками, и в походах на Турцию и Персию.

Конечно, если говорить о возрождении, то дважды нельзя войти в одну реку. Однако православие, вера остались живы, медленно, но возродились. Именно через это придет и настоящее казачество.

А потрясения наша страна уже переживала — те же 1611—1612 годы, когда на всей территории стояла полнейшая разруха. Но появились Минин и Пожарский, народ поднялся. Именно казаки тогда решили судьбу России, поддержав Романовых. Страна начала возрождаться, и сейчас наконец общественность говорит о заслугах династии в создании империи.

В этом году Россия отмечает 400-летие династии Романовых, и казачество не может остаться в стороне от этой даты. Никоим образом. «Не заметить» юбилейный год было бы непростительно.

В итоге

Возрождение казачества набрало такие обороты, что уже должно выйти на качественно иной уровень.

Подготовка педагогов для преподавания кубановедения (впрочем как и основ православной культуры) в настоящее время ограничивается краткосрочными курсами. Требуется открытие соответствующих направлений в профильных учебных заведениях.

Учебники по обозначенным дисциплинам требуют серьезного внимания профессионалов и доработки, особенно разделы, посвященные казачеству.

Назрел вопрос стандартов формы для казачьих классов.

Возможно, уже стоит думать об ограничении регистрации товарных знаков «казачьей» темы — колбаса «Казачья», мороженое «Казачок» и так далее.

Автор статьи : Наталья Кулакова

собкор «Вольной Кубани»

г. Кропоткин.

Вольная Кубань от 20.06.2013 г., стр. 6 и7

25 Июня 2013 1021 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.