Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Что представляет собой современное казачество и зачем оно власти

Что представляет собой современное казачество и зачем оно власти.

 

Казаки все чаще упоминаются в средствах массовой информации в связи с различными событиями как на государственном, так и на местном уровнях. Совет по делам казачества при президенте объявил о скором создании Общероссийской ассоциации казачьих обществ, в январе Министерством юстиции была зарегистрирована Казачья партия Российской Федерации. А на базе университета им. Разумовского (МГУТУ) не так давно был создан институт казачества, где студентам собираются преподавать такие дисциплины, как казачьи единоборства, казачье самоуправление, история и современные проблемы казачества. Общественные казачьи организации в последнее время проявляют небывалую активность в деле сохранения нравственности и периодически нападают на выставки современного искусства, срывают театральные постановки.

 

Хорошая песня – друг казака. Фото: Анна Зайкова

 

Прямой связи между этими событиями может и не быть: казачье движение не является единым, отдельная организация не может отвечать за все казачество, скандалы не реже вспыхивают и между разными казачьими структурами. В декабре в Краснодаре казачий ансамбль выступил на открытии саентологического центра. Так называемые реестровые казаки, чья деятельность регулируется законодательством, часто с предубеждением относятся к "ряженым", надевающим папахи только для группового фото на природе. В то же время и сами реестровые обвиняются в излишней преданности действующей власти и нежелании радикально выступать за свою обособленность.

 

Что происходит с казачьим движением в России? С чем связана возросшая в последнее время активность казаков в общественной жизни? И зачем Кремлю сегодня понадобилось консолидировать казачество?

 

Казачество разобщено.

Виктор Трутнев,

атаман Алтайского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества:

На нас возложено очень много обязательств по несению государственной службы, но они решаются не совсем в том правовом поле, как бы нам хотелось.

 

Казак по своей сути – это воин, и здесь возникает недопонимание между действующей властью и нами. Казаки хотели бы реально служить государству и не только охраной общественного порядка, но на каких-то основополагающих соглашениях, предусматривающих какое-нибудь финансирование.

 

Наше движение сегодня разобщено. Я знаю, что многие казаки высказали скептическое отношение к созданию Всероссийской ассоциации казачьих сообществ. Если сегодня около семи-восьми миллионов человек в той или иной мере ассоциируют себя с казаками, то в госреестр входит около миллиона. Остальные представляют собой общественные организации, которых на территории страны несколько сотен. И каждая со своим уставом, своим пониманием истории казачества. Кто-то пытается, чтобы казаков признали отдельной нацией, кто-то добивается возвращения казачьих земель обратно в пользование казаков. Понятно, что эти вещи неприемлемы. Мое личное мнение: нельзя разделять казаков на реестровых и не реестровых. Казак есть казак, мы все должны решать наши общие казачьи проблемы.

 

Наш особый дух

Сергей Бондарев,

председатель Казачьей партии Российской Федерации:

Казачество сегодня – это емкое понятие. Это и реестровые войска (в России действует 11 казачьих войск, они несут государственную службу), и общественные организации (их в стране насчитывается порядка 200), и многочисленные молодежные казачьи организации, и кадетские казачьи корпуса.

 

Существует много споров, кто же такие казаки. Сословие, народность? На самом деле казачество – это особый дух, благородство, мужественность, готовность защитить слабого, неравнодушие и справедливость. Казак не станет сидеть в метро или автобусе, если рядом стоит женщина. Не пройдет по улице мимо, когда трое нападают на одного. Не останется равнодушным, если загрязняют парк, пруд или речку. Для казака его хата никогда не с краю! Я бы сказал так: нам всем сегодня не хватает немного "казачества". Я считаю, что программные цели Казачьей партии близки большинству россиян, а не только казакам.

 

По нашим данным, количество людей в нашей стране, считающих себя казаками, составляет около семи миллионов человек. Но больше 50% не участвуют ни в общественной, ни в политической жизни. Им нужна площадка для реализации своих целей, для выражения своих взглядов на процессы, происходящие в обществе. Для того чтобы они имели возможность влиять на эти процессы – в том числе на законодательном уровне, – и была создана наша партия.

 

Нужный власти инструмент

Ярослава Шашкова,

политолог, руководитель центра политического анализа и технологий АлтГУ:

В нашей стране казачье движение традиционно является политически активным, вспомним, что оно начало играть существенную роль еще в начале XX века, затем очень активизировалось в 90-е годы. При этом, как показывает практика, у казачьего движения есть несколько особенностей. Во-первых, это сила полувоенного типа, что очень удобно использовать при определенных конфликтах, столкновениях и так далее. Во-вторых, это очень дисциплинированная, консервативная сила, всегда преданная исполнительной власти, отчасти даже стоящая за сохранение каких-то отживших порядков. В начале XX века казачество очень активно выступало за сохранение монархии. Казачество до сих пор сохраняет верность триаде – православие, самодержавие, народность. Но сегодня это звучит немного по-другому: полная поддержка Русской православной церкви, сильная исполнительная власть, социальная политика. На волне тех процессов, которые сегодня происходят, казачье движение начинает закономерно активизироваться. Таким образом, удовлетворяется запрос на великодержавность.

 

Я не думаю, что скандалы в сфере культуры инициируются властью, но ведь они при этом практически никогда не влекут за собой и уголовных дел по отношению к казакам. То есть подобные акции властью не приветствуется, но и не караются. Власти как бы предпочитают не замечать их, пока это не противоречит их интересам.

 

Исполнительной власти нужна такая полуобщественная, полувоенная структура, которую можно легко использовать в определенных районах, например на юге России, где с одной стороны сильное казачье движение, а с другой – очень сложная и межнациональная, и политическая ситуация.

 

Сейчас в России существуют больше полусотни партий, и около сорока из них – маленькие проекты, созданные про запас, на всякий случай. Отчасти это политическое предпринимательство, то есть создается партия, а потом где-то на муниципальном уровне она умирает, либо партия продает свое снятие с выборов. Казаки не относятся к такому типу. Мне кажется, что их партия – партия-спойлер "Единой России", которая будет идти параллельно ей. Это скорее инструментальная партия, которая даст возможность в условиях выдвижения большого количества нежелательных кандидатов провести нужных людей.

 

Опрос. Вы бы доверили охрану общественного порядка казачьим дружинам?

Надежда Лалетина,

пенсионерка:

Для меня казак – это честный, сильный, умный, красивый мужчина. Он справедлив, тверд, рассудителен. Я бы, конечно, хотела видеть таких людей на улицах нашего города. Сейчас в темное время суток люди боятся выйти за порог. Так что, если они помогут порядок навести, будет только лучше.

 

Марина Швецова,

журналист:

Казаки сегодня вряд ли могут быть полезны в качестве охранников общественного порядка, так как отношение к ним в обществе несколько изменилось за прошедшие десятилетия. Их сейчас воспринимают скорее как людей, которые изо всех сил хватаются за те традиции, которые потеряли ценность в наше время.

 

Дарья Мельник,

студентка:

У меня казаки ассоциируются со свободой и независимостью. На мой взгляд, любая помощь в охране правопорядка будет полезной, главное, чтобы за действиями подобных казачьих отрядов следили, и помощь не превратилась в бесконтрольный самосуд над нарушителями общественного спокойствия.

 

Антон Целевич,

председатель Лиги студентов АлтГУ:

Образ казака для меня – статный мужчина на коне, в форме, в каракулевой шапке и обязательно с усами. Да, я бы хотел, чтобы казаки охраняли порядок на улицах нашего города. Мне кажется, что их работа опиралась бы не на нормативные документы и регламенты, а на человеческие понятия чести, справедливости и доброты.

 

Источник: altapress.ru

16 Сентября 2013 794 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.