Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Андрей Баранецкий. Концепция общественного согласия в контексте самобытного глобального геополитического опыта восточных Славян Часть 3

Читать часть 1.

Читать часть 2.

 

Часть 3.

ОБЫВАТЕЛИ ПЛАНЕТЫ НЕ НУЖДАЮТСЯ В БЛАГОРОДСТВЕ

Но перед тем, как уйти с исторической арены обыватели всего мира сделали очередную попытку «собрать все книги, да и сжечь». Впрочем, современное и будущее мракобесие обывателей обходится без помпы: они сдали миллионы научных книг о совершенствовании общества в макулатуру. Они создали веру в то, что тайна счастья людей никем и никогда не была открыта. Они упорно повторяют, что возможность моделирования социума – миф и сказка. На этом фоне убедительно звучит обвинение во лжи тех, кто утверждал, что Ленин или Горький запоминали за 2 или 3 секунды страницу текста, что К. Маркс прочитал и переосмыслил тысячи книг. Почему никто из них не запоминал за 3 секунды страницу? Потому, что «такого не может быть потому, что не может быть никогда». «Учёный сосед» Чехова жив. Этому «учёному» не поверить, что уже более тысячи студентов лучших   университетов Земли запоминают и осмысливают знания с такой же скоростью. Господин мира, его величество обыватель считает это не качеством всех людей будущего, а экзотической особенностью – то ли «гениев», то ли «ненормальных».

 Достижения великих социальных мыслителей прошлого не нуждаются в засекречивании потому, что для знакомства с ними, для его осознания и осмысления требуется не менее 40 000 идей о качествах людского бытия.  Но не первый и не последний раз в истории происходит то, что метко обрисовал Мераб Мамардашвили: «тысячи полуправд закольцовываются и образуют сплошную завесу лжи».

Учения античности о непосредственном и неиссякаемом источнике счастья обывателю недостижимо. Его для них нет.

Идея свободы и власти над эмоциями, которую более 400 лет подарил миру Спиноза для обывателя не существует. Идея общей гармонии души и космоса у того же Спинозы, - зачем она обывателю?

Понятие о высоком эстетическом вкусе раскрыто в «Критике способности эстетического суждения» Иммануила Канта. Но для обывателя эстетика как наука не нужна, для него самый высокий вкус – это его вкус.

Тайна происхождения богатства и нищеты раскрыта всей историей экономических учений, но обыватель преисполняется важности и настаивает на том, что только Бог и Бес решают, - кому суждено жить в бедности, а кому в богатстве. Аристократия как власть благородства для обывателя тоже не существует.  Отличие талантливости от бездарности для обывателя остаётся тайной за семью печатями. Нет для него и нашей модели будущего.

Но открытие модели совершенного общества состоялось.

И даже было практически реализовано, пусть не полностью, пусть частично. Именно об этом практическом опыте народов СССР Александр Зиновьев написал: «… наша подлинная задача — вычленить знания из этого эксперимента. Если мы сможем это сделать, мы получим подлинный ресурс для нового социального проекта, для следующего шага развития, в том числе и опережающего… (http://ria.ru/zinoviev_club/20151029/1310043197.html)

Открытие модели совершенного общества состоялось в нашей стране во времена миллиона попыток понять, как Карла Маркса, так и Владимира Ленина. И этот круг идей продолжает осмысливаться в сокровенной плоскости. Мыслящие люди старшего поколения помнят то, что учили в юности. Осмысление продолжается. Но для обывателей нет мыслящих людей на Земле. В центре их внимания – только их «исключительность» в кавычках. Она делает несуществующими как чужие интересы, так и чужие святыни. Ведь при обнаружении своих двойников их ждёт катастрофа самоуважения. Обыватель никогда не поверит в то, что он аналог клона или шарманки, или типажа от первого вздоха утром до последнего мгновения перед сном.

Обыватель – ограничен этими схемами. Мыслит – только тот, кто встал на трудную дорогу обновления своего отношения к миру.

Поэтому все, кто причастен к созданию глобального геополитического проекта будущего понимали и понимают, что этот проект гораздо сложнее проектов самолётов или космических кораблей, он сложнее медицины и биологии и химии вместе взятых.

Иное дело – образы из книг о научном коммунизме.

На то они и образы светлого будущего – восхищайтесь.  Но.

Искомый путь «должен быть трудным», иначе его найдут недостойные:

«…невежда, не говоря уже о том, что находится под самым разнообразным действием внешних причин и никогда не обладает истинным душевным удовлетворением, живет, кроме того, как бы не зная. себя самого, Бога и вещей…; Если же путь, который, как я показал, ведет к этому, и кажется весьма трудным, однако все же его можно найти. Да он и должен быть трудным, ибо его так редко находят. В самом деле, если бы спасение было у всех под руками и могло бы быть найдено без особенного труда, то как же могли бы почти все пренебрегать им? Но все прекрасное так же трудно, как и редко.»  Это - слова Бенедикта Спинозы из трактата «Этика». 1677 год.

Некоторые общие черты, разумеется, легко обрисовать.

 

НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ.

Перво-наперво будущее надо сделать добрым. Не светлое сначала. А сначала добротно обеспечить доброту. Это – содержимое и содержательность. Это – несущий каркас конструкции. А эстетика – только после гарантий доброты. И начальником в таком деле может быть только тот, у кого, - как говаривали в стародавние времена, - «дар к тому делу обнаруживается во всяческих делах. Боярин и князь, атаман и Царь выбирались по сердцу, по душе, наследование по крови было, но именно с ним и связано ожидание сердечного отношения. Но не по душе русским людям смута во власти. Как встали у руля бездари всяческие и валенки сибирские, так и забросил наш народ создание самого совершенного общества на Земле».

Если молодой царь придётся не «по сердцу» народу, то и войско может из повиновения выйти. Общественным сознанием подразумевалось, конечно, что царь-глупец – не по сердцу. Подразумевалось, что сила воли и твёрдая рука царю непременно присущи, но это – вполне понятно, приемлемо.

Вопрос ведь не в том, о чём мечтает индус в своей индийской мечте или американец в своей американской мечте. Вопрос в том, чтобы мечта эта была доброй и не мешала осуществлению мечты соседа. Общие черты – они общие.

Тогда будет «мир да согласие», «совет да любовь».  И не нужны будут вообще никакие глобальные геополитические проекты, кроме тех, которые уже задуманы, о которых мечтают люди на всех континентах мечты.

 

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НРАВСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС?

Уже около 2300 лет (со времён Античности) пишутся статьи о том, что молодёжь деградирует. И примерно 300 лет об этом пишут уже и молодые авторы. И часто – с юмором. Потому, что деградация без прогресса невозможна. Другое дело, что прогрессом надо называть и движение от великого зла к меньшему. От глубокой заморозки к лёгкому морозу.

Существуют, конечно, и надежды злые: тех отодвинуть, иных истребить, третьих прижать, четвёртых утрамбовать, пятыми повелевать. Мечтающий об истреблении, как повелось, - «сам истреблён будет». Без того, чтобы укоротить злые умыслы, - к доброму будущему никак не подступиться.

Высокая мудрость элиты, - это возможный итог использования именно тех гуманитарных достижений, о которых в этой статье сказано выше. Повторимся: лидеры призваны интенсивно осмысливать суть социальных изменений. Если они делают это бездарно, то они обречены.

Глубокая мера бездарности объективно приведёт к потере власти. Тоже общее представление, никто не спорит, но кое-кто игнорирует.

Нравственные качества фронтовиков после 1945 в СССР были в целом весьма высоки, но они были не настолько образованными, чтобы передать своим детям гарантии роста нравственной культуры. В истории честности учила война и объективности учила война. И дальновидности учила война.

А без кошмара войны – как этому научить?

Им это было неизвестно.

Масштабы личной души, глубина, спектр понятий и вкусов – всё как в Средние Века. Да это и было средневековье. Любая война швыряет общество в жестокое историческое прошлое. Иллюзии победителей и их надежды на рождение нового поколения стальных батальонов рухнут, на их глазах растёт поколение «маменькиных сынков». Малодушных и жадных.

Никакого социального согласия в их социуме не будет.

Будет полоса моральной деградации всего общества.

Как в личной жизни счастье является условием поиска свободы, так и в общественной жизни, - ещё до рождения индивидуализма, общественное согласие и законность были условием для последующего динамичного развития народа, страны.

Если же элита инициативно осмысливает распределение сил и средств общества, то компромисс и согласие не только достигаются, но и крепнут.

Тотальное требование компромисса – это надёжный путь к обретению устойчивого социального равновесия.

Мудрость – непосредственный и неиссякаемый источник той национальной совести, которая гарантирует сначала компромисс, затем общественное согласие, затем, - социальную гармонию.  Разумеется, существует ложно понятая мудрость.

Но за 2 000 лет её истории создан такой мощный корпус литературы для проверки способности осмысливать и готовности осознавать качество бытия, что к ложной мудрости сегодня причастны только невежды, которые игнорировали эти 2 000 опыта и классический корпус литературы высших достижений интеллектуального наследия. Это они в позапрошлом столетии именовались «Господином мира». Обыватель в нашем веке всё чаще оказывается не «Господином мира», а «голым королём». На этом фоне история советской психологии и педагогики оказывается своеобразным свежим «переоткрытием» или второй редакцией великих идей интеллектуального прогресса всего человечества.

 

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЛУЧШИМ ВОСПИТАТЕЛЕМ, ЧЕМ ВОЙНА?

То, что более жестоко и беспощадно, чем война.

То, что более изощрённо, чем война.

То, что требует большего мужества, чем война.

То, что требует преодоления большего страха, чем война.

Это – философия.

Как во время войны можно делать вид, что войны нет, так и среди пустых ничтожных душ можно делать вид, что у каждого душа есть и она не пустая.

Мир мёртвых душ страшнее мира войны, мира мёртвых тел.

Выжить в таком мире и сохранить человеческую душу может только тот, кто вооружил себя мудростью и любит эту мудрость как воин – своё оружие.

Мало было великих трагедий в русской истории? Много.

Мало было об этом написано? Много.

Выкинуто в макулатуру «господами мира» - обывателями.

Хорошо, что «Мёртвые души» Н. Гоголя такими тиражами печатали, что этот памятник жуткой деградации современников золотого века русской культуры зрячий Николай Гоголь сумел перебросить на 200 и 300 лет вперёд.

 

ВСЁ ПЕРЕЧИТЫВАТЬ И ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ – ЭТО ОЧЕНЬ ТРУДНО

И труды обществоведов тоже нуждаются в новом прочтении. Рано или поздно наступит полоса времени геополитического равновесия. В такие времена никто не сможет произвольно манипулировать международными отношениями и правами. Хотя сегодня на это мудрости не хватает.

В такие времена, не навязывая никому никаких глобальных геополитических моделей, русские люди, в той мере, в какой они сумеют быть наследниками своей гуманитарной литературы и наук лет за 200, - окажутся в более выгодном положении, чем манипуляторы.  И именно это время потребует переосмыслить исторический опыт. Переосмыслить заново и непредвзято. Переосмыслить для того, чтобы обеспечить своему народу доброе и благополучное будущее.  Правильное. Праведное. Хоть это и трудно.

 

ОПЫТ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Колонизация – это процесс, который привносит много иных форм и правил жизни в существование аборигенов. Но бывает и противоположный опыт, - когда религию, порядки и правила переносят в свою страну и перекраивают жизнь своего народа. Тогда меняется язык политических решений, меняются системы ценностей и ориентиров. Если иной народ меняет законодательство из-за внутренних коллизий, то перевод на новые основы своего народа – это особый опыт усвоения ценностей правил и законов, которые ранее были чужими.

В данной статье такой опыт называется процессом «переплетения законотворчества и языкотворчества». Такой выбор названия не случаен: ведь для новых порядков, правил и законов приходится основательно усваивать новые слова, - специальный язык. Так было после того, как Библию перевели на славянский и крестили Русь. Так было, когда Пётр перекроил законодательство и жизнь на новый лад. Дворяне массово стали усваивать иностранные языки и немало законодателей империи даже внутреннюю речь свою слышали не по-русски, многие аристократы привыкли думать на иностранном языке, часто это был немецкий или французский. В известном смысле реформы Петра можно назвать европеизацией по инициативе сверху. О «революциях сверху» в России есть замечательное исследование Натана Эйдельмана. Так было, когда для революционных преобразований коммунистов – большевиков был привлечён новый терминологический аппарат. И снова смена всей иерархии ценностей, святынь, законодательства сопровождалась решительным вмешательством в языкотворчество и резкой интенсификацией всех процессов обучения, образования населения.

Переплетение законотворчества с языкотворчеством и опыт такого рода, возможно, не исключителен, но у кого он масштабнее, чем у нас?

Кроме этого, - в век русского просвещения Шишков «раскопал» явные следы гораздо более древнего явления этого процесса: в книге «Славяно-русский корнеслов» он показывает удивительные связи корней русских слов с особенностями – как бы мы сегодня это назвали – явлений социальной коммуникации и во внутренней жизни народа, и во влиянии языка на иные языки.

 

ЕЩЁ ОДНА ПОРЦИЯ ОБЩИХ ИДЕЙ

Для быстрого роста богатства, то есть экономики, -  всегда был нужен высокий уровень экономической свободы. Именно об этой свободе более всего сейчас совещаются в правительстве России. Но пока совещаются. Хотя, увы, крайне мало звучит простоя идея о том, что никакие иноземные инвестиции не нужды для того, чтобы в любой губернии построили вдвое больше деревянных домов с добротной деревянной мебелью и вырастили больше еды, чем на базаре надо продать. Никаких иноземных капиталов не требуется для того, чтобы армия и церковь помогали окрепнуть миллиону маленьких сёл и деревень в далёких провинциях. Никаких иноземных стандартов образования не надо для того, чтобы в душе учителей не просыпалось отвращение к детям из-за мифа о «тупости» школьников, а в душе у школьников не селилась любовь к интернет-играм-с-убийствами и отторжение занудства учителей из школ. За 100 лет старательно вытравлялась и уже почти убита любовь учителей и учеников друг к другу как примета будней, но память о ней жива.

Идея доброго, благополучного и, разумеется, - только при этом условии светлого будущего, - эта идея приемлема всем религиям, всем народам, всем мудрым политикам. Это общие идеи и для социалистов, и для любой религии.

Для любой нации, для любого города.

И утверждать, что этой идеи нет в душе нашего многомиллионного народа может только тот, кто не имеет никакого отношения к нашему народу. Разумеется, «клеветники России» готовят экспорт новых искусственных революций на всех континентах. Поэтому любые «имиджевые» программы с «позитивным международным звучанием» меркнут перед острой потребностью многих народов в том, чтобы их, для начала, защитили от террористов, от манипуляций, от вмешательства во внутренние дела, от неоколониализма и ультра-колониализма последних модификаций. Такую роль защитника русские на себя уже взяли. Возможно, надо было раньше, но прошлого не вернуть. И исполнение этой роли помогает самим русским достигать общественного согласия внутри своей страны.

Остаётся только не делать лишних движений в исполнении этой роли, тогда будет расти не только мера общественного согласия внутри российского общества, но и роль русского народа в достижении согласия между народами.

Таким образом, - новый цельный и вдохновляющий глобальный геополитический проект «Будущего золотого века» для всех народов земли или невозможен, или это будет система, которая напоминает многими чертами социализм, коммунизм, христианство, ислам иные религии.

Это будут не новые, а «старые» проекты. Но обновлённые.

Для их определения требуется классификация сюжетов научно-технических революций. Они в учебниках описаны по уровням сложности реальности: социальные проекты – сложнее инженерных, медицинских, архитектурных, промышленных. Именно об этом говорится здесь при сопоставлении сложности общественных наук и наук о природе, о медицинских проблемах. Следовательно, - социальное проектирование встанет на платформу солидных академических гарантий точного эффекта только после того, как биотехнологии и генная инженерия прочно обоснуются на этом фундаменте. Уровень сложности социальных технологий выше, чем биологических, генных.

ПОЭТОМУ ЛЮБЫМ АВТОРАМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ НАДО ЧЁТКО ПРИЗНАТЬ: КАК ПРОШЛО ВРЕМЯ ПОЭМ ПРО ХИМИЮ ИЛИ ФИЗИКУ, ТАК ПРОШЛО ВРЕМЯ «ТЕКСТОВОГО» ИЗЛОЖЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.

То есть - «Манифест коммунистической партии» и «Капитал» стали историей. Публицистика В.И. Ленина могла быть эффективнее виртуальных социальных сетей Интернета, но в прошлом. Информатика потребует разработки специальных языков для технологии законотворчества и для технологии языкотворчества. При том, что законотворчество и языкотворчество переплетались осмысленно именно в славянской истории. У нас закон и благодать не перемешиваются, а вот государство и Родина тесно сплетены.

Понятийно – терминологический аппарат Марксизма – ленинизма – более 40 000 научных понятий. Аналогичные понятийные конструкции не составят альтернативу диалектическому и историческому материализму. Альтернативу могут составить только более тонкие, ёмкие, глубокие, масштабные. А такие можно создать только на базе информатики, программирования.

Можно указать верный вектор разумной критики, как это сделал Макс Вебер, - искать причины экономических систем в глубинной логике ценностных отношений. Но указать этот вектор – не обновить глубину анализа. Верно и то, что глубинная логика ценностных отношений бывает заметна в религии известных цивилизаций. Более глубокий анализ социальных моделей потребует сотни тысяч новых научных понятий, они будут оформлены в стратегии развития тех социальных связей, которые сегодня представлены в социальных сетях. Есть законотворчество и есть языкотворчество многомиллионных народов. Сначала они интенсифицируются заново, переплетутся, обновят терминологию юридически-правого поля, - после этого можно будет говорить о глобальном социальном проектировании постиндустриальной эпохи. Это – тоже общие черты.

До этого будет развиваться диагностика социальных проблем.

Прежде чем назвать основы для проектирования общества, требуется диагностика. Существует духовный мир общества и есть много способов его убить. Информационная война развязывается именно для того чтобы убить его. Но прогресс будет вопреки войнам. Прогресс периодически сменяется спадом, - мера нравственной культуры волнообразно нарастает или снижается.

Рост меры нравственной культуры – это воплощение в жизнь новой, - более высокой меры человечности в социальных отношениях.

То есть, социальность – это воплощённая в жизнь человечность. То, что люди называют добрыми человеческими отношениями.

Болезни и локальная смерть социальности (читайте - человечности), увы, не были предметами исследования. Практика топорного «хирургического» вмешательства – налицо. Каскад цветных революций и преступный экспорт революций является симптомом очередной попытки насильственного «хирургического вмешательства» в такие ткани социальности, где «социальная» хирургия ведёт только к смерти общества.

Успехи в социальном прогрессе были в истории, но для гарантий общественного согласия, роста благополучия и прогресса потребуются не три и не десятки, а тысячи и тысячи глобальных социальных проектов. Началом и итогом этих проектов будут не технологии, а люди. Любой из этих проектировщиков будет рассматривать социум не менее глубоко, чем Маркс, Махатма Ганди, или Дэн Сяо Пин.

 

РОЛЬ ЛОГИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЕКТАХ

Высока вероятность использования того опыта социального моделирования, которая обеспечивалась методом восхождения от абстрактного к конкретному, и стала основой «Капитала». Метод восхождения от абстрактного к конкретному требует развивать саму логику социального моделирования. Это, - тоже обобщение того качества, с которым не хочется спорить. Логично предполагать, что товар есть разновидность ценности и модель товаропроизводящего общества есть вариант модели такого общества, которое успешно наращивает творчество ценностей. Развёртывать здесь диалектику будущего оборота ценностных отношений нет возможности, но ключевые, - магистральные сюжеты моделирования конкретизировать можно. Магистральный сюжет логики ценностных отношений в моделируемом социуме: превращение ценности из игнорируемой в значимую, из значимой в доминирующую, из доминирующей в высокую, затем в высшую. И завершение магистрального сюжета: превращение высшей ценности в абсолютную святыню, сакрализация. Дефиниция денег в таком социуме будет заключаться как юридическое оформление ценностного отношения. Они же – деньги, явятся инструментом математизации всех сфер бытия моделируемого социума. Сам процесс юридических отношений окажется отделимым критерием публично признанных, институциональных ценностных отношений вообще. Сущности политического профессионализма возвращается то, что было названо ещё Аристотелем: политика есть наука о самом ценном, о создании, трансляции и защите ценностей. Как модели капиталистического общества вызвали к жизни рост капитала, фондов, экономики, так возможность моделировать общественный прогресс после капитализма потребует роста ценностных отношений, их осмысления, учёта. Посекундная тарификация и автоматические системы уже сегодня не позволяют игнорировать официальные ценностные установки фирм и государств.

Логические основания аксиологии – теории ценностей, - это, объективно и есть сама логика ценностных отношений. От неё зависит появление новых экономических стратегий. Именно Макс Вебер как критик Маркса указывал на то, что в религиях отражена та глубинная логика, от которой зависит способность народа встать на путь той или иной стратегии хозяйственных отношений. Эта глубинная логика вполне моделируется методом восхождения от абстрактного к конкретному, именно её и стоит называть логикой ценностных отношений.

Советские люди поняли и сделали гораздо больше, чем им приказывало начальство. Народ СССР успешно наращивал творчество ценностей. Миллионы книг об этом выброшены в макулатуру. В непрочитанных трудах отечественных авторов (часть их названа выше) есть много открытий, которые ждут своего применения. Чтобы Новые проекты были привлекательнее социал-демократических – эпохи индустриализации, - в новых проектах социум будет моделироваться без игнорирования пропасти между людьми бездарными и талантливыми. И не администраторы будут документировать различие в правах, а самоуправление и формы общения талантливых людей будут недоступны администраторам. И даже проповедь в храме без ущерба для догматов будет культивировать уважение к таланту.

НАУКА ИССЛЕДУЕТ КОНЕЧНОЕ.

РЕЛИГИЯ СВЯЗЫВАЕТ С БЕСПРЕДЕЛЬНЫМ И ВЕЧНЫМ.

Она помогает постичь связь смертного со всем миром в целом.

Философ трудится над созданием смысловых связей между науками, религиями и всеми формами духовного творчества людей.

Игнорирование опыта почтенных старцев, которые явили миру знание способности пройти к вечности делает политические стратегии тупиковыми. Именно невежество обывателя расселяет в головах «одномерных людей» представление о каком-то времени, которое не имеет никакого отношения к вечности. Именно обыватель противопоставил познание конечных предметов постижению вечных реалий. Именно он отвёл для науки такое место в сознании, чтобы превратить её в тренинг и демонстрацию дисциплины. Именно он дисциплину мысли нацелил на главную святыню бюрократического имперского мировоззрения – на дисциплину перед одним единственным и исключительным центром власти.

Русские люди ряд столетий являли великолепные образцы такой дисциплины, - как героические, так и «холопские». Поэтому современное свободомыслие русских людей ориентируется на многополярный мир, на укрепление независимости разных народов земли и на укрепление социальной стабильности в своей стране и в любой стране.

На планете Земля мало таких стран и народов, которые бы 200 лет на свой родной язык переводили миллионы иноземных авторов. И издавали в своей стране миллионными тиражами. На какой язык мира перевели больше шедевров иностранной литературы, чем на русский? Вопрос риторический.

ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ БЕСПРЕЦЕДЕНТЕН

На планете мало было таких империй, аристократы которых добровольно с детства приучали своих детей говорить и мыслить на иноземном языке. А империя Российская накануне войны с Наполеоном массово говорила и мыслила по-французски. Тот исторический факт, что русский аристократ адмирал Фёдор Ушаков написал грекам республиканскую конституцию, хотя был монархистом, офицером Империи, - это не случай и не феномен. Это предопределено объективно внутренними смысловыми коммуникациями русского языка: ведь в русском языке мир – это не «пространство», а ВСЕЛЕННАЯ. В мире царят не странствия и не странность и не отстранённость. Мир – это то, куда живые люди вселяются. И с людьми, вселяющимися всегда было принято советоваться и считаться. Вот Ушаков и считал святым долгом своим считаться с республиканскими идеалами греков.

У нашей цивилизации 300 лет накапливается опыт синтеза технологий социальных проектов. Накапливались даже тогда, когда такого наименования не было. Чтобы мирно расселяться среди татар, якутов, бурят или казахов – всегда надо было с ними считаться и советоваться. Когда не считаются и не советуются, - то это не по-русски, не по-людски. Опыт общественного согласия, заселение бескрайней вселенной и космоса, в котором места хватит всем, созидание самого совершенного общества – возможно.

Автор искренне надеется, что ему удалось показать, - сколь многогранен опыт народов СССР и прежде всего русского народа в СИНТЕЗЕ самых различных цивилизационных достижений человечества.

Он уже состоялся. Аналогов в истории нет. Рождение социальной политики и социального государства приписать иным народам – не получится. Даже простое использование этих подходов в коммунистическом Китае – никому не даст забыть – откуда и как всё начиналось.

Вселенский синтез технологий социального проектирования – вот тот магистральный сюжет, альтернативы которому не существует.

Конечно, в геополитике есть силы, которые очень эффектно превозносят тысячи чисто технологических достижений в развитии инструментальной базы технического прогресса. Но напомним: критерий общественного прогресса – не арсенал технического парка, а рост любви к жизни, рост желания общаться с людьми, рост ценности жизни любого человека, рост меры социальности, как меры человечности.

Если политтехнологии разрушают общественное согласие, то их надо определить, как асоциальные и бесчеловечные. Как преступление против человечности.

Опыт синтеза общественных идей и опыт объединения идей педагогических в русском мире – больше, чем в Европе, Америке или в странах Востока. Поэтому и удавалось расселиться так, чтобы все народы росли и множились, чтобы везде строили школы.

РУССКАЯ ИДЕЯ – ЭТО НЕ ИДЕЯ «РУССКОСТИ».

Это пожелание быть самим собой в большей степени, чем ты это умел ранее. Общая для славян идея человечности, мужества и женственности. Но если так сказать, то русская идея останется не понята. Череп - не лицо.

Конечно, можно симпатизировать идее Бердяева о том, что национальная идея – это не то, что народ думает сам о себе или, - что иные народы о нём думают, а то, что об этом народе думает Бог.

Но можно иначе поставить вопрос: есть слова, которые не переводятся одним словом на иностранные языки. Греческий язык имеет слово, в котором красоте и доброта слиты: левендья. И человек, - в котором это едино – левендис. Думает греческий народ так о себе или забыл, - но у него это было и есть, это есть в языке народа в памяти культуры, это культурный код, его важно не терять. Это – лица необщее выражение.

Для русских важно не терять понятие удали. Нет такого понятия в иноземной речи. Идея и понятие русской интеллигенции, - взяли из латыни и родилось нечто русское, что сами латиняне никак в тол не возьмут. И гордимся, и стыдимся интеллигентности своей. И жаждем её и, - обретя, - досадуем. И оскорбят этим словом, и – честь окажут.

Собрать сотню слов, которые на иноземные трудно переводить и получим этот самый образ «русскости».  Это – лица необщее выражение. Русскость.

А вот греческая идея, - это то, что мы уже давно впитали в родную речь, - это КОСМОС И ХАОС. Эти слова даже стали словами русского языка давно. Это греческие идеи.  Идеи во множественном числе. Их сотни.

А все вместе взятые названы в единственном числе: «греческая идея».

Это всё то, чем греки изменили мир вокруг себя.

Хаос ужасен, космос – прекрасен.

Но всё это греческая идея. Для кого-то советский ленинизм ужасен. Есть несметное количество плакатов, на которых Ленина изображают ужасным. Самый большой ужас, который политики Запада испытывали по отношению к русским политикам, - это был ужас перед создателями непобедимых армий, ужас перед Петром 1-м, ужас перед Лениным.

Но его из нашего влияния на мир не выбросишь, как Мифы Древней Греции из Греции не выбросишь.

Фейербах лично открыл для Запада человечность, мужество и женственность. В его учении они названы по-немецки сухо и точно в соответствии с сущностью: сущностная сила человека, сущностная сила мужчины, сущностная сила женщины. Поклонимся доброму немцу Фейербаху.

Чтобы люди Запада врубились в смысл славянских понятий «человечность», «мужество» и «женственность» - им сначала надо осмыслить идеи Фейербаха. А потом поверить в то, что полторы тысячи лет тому назад для этих идей предки древних славян ввели в оборот речи слова повседневного обихода не для специалистов по философии, а для всех – от мала до велика.

Общий абрис Русской идеи – это все те идеи, которые усвоил и переваривает весь мир, - от коммунистического Китая с переводами Ленина и Сухомлинского, до планов Америки лететь в Космос, где они планируют обгонять своих учителей, сограждан Гагарина. От немецкого института семиотики культуры имени Юрия Лотмана, до влюблённости индусов в великих учителей с Севера с голубыми глазами и светлыми волосами, которые тысячи лет назад пришли к индусам и дали им грамоту и ремёсла.

Русская идея не поддаётся осмыслению и внятному представлению из-за одной и главной её особенности – масштаба.

Она очень большая и многогранная. В ней много великих идей. Говоря о ней даже величие Вернадского с его «Ноосферой» осязаешь как фрагмент её.

И не всякий мыслитель видит смысловую связь и единство в логике нашей истории. Сочиняет мифы о хаотичности этой истории.

Тем более её не сможет представить «Господин мира» - обыватель.

Мёртвая душа остаётся мёртвой вне зависимости от национальности.

Если тысячи лет упорно искать путь к человечности, то будешь создавать и незримый Китеж-град, куда на тропе только праведник не заблудится, будешь создавать и концепцию противопоставления «закона» «благодати», - перечитывая Иллариона. Будешь печатать сказки о Незнайке в Солнечном городе и тысячи трудов о сияющем светлом коммунистическом будущем.

Парадокс: чем менее рабочие и крестьяне понимали в теории научного коммунизма, - тем более решительно и самозабвенно рвали на груди рубаху или тельняшку с отчаянным требованием: «Расстреляй меня!»

Этикет примерно тот же, что и самурайское бесстрашие на тему: «Скажите мне, что я Вам не предан, и я сделаю сам себе харакири». Но их готовность самопожертвования – часть их величественного этикета. А вот разрыв рубахи и требование «расстрелять меня», - это вне этикета.

Это требование расстрела как благодати.

Русские люди никогда так не рвали рубаху и никогда не требовали «расстреляй меня!»  от интервента: француза, немца, американца или англичанина, тем более от японца.

Требование «расстрелять меня!» касается только абсолютно своего.

Только живой души. Требование не быть бездушным.

Это элементарно, - но это требование присутствия души.

Это та нить, на которую нанизывается всё многообразие идей.

Грандиозность русской идеи человечности оборачивается совершенно элементарным требованием явить себя как одушевлённого представителя своего времени – своего века. Быть челом века.

Не одним «из людей», но человеком.

Этим требованием, - как вечным зовом, - русские уже тысячи лет изменяют мир вокруг себя. Этот тысячелетний опыт изменения мира вокруг себя и есть смысл русской идеи. Эта идея – очеловечить мир.

Что тоже прошито в корнях слов русского языка более тысячи лет тому назад как явление человечности во времени. Тысячелетнее веление мгновенно и безоговорочно отвергнуть бездушие, - это тот вечный зов русской идеи, который стал основой исканий и трагедий, беспримерных трудов и дерзновенной мысли.

Если удастся отринуть это бездушие, то явит себя простая и добротная жажда труда, будут, - как встарь, - поставлены новые города и заселены новые вселенные. Рачительно, разумно, быстро и богато.

На то они вселенными и называются, чтобы их заселить.

 

 

 

 

Приложение к данной работе – попытка прошлых лет кратко изложить всё то, что описано выше.

 

Приложение

Основы глобальных геополитических проектов России

 

Глобальные геополитические проекты из тех, что повлияли на столетия жизни сотен народов в истории Нового времени было немного.

Английская буржуазная революция, центральной фигурой которой был Оливер Кромвель имела теоретическую основу в виде Нового Завета. И Кромвель знал Новый завет практически наизусть. И считал, что этой теоретической основы достаточно для Новой цивилизации. Французская Революция теоретической базой объявила идеи Жана Жака Руссо, и Робеспьер знал работы Руссо не хуже, чем Кромвель – Новый Завет.

Ленин и Троцкий публично демонстрировали знание работ Карла Маркса в подлиннике. Фундаментальность теоретической базы этих трёх революций зримо менялась.

Обеспечить те или иные качества людей сегодня призывают педагогику. Но в истории эта миссия была возложена на религию, система воспитания и образования зависела от религии народа. Древний мир – время рождения великих религий. Могут спорить о том, по какому критерию ту или иную религию к мировым причислить или нет, но в данной статье используется для обзора некоторое упрощение: «первым» исторически здесь упоминается буддизм (не в ущерб авторитету иных, а как дань уровню популярности). И ещё Ашока доказал на практике, что гарантировать некоторые человеческие качества культивирование буддизма как государственной религии вполне позволяет. Тем более такие гарантии обеспечены всей историей христианских и исламских геополитических программ. Все великие народы и все великие религии гарантировали культивирование заданных человеческих качеств. В нашем обществе крайне мало работ по исследованию лучших традиций аристократического воспитания в эпоху золотого и серебряного века русской культуры. Между тем аристократы Российской империи давали своим детям как хорошее понимание нравственных идей русской речи, русского православия, так и понимание ценности широкого спектра ритуальных гарантий поддержки человеческого достоинства, как способность следовать гуманитарным гарантиям в духе западной интеллектуальной традиции, так и способность принимать в душу контраст закона с благодатью. «Славянорусский корнеслов» вышел именно накануне Серебряного века. Школа Западного гуманизма, -  это организация мер по пресечению зла и защите добродетелей, аристократы России с детства читали и думали на языках Западной Европы, - это чаще всего были французский или немецкий языки. Это дало Блоку возможность писать «Нам внятно всё, - и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений…». Тысячелетняя мечта русских людей о благодати и благоволении в сердцах человеческих также была известна и пользовалась заботой русских аристократов, воплощено это было прежде всего в способности оставить роскошь своих аристократических привычек, дорогую одежду, дорогую еду, прислугу и уют, уйти в монашеские скитания, в проповедь любви, смирения, нестяжания, всепрощения, праведности, целомудрия, чистоты и доброты.

Парадоксально, но факт: коммунистическая и атеистическая советская система образования тотально распространила среди детей рабочих и крестьян благоговейное отношение к идеалам аристократической культуры и аристократических представлений о благородстве. Это произошло, прежде всего, благодаря курсам отечественной истории и отечественной литературы. Пушкин, Карамзин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Лев Толстой, Алексей Толстой, Бунин, Блок - дворяне, аристократы.

Есть особенности работы миссионеров христианства у восточных славян – я имею в виду Кирилла и Мефодия прежде всего. Оно в том, что 1. Не народу предлагалось усвоить новый язык, а священный текст был сразу переведён на язык древних русичей.  2. Мироощущение людей, восславляющих правоту, право, правду, праведность и правдивость было настолько далеко от всяких форм дикости изначально, что идея православия сподвижниками Кирилла и Мефодия, видимо, совершенно не воспринималась как варварская, «языческая» или антихристианская.

И по сей день словосочетание «православное христианство» в России никому не режет слух, за исключением, быть может, неоязычников, да и то – не всех.

Кроме этих особенностей органичного слияния духовности миссионеров с духовностью архаики есть ещё примечательная особенность строя мысли и душевного лада и душевного склада. У русских есть именно склад ума, строй мысли и душевный лад. А менталитет тут как характеристика просто никуда не годится.

Особенности русского языка и русской духовности могут быть и второстепенными, но могут быть и главными – самыми существенными. Образцом богатого представления второстепенных особенностей русского национального образа мира вполне может быть труд Георгия Гачева о ментальностях народов мира. Труд, бесспорно, уважаемый. Но. Если к русским применять аналитический трафарет для определения ментальности, то мы получим примерно такую же картину, как складывание картонными «пазлами» той иконы которую Грабарь оторвал от монастырской ступеньки... То есть физически это сделать проще простого, но меру абсурдности этого занятия не стоит игнорировать. Даже если эти пазлы складывать любовно и благоговейно, как это старается делать автор «Ментальностей народов мира». Ментальность нельзя применять как понятие о русской духовности.

Ведь разлад в душе и расстроенность будут гарантированы. Склад ума, строй мысли и душевный лад обернутся бардаком, расстроенностью и разладом. «Анализ» «менталитета» окажется пейзажем местных безобразий. Что очень удобно для того, чтобы дать в информационной войне массу фактов для обоснования уничтожения русского народа.

 Что же главное?

В корни слов «человек», «человечность», «мужество», «женственность» впаяно понимание сути человека как представителя века – лица века, лица столетия.

«Человечность» - суть символ естества, «мужество» - явление человечности, вне человечности есть подражание ему, но не оно, так же и «женственность» - явление человечности, вне человечности есть подражание ему, но не оно. Почему бы человеку не явить себя как представителю тысячелетия? Это от его самочувствия зависит.

Великая Западная цивилизация идею человечности, мужества и женственности тоже открыла. Но она это сделала в философии Людвига Фейербаха, там - «человечность» называется «сущностная сила человека», «мужество» = «сущностная сила мужчины», «женственность» = «сущностная сила женщины». А вот структуры повседневности народов Запада тысячи лет обходились и обходятся без этих слов. Гуманизм Запада – это ограничение зла. Человеколюбие Китая – это атрибут правил приличия. По логическому объёму смысловое поле гуманизма и человеколюбия – это грани идеи человечности. Поэтому инструменты обеспечения гуманизма великолепно проработаны, тиражированы и претендуют на тотальный контроль. Только вот человечности от этого не прибавится. Это не значит, что гуманизм не нужен. Это значит, что его всемирно историческая роль в нравственном прогрессе человечества аналогична труду по растопке льда, - пока весь лёд не растает, - средняя температура сковородки со льдом выше нуля не поднимется.

Это же значит, что Запад и Россия и Китай как цивилизации всемерно заинтересованы в том, чтобы Нравственный прогресс человечества скорее вступил во времена положительных температур. И уж тем более в этом заинтересованы Индия с Африкой. Поэтому распространение реального гуманизма подготавливает почву для распространения идеи человечности.

 Проблема осмысления Нравственного прогресса редко удачно эксплицируется потому, что не используется магистральный сюжет истории модернизации зла.

Но, - символически говоря, вообразим, что зло это мороз, а добро – это тепло, -  - именно от глубокой заморозки до слабого мороза, - от минус 33 до минус 3 шли пути нравственного прогресса в пошлом. А когда оставалось три шага до оттепели, - понижение температуры до минус 15 может вызвать гнев, шок и отчаяние, каковых не бывало в суровом прошлом.

Становление нравственной культуры будущего всегда начиналось не с распространения нравственных идей, а с ломки сферы эстетических потребностей. Нравственность сокровенна, эстетика же посвящена постижению выраженного и выразимого. Именно в этой сфере цивилизация восточных славян в среде профессионалов пользуется репутацией итогового творца классики и основателя тех гуманитарных технологий будущего, о которых не пишут СМИ.

В истории классики русская культура завершает историю классической живописи и музыки Европы, историю классического театра и оперы Европы, она же завершает историю классического европейского балета и историю дворцовой аристократической архитектуры. Это не новость, это страницы учебников и хрестоматий, которые не вызывают споров и возражений у профессионалов, как не спорят о том, что история классической художественной литературы Европы увенчана именами Толстого и Достоевского.

Без опоры на классику невозможны глобальные геополитические проекты будущего, а вся классика Европы финиширует в русской цивилизации.

Основателя тех гуманитарных технологий будущего, о которых не пишут СМИ – это основатели специализированных категориальных аппаратов профессионалов в сфере эстетики, искусствоведения, семиотики культуры, педагогики, школ актёрского и режиссерского мастерства. Для профессионального анализа истоков эстетической мысли от любого профессионала на планете потребуется знание русского языка, так как 12-ти томник А.Ф. Лосева «История античной эстетики» - беспрецедентен. Язык искусствоведов будущего века начинается с «Эстетики словесного творчества» М.М. Бахтина. Целый институт семиотики культуры организовали немцы, но он носит имя основателя этой дисциплины мысли – имя Юрия Лотмана и немцы прилежно штудируют его в оригинале – на русском. НИИ педагогики Сухомлинского построен и работает в Китае, их уважение к русской классике традиционно, при этом китайцы особенно высоко ценят коммунистическую педагогику СССР. А лучшей школой актёрского мастерства даже Голливуд признаёт систему Станиславского.

У России почти не было средств для ведения информационной войны.

Эта война с технической стороны есть оперирование средствами дезинформации и нужна, чтобы системно оболгать целый народ или группу народов.

До тех пор, пока Нравственный прогресс не вступил в положительную фазу, - основная задача России, - выжить, защититься во всех отношениях.

Один из широко известных программистов, творец антивирусных программ Касперский давал интервью, где задали вопрос о том, - трудно ли конкурировать с программистами германии, Америки, Японии на мировом рынке антивирусных программ. На этот вопрос Касперский ответил, что никаких программистов Германии, Америки и Японии на этом рынке нет, - со всех сторон выступают наши соотечественники – русские программисты. В сфере защиты ПО на планете господствует русская школа программистов. Поэтому надежда выжить – есть. То есть, - сегодня Россия оказывается объектом, а не субъектом информационной войны Запада.

Но рано или поздно Нравственный прогресс растопит последний айсберг на сковородке нравственной культуры человечества. Россия заготовила массу разнообразных инструментов для положительного творчества в искусстве, в педагогике, в фундаментальных эстетических концепциях. Кто станет субъектом творчества на этом положительном этапе?  Какие кадры, какие личности, какого типа люди?

  Если в эпоху технократизма мы наблюдали массовое становление страты ПРОФЕССИОНАЛОВ и их дистанционирование от непрофессионалов, то в эпоху гуманитарного творчества новой нравственной культуры более остро встанет вопрос о дистанцировании прослойки одарённых, талантливых людей от массы бездарных гиперактивных и акцентуированных личностей. Для такой социальной дифференциации требуется кадровая технология повышенного уровня эффективности. (Далее - КППУ) Для формирования такой кадровой политики (КППУ), - это обосновано в ряде уже опубликованных материалов, - потребуется модернизация тестов на креативность, уточнение значений термина «талантливость» в психологии и педагогики. В опубликованных материалах показано, что технология дифференциации кадров по уровню креативности может создаваться уже сегодня при условии опоры на КЛАССИКУ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Труды Л. Выготского, Д. Узнадзе, М. Теплова, П. Гальперина, Леонтьева и ряда других корифеев отечественной психологии заложили фундамент, необходимый и достаточный для обновления методов изучения креативности личности. Сегодня на Западе идея креативности включает себя очень узкий спектр рассудочных способностей. По-русски говоря, - это – сообразительность. Но не талантливость в способности осмысления реалий и сути во всём богатстве жизненных связей.

Ключевое направление такой модернизации – перенос диагностики уровня креативности личности с области практики или творчества эмоционального поля на оценку разных граней интеллекта, оценку способности осмысливать сущность текущей ситуации.

Тогда как старые методы диагностики оценивали креативность по эмоциям, по сообразительности или по организации практики людей.

Способность верно понимать сущность совершаемого оказывалась вне осознания, вне изучения, вне диагностики. Фундамент любого глобального социального проекта разумно осмысливать в контексте истории предыдущих глобальных социальных проектов.  Если традиционные европейские социалистические концепции общественного переустройства требовали тотального контроля профессионалов над всеми технологиями и официальными деловыми отношениями, то открытым остаётся вопрос о НАЗВАНИИ, но уже не вызывает вопросов о содержании следующий этап социального проектирования и глобального социально – политического переустройства.

Этот этап, - вне зависимости от того, как он будет называться, - будет сопровождаться процессом социальной консолидации людей, одарённых и талантливых по тем критериям, которые органичны для них. Доминирование талантливых над бездарными – это следующая цель глобальных проектов.

Даже для профессионалов важно отделить себя от невежд. Но тем более остро стоит вопрос о том, чтобы талантливые люди не оказывались в социальной иерархии по статусу ниже, чем лица бездарные.

Идеи обновления страны есть почти в каждой стране. Поэтому можно будет в организации реформ обойтись без громких новаторских деклараций.

Автор этого доклада в прошлые годы предлагал такой тип глобального социального проекта назвать не оригинально, а символически обобщённо, - как проект НОВОЙ СТРАНЫ.

Высока степень вероятности того, что уже на первых этапах применения КППУ, когда ещё далеко не везде будет достаточно людей талантливых, эта технология даже в незрелом виде резко увеличит прослойку профессионалов там, где прежняя социальная система не могла дотянуть до стандарта.

Понятие НОВОЙ СТРАНЫ легко можно применять в любой стране.

Это пытались делать террористы, но их «НОВАЯ СТРАНА» как кошмар расстрелов, - подмена понятий, -  не заслонит симпатии людей мира к идее обновления. Автор предлагал это понятие ещё до 2013 года, после которого лозунг НОВОЙ СТРАНЫ стали применять террористы.

12 Августа 2016 1042 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.