Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Этнокультурные факторы в процессе адаптации Малороссов на северном Кавказе

 

 «В конце XVIII – первой половине XIX в., по мнению Н. И. Бондаря, в составе славянского населения Северного Кавказа в качестве исходных «этнообъединяющих и этнооопределяющих начал выступили два этнических ядра»: 
1. Украинская этнографическая группа (Черноморская), объединившая, помимо населённых пунктов Черноморского войска, Черноморскую берегову линию – «Закубанское поселение». 
2. Русская этнографическая группа (Линейная), неоднородная по своему национальному и социальному составу.
Для современников происходивших событий и последующих поколений исследователей этническая идентификация черноморцев не вызывает сомнений. Признавалось, что они в своем большинстве являлись носителями локальных вариантов украинской традиционной культуры. Черноморские казаки изначально прибыли на Правобережную Кубань войском, то есть устойчивой социально-культурной общиной, сохранившей (в значительно изменённом виде) этнокультурные традиции бывшего Запорожского войска. В дальнейшем пополнения
населения производились по инициативе правительства из Полтавской, Черниговской, а позднее из Харьковской и Киевской губерний. 
Войсковая администрация не раз подчёркивала, что наиболее схожими с черноморскими казаками «по образу жизни, наречием и способными к казачьей службе» были жители Малороссии (ред. - Украины). 

В целом в Черноморском казачьем войске адаптация украинских переселенцев проходила ускоренно и без глубоких социальных и культурных перемен. При её завершении, достигалась успешная совместимость с новой средой, мигранты принимали новые ценности, традиции, нормы и стандарты поведения как свои собственные, так как они мало чем отличались от привычных.
Один из историков Кубани И. Д. Попко в 1858 г. писал: «Весь войсковой состав черноморского народонаселения носит одну физиономию, запечатлен одною народностью – малороссийскою…» Украинские черты сохранялись во всех сферах жизни черноморцев. Так, по словам Ф. А. Щербины, «Черноморцы… говорили все на едином малорусском языке, придерживались малорусских обычаев; праздники, увеселения, семейный уклад, свадебные обряды,
бытовые отношения и обстановка – всё это носило строго малорусские особенности. Представители других национальностей, в силу необходимости, должны были приспосабливаться к малорусскому укладу жизни». По признанию многих исследователей, черноморцы даже внешне очень походили на своих предков-запорожцев: длинные опущенные усы, бритая голова, оселедец за ухом, рубаха, широкие шаровары, сапоги. Многие из них были искусными воинами. Но, благодаря местным условиям, «здешний казак-малоросс по своему характеру в известной степени отличается от малороссов Украйны. Оставаясь неподатливым в своих убеждениях, он сделался смелее при всякой опасности и ловчее своего первородича малоросса». Тем не менее, к середине XIX в. в Черномории окончательно сложилась однородной украинская этнографическая группа, сплочению и быстрой консолидации которой во многом способствовали общий язык, сходство в бытовой культуре, православная вера.»

В настоящее время можно услышать многочисленные утверждения, о том, что якобы кубанские казаки-украинцы к началу ХХ века окончательно сформировались в отдельную этническую группу или даже субэтнос русского народа. Однако же все эти высказывания людей агрессивно настроенных по отношению к Украинской Нации, "разбиваются", о данные переписи населения за 1897, 1926 годы, по которым 80-90% казаков Кубанской Черномории дали чёткий ответ о своей национальной принадлежности — УКРАИНЕЦ. 
Не могут "потомки черносотенцев" объяснить и деятельность кубанской "Просвіти" до начала "насильственной украинизации" и культ Шевченко, и даже на каком языке писал Яков Герасимович Кухаренко. 
Что в принципе тут можно ещё сказать, — Украинцы на Кубани были есть и будут! 


С уважением,

 Администрация сообщества "Кубанська Січ"

© 2011 г., С.Е. Сазонова (г. Армавир, Россия)

28 Октябрь 2017 238 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.