Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Дивеевский поход

Казаки. Как это было.

 Двадцать два года назад состоялся перенос мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево и в этом 2013 году 110-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых. В январе 1991 года, в запасниках Музея истории религии и атеизма, который находился в здании Казанского собора в Санкт Петербурге в то время Ленинграде, неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского - одного из самых почитаемых русских православных святых. Мощи  были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие святых мощей по городам и весям - по пути из Москвы в Дивеево. Этот был своеобразный всероссийский крестный ход на колёсах. Мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха Алексия ll .Кортеж останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Патриарх служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века. Возрождение казачества в нашей стране в это время шло по нарастающей. Союз казаков обратился к региональным казачьим обществам принять активное участие в этом мероприятии. Казаки Кубани и Дона с энтузиазмом приняли предложение и занялись подготовкой.

   Станичные казачьи общества сформировали группы из добровольцев готовых и имеющих возможность выехать в село Дивеево Нижегородской области. От Кубани выставили казачью сотню. Собирали, как говорится всем миром, спонсоры помогли деньгами для проезда и питания на армейском складе получили всё необходимое для походного лазарета и сухие пайки. Сотня отъезжала из Краснодара, перед зданием казачьей управы прошло торжественное построение, с напутственным словом выступил атаман Владимир Громов, старейшины и войсковой священник кубанского казачьего общества колонна Казаков маршем и с песнями по улицам города проследовала на железнодорожный вокзал. Загрузившись в вагоны, назначили старших и выставили дневальных, поход начался. По прибытии в Арзамас далее на автобусах выехали в Дивеево. На место назначения прибыли вечером, от вокзальной площади  до полевого лагеря казачья сотня проследовала с лихими песнями по непривычно безлюдным улицам Дивеево. Как впоследствии выяснилось, родители из населённого пункта вывезли всех детей, перед нашим приездом по Дивеево ходили и распространяли слухи, что приедут казаки с кинжалами, будут резать детей и окроплять их кровью дорогу на пути мощей. Не всем нравилось возрождение казачества нас постоянно путали с казахами при этом местное население ни о казаках, ни о казахах толком ничего не знало и верило всяким сплетням. Ночлег в полевых условиях принёс свои сюрпризы ночью температура воздуха снижалась до 5-7 градусов а дома на Кубани в это время ночью было 25  а днём и того больше. Зарывались в сено, у кого были бурки, тот сразу оценил их универсальность и необходимостью

   Сразу по прибытии казаки приступили к обязанностям, оговорённым с патриархией. В полевом лагере казачьи сотни расположились, по-походному организовав все, что необходимо по армейским нормам включая охранение. По питанию отряда договорились с местным Дивеевским рестораном, но первый, же завтрак вызвал у казаков много вопросов. Казаки бросили клич, кто умеет готовить, сразу были созданы две смены поваров. В рядах кубанской сотни нашлись и опытные судовые повара и повара наших ресторанов и просто мастера поварского искусства. Договорились с рестораном,  что их обязанность продукты, сервировка и мелкая помощь, а процесс приготовления пищи и  само меню это дело наших поваров. Персонал ресторана поначалу это воспринял скептически но, отведав блюда приготовленные казаками, резко поменяли своё отношение и принялись с энтузиазмом перенимать опыт. Наши повара с удовольствием делились своим умением, и вдень отъезда казачьего отряда на родную Кубань, повара Дивеевского ресторана продемонстрировали итоги обучения, устроив казакам прощальный торжественный обед.

   Казаки несли службу и ожидали прибытия мощей. 1 августа 1991 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преподобным Серафимом. Встретив  кортеж с мощами, служба усложнилась, но это воспринималось казаками с пониманием и все обязанности чётко и вовремя выполнялись. Служба шла круглосуточно, события постоянно сменялись, всё было непривычно и интересно казаки сменяясь с нарядов оставались в храме впитывая происходящее. На поле где находился казачий лагерь, ещё разместили и паломников местные военные разбили палаточный городок. Паломники с удивлением разглядывали непонятных вооружённых холодным оружием людей. Приходилось разъяснять, кто мы, понимание приходило быстро, да и, видя нашу организованность и выполняемые обязанности, люди понимали, мы свои. Таким образом, казаки помимо своих основных обязанностей проводили работу по развенчанию среди населения нашей страны мифа, созданного врагами казачества, что казак враг трудового народа. Даже сейчас из уст очень высокопоставленных чиновников приходится слышать моих дедов в Питере, казаки пороли нагайками. При этом люди не видят различия между казаками и конной жандармерией.  Но это другая тема вернёмся в Дивеево 1991. Прошли торжества, наступили будни, стали разъезжаться паломники Патриарх поблагодарил казаков за службу и благословил. Казаки выполнили свой долг и отбыли в столицу Кубани Краснодар.

   Впоследствии всем казакам участникам того похода союзом казаков России был вручен памятный знак крест «Дивеево».  Не все на сегодня живы, давно нет старейшего участника потомственного кубанского казака Николая Петровича Авдеева, у которого в годы репрессий уничтожили практически всю семью, а его мать не расстреляли лишь потому, что она была на сносях, ждала его рождения. Нет и более молодых, таких например активных участников возрождения как Евгений Спиваченко из станицы Северской. Жизнь разбросала, кто-то остался в союзе казаков России кто, то сейчас в реестровом казачестве, например, в нашем СКО Выхино-Жулебино, есть и те, кто отошел от активной деятельности, но при встрече им всем есть что вспомнить. В то время возрождение шло больше снизу, чем сверху, поэтому казачий актив был искренним и на многое готовым при этом  у большинства не было меркантильности и лизоблюдства.

Автор: участник события, крест № 111. 

Дивеево в наши дни. Фотография Дмитрия Шарнина.

 

02 Апреля 2013 3588 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.