Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Андрей Баранецкий. Концепция общественного согласия в контексте самобытного глобального геополитического опыта восточных Славян

Вступление.

  На сайте казачество москвы - новости, вашему вниманию предлагается очередная работа Андрея Баранецкого. Ранее публиковались рабочие материалы, теперь готовая работа в трёх частях. Автору и нам интересно ваше мнение, обсуждение под статьями, на страницах сайта казачество москвы в социальных сетях или на форуме сайта.

Работа отвечает на следующие вопросы: - помимо заявленной темы об общественном согласии.

1. В чём сущность СССР (гипотеза о сути этого глобального геополитического проекта).

2. Может ли современная Россия предложить человечеству более привлекательный проект, чем был в прошлом идеал светлого коммунистического будущего.

3. Что такое «русская идея» и почему никто её пока что не обрисовал, не выразил, не описал, не высказал.

4. Надо ли думать, что мы в начале пути, или основная часть великих трудов уже проделана и есть в нашем опыте.

5. Кто является главным врагом творческих и талантливых людей, какой «Господин мира». И в чём его уязвимость.

6. Если высокое качество элиты в прошлом нам давали войны, то как можно обеспечивать высокое качество элиты в будущем без грандиозных войн. Этот же вопрос автоматически даёт ответ на иной – почему пал СССР – вымирало поколение фронтовиков, а преемники ни по закалке, ни по волевым качествам, - ни в какое сравнение с ними не годились.

С помощью этой статьи можно быстро и эффективно отделить наивный патриотизм от осмысленного - наивные даже пару раз перечитают - и не перескажут...

- почему –

- потому, - что будь им хоть сколько угодно лет - они об этом не думали и им об этом не думается.

А вот тот, кто перескажет - пусть он даже спорить начинает - это уже не наивный патриот - потому что он голову ломал давно.

С помощью этой статьи можно ежегодно на несколько процентов сокращать число агентов влияния любых чужих спецслужб - если они умны - то они ПРОЗРЕЮТ - против какого народа работают, - а вот дурачки пусть остаются врагами, война с дурачками - это война игрушечная.

 С помощью этой статьи - если сделать толковый перевод - можно приглашать к размышлениям над геополитической ролью России ТЫСЯЧИ людей в любых странах мира - эта статья готовит иностранцев к тому, чтобы потом догадываться и понимать - что такое ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛАМИ - а это прочнее как ОСНОВА ДЛЯ ДРУЖБЫ - потому что это глубже чем любой экономический интерес и глубже, чем так называемый пуд соли скушать... - ведь эта работа быстро выводит на поиск тех, кто ищет возможность поднимать геополитическую роль своего народа - своих потомков - то есть настоящим патриотам любого народа будет интереснее углубить сотрудничество с русским народом и иными народами России...


 

 

 

Часть 1.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ

Концепция есть система идей. Система есть то, что гарантированно решает проблему. Система, которая призвана решить проблему достижения общественного согласия, - это прочные смысловые связи, которые противостоят разрыву. Согласие строится на гармонии и на связях, конфликт же строится на игнорировании интересов, игнорировании связей.

Мировые религии тысячу лет надёжно решают проблему гармонизации ценностных отношений в тех обществах, где родились или прижились.

Следовательно, универсальные рекомендации – это обобщение уже существующего и проверенного тысячелетиями опыта, - опыта великих религиозных систем. Величие их – в долговечности их. Век технологий со времён первой индустриализации уже сделал попытку противопоставить религиозной духовности романтику научного поиска и универсальной модернизации. Это - известные социал-демократические и коммунистические идеалы. Гармония ценностных отношений и гармония социальных отношений соотносятся как общее и частное. Любая логика социального компромисса будет строиться на логике ценностных отношений вообще.

То, что проверено опытом, стараются применить не только в технологиях или в быту. Создатели политических систем и великие реформаторы редко шли на шаг в полную неизвестность. Обычно они синтезировали такой опыт, который фрагментарно уже был проверен на практике.

СИНТЕЗ ОПЫТА. ОПЫТ НАРОДОВ СССР.

То же касается и строительства цивилизации в целом. Если не увлекаться жаждой отмахнуться от понимания сути политической системы, то СССР при внимательном рассмотрении окажется уникальной цивилизацией, которая воспринималась как абсолютно стабильная и совершенно надёжная система. Воспринималась. Атеистический фасад общества отвергал те способы достижения социальной гармонии и общественного согласия, которые тысячи лет обеспечивала религия. Те люди, которые закладывали фундамент СССР были реалистами. Какие методы социального строительства удалось СИНТЕЗИРОВАТЬ в практическом воплощении? 1. Огромная модернизированная первобытная община с вождём во главе и культом родства всех со всеми внутри общины. 2. Элементы рабовладельческого всевластья над бесправной прослойкой осуждённых – в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях. 3. Феодальные и крепостнические принципы регулирования – паспортная прописка, региональная «обкомовская» сфера ответственности. Обком был почти всесилен над подчинёнными и практически бессилен перед центром. Иерархический делёж власти, как особая привилегия стоящей над властью скромных в быту и почти «святых» членов политбюро ЦК. Полный аналог самодержавия у личности генерального секретаря. 4. Капиталистические механизмы – товарно-денежные отношения, торговля международная и внутренняя, хозрасчёт. Лауреат Нобелевской премии по экономике, который прославился системой «затраты-выпуск» усвоил эту систему у основателей Госплана СССР в годы НЭПа. Эта система формул снижала риски банкротства при проектировании, планировании строительства новых отраслей и заводов. 5. Посткапиталистические, - они назывались «социалистическими» основы СССР изумили человечество: были созданы миллионы избыточных рабочих мест, тем самым побеждена безработица. Между 1923 и 1929 уровень экономической свободы был столь высок, что за 5 лет промышленность выросла в 5 раз, таких темпов не имела ни одна страна мира в ХХ веке. Это достижение замалчивается и ретушируется, равно как и роль Дзержинского Ф.Э. в практическом обеспечении этой экономической свободы. При живом Дзержинском о раскулачивании мало кто смел мечтать. Наука при капитализме не может с 10 до 100 000 поднять число учёных в НИИ за 1925-1935 год. А СССР это сделал. При Брежневе Л.И. в науке уже работали 4 миллиона человек. Создание социальных гарантий, образование, здравоохранение – известно.

Это – опыт синтеза формационных моделей социума. Им сейчас пользуется на своё усмотрение Китай.

ОПЫТ КОЛОНИЗАЦИИ

Но у народа России есть и опыт такой колонизации, при которой численность коренного населения за столетия вырастала. Причём – повсеместно. Колонии Испании или Англичан почти всегда приводили к исчезновению коренного населения (если хватало сил). Пусть французы или немцы, итальянцы как колонизаторы не истребили «аборигенов». Не хватало сил. А русские и 200 лет тому назад спокойно интегрировали знать аборигенов в сословие дворянское. Князья Грузии, польские паны, гетманы Украины, мурзы татарские, баи и беки становились дворянами Российской Империи. Мусульманин давал присягу Императору России на Коране, а не на Библии.

ОПЫТ ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ ВЕРУЮЩИХ И СВЕТСКИХ ЛИЦ

Сбалансированная политика по отношению к церкви частично была унаследована и политиками СССР. Настоятелей мечетей принимали в партию большевиков благодаря совпадениям идей Ленина и идей Магомета: оба – за бедняков, оба – за правду, оба – за трудовую этику, за трудящихся. В 1941 году именно эти кадры дадут совет: как спасти сотни тысяч сирот. Почти полмиллиона сирот приняли в семьи мусульмане Средней Азии СССР. А Гитлеру был объявлен ДЖИХАД. И песня «Священная Война» проникала в сердца всех граждан СССР. Это образцы использования религиозной морали в СССР. И в Казанский Кремль возят политиков Запада – показать стоящие рядом мечеть и храм Православных христиан. Ничего подобного страны Запада не знали и не знают. Есть серьёзные основания считать, что практический синтез религиозных идей для решения проблем общественного согласия в российском опыте существенно богаче, чем в опыте Западных стран.

 

 

ОПЫТ ГЛОБАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Есть ещё опыт социального проектирования, который своё классическое выражение находит в научном социализме и научном коммунизме. Уникальное понимание постиндустриальной цивилизации предложил профессор Панарин. В 90-е годы выдающийся мыслитель Западной Европы Витторио Хёсле без всяких комплиментов признал, что осмысление логики социального прогресса в СССР оказалось профессиональным и беспрецедентным. Ради изучения этого идейного наследия В. Хёсле изучал русский язык. Речь шла о трудах обществоведов и философов 70-х и 80-х. Но кроме этого научный социализм переосмысливался в ХХ веке В.И. Лениным. Кто отбросит его идеи и не осмыслит их, тот отбросит историю, - будет обречён на её повторение. Кроме этого – своё представление о социализме вырабатывал Александр Зиновьев.

Опыт защиты экономической свободы за 5 лет НЭПА который три года из пяти давал около 60 процентов прироста промышленности за один – подчеркнём – один год, - этот опыт замалчивают, принижают, приуменьшают.

Синтез идей социал-демократов, - это ещё одна платформа проверенного историей опыта. Это – опыт понимания. Или даже непонимания, - как в брошюре Генсека Юрия Андропова, который сумел открыто признать, что сущность построенного социума – суть СССР, - социологически не определена.

ОПЫТ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

В предыдущих публикация автор этой статьи писал об уникальном опыте психологов и педагогов СССР. Поскольку статьи опубликованы, то остаётся только подчеркнуть: СМИ почти не пишут о том, что опыт отечественных учёных являет собой огромную систему всемирно-исторических достижений в сфере педагогики и психологии, эстетики, семиотики культуры. Её достижения уже реализованы на практике. Но они настолько сложны, что «тиражировать» эти достижения – не под силу никаким чиновникам ни на Западе, ни на Востоке. Педагогический опыт Шаталова В.Ф. переняли тысячи, но не миллион учителей. «Психология переживания» В.Е. Василюка – не менее фундаментальное, солидное основание для всей психологической культуры будущего. Гением психологии для всего человечества представили психологи США в 1982 году умершего в 1937 Льва Выготского. Такого типа «переоткрытие» гуманитариев СССР созрело по многим направлениям. 12-томник А.Лосева по истории Античной эстетики основа того понимания прекрасного и безобразного, которое признали профессионалы, но об этом не ведают СМИ. Никакое лобби не требовалось для того, чтобы Китай посторил НИИ педагогики Сухомлинского, а Германия - институт семиотики культуры имени Ю. Лотмана. Более дюжины великих фундаментальных платформ гуманитарной культуры будущего обобщили опыт постижения людей за тысячи лет. Профессионалы Америки, Китая и Германии опираются на эти платформы уже сегодня, когда отечественная гуманитарная сфера только-только начинает путь к возрождению. Почему ещё не наступило время нового взлёта для идей вселенского значения на Родине этих идей, - здесь объясняется после обзора всех платформ синтеза средств цивилизационного строительства.

 

ЭТОТ СИНТЕЗ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ.

Самыми первыми вехами этого цивилизационного творчества были мировоззренческие корректировки христианских миссионеров, которые вовремя сумели понять, что самих себя надо назвать православными и Библию надо сразу же перевести на язык древних славян, а не пытаться проповедовать оную на греческом (или латыни, как её принял Запад).

Платформой для мировоззренческого синтеза был и остался наш язык. Корень слов «право», «правда», «праведность», «правота», «правило», «правитель», «православие» - это такой мощный арсенал инструментов правосознания для осмысления прав, правил и правды, что одурачить носителей такого языка объективно невозможно. Народ «Иванушки Дурачка» саму дурашливость и шаловливость осмысливает сотни лет и расстояние от впечатлений до глубин сокровенного строя души, - это расстояние многих и многих шагов по осмыслению и перевариванию всяких правил, законов, порядков и идей. Потом кое-кто приходит в чужую страну, не может подняться до высоты местного мировосприятия, без войны ломает публичное мировосприятие и мировоззрение (книжки, пресса, ТВ, Интернет… ) и – как только сталкивается с сопротивлением населения распространяет истерические констатации «отсталости» местного населения. Ищет рудименты менталитета первобытных народов – и – к его ужасу, - находит. Но. Категория менталитета здесь не применима по той причине, что основой мировоззренческого синтеза были и остаются строй души, склад ума и лад сердца. Дело и действие могут быть по уму, но не по сердцу. А могут быть по сердцу, но не по уму. Дело может оказаться отказом от действия, а действие может оказаться не делом. Законотворчество и языкотворчество в их истории переплетены, но науки об их переплетении пока что не существует.

Моральный выбор восточного славянина – это не три сюжета, которые начертаны для путника особыми знаками, которые скажут, - что ждёт впереди, что слева, что справа. Запад открыл идеи человечности, мужества и женственности в философии Фейербаха. Там они называются, - соответственно «сущностная сила человека», «сущностная сила мужчины» и «сущностная сила женщины».

Но в структурах повседневности и миллионах актов морального выбора люди Запада почти никогда не могут иметь такие ориентиры. Их интеллект чаще невербален. И слово – формулировки, формуляры, - основа славянской институциональности, Западу привычнее ФОРМАТ, «пустографка».

Для западного менталитета естественнее отформатировать чужую душу и сделать её матрицей для тиража вестернизированного сознания.

Они сотрут в душе всё. Гегель разобрался в том, как расщепить любые ценности и святыни. Стандартизация – конёк глобализации.

Это великий инструмент уничтожения архаики, могучее средство абстрагирования от традиций, особенностей. Русские тысячу лет отстают от Запада в искусстве и технологии уничтожения любых святынь и реликвий.

В чём отстаём, в том отстаём.

Мы всегда проигрывали информационные войны. Говоря по-русски – позволяли нас оболгать. И целые поколения людей Запада думали, что у простолюдинов России нет личного мнения о Западе. А оно было. Когда аристократы учили детей иноземным языкам от рождения, простой народ об иноземцах отзывался коротко и просто: «глухомань дремучая», «немцы».

«Немец» по-русски значит – немой. Так называли всех с Западной Европы. Не знает человеческого языка – значит немой. Симметричная реакция иноземцев состояла в том, что они в этом видели доказательство менталитета архаики. Запад и сегодня таков. Но он не догадывался никогда, что в этой стране само понимание «менталитета» было глубоко дифференцировано около 1000 лет тому назад. Кто-то в чём то всегда отстаёт.

 

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация – великий поход всего человечества от хаоса к логосу.

Это – движение от великого зла к меньшему и ещё меньшему. Так, как описал это Спиноза. Но именно путь от зла к злу. Тот, кто видит безальтернативность глобализации – тот видит, что путь от большего зла к малому – это единственно приемлемый реальный вариант прогресса сегодня.

Но учёные советского народа осмысливал путь от малого добра к большему добру. К самому совершенному обществу на земле.

А такой прогресс ещё не начинался.

Поэтому достижения гуманитарных наук СССР совершенно не востребованы. Они слишком далеко опередили свою эпоху.

Книги советских мыслителей просто выбрасывают в мукулатуру.

Вот почему ещё не наступило время для идей вселенского значения на Родине этих идей. Россия, русская культура и народы России готовили себя всегда к шествию по дороге доброты и сердечности. Бесспорно, это часто делало их народом, который не может поверить в то, что Явь злодействует, а Правь онемела. Трагические страницы истории. От крещения Руси, от «Слова о Законе и Благодати» Иллариона, через реформы Петра Великого и до советских идеалов строительства светлого будущего для всего человечества наблюдается постоянно воспроизводимый цикл: русские не верят, что может быть хуже, чем было, потом приходят в ужас. Цинично, жестоко, но аксиологически верно известный политик острил именно на эту тему: «Никогда такого не было, - и вот опять…», «…хотели как лучше, а получилось как всегда…».

Потом начинается полоса времён преодоления очередного кошмара «смутного времени» и возвращения на трудный путь к доброму и светлому будущему. Поэтому в цивилизации восточных славян накопился огромный арсенал не только для синтеза смыслов, но и для реставрации ценностей.

Лучшая в мире школа реставраторов произведений искусства – это отблеск и грань огромного трагического опыта по реставрации духовности.

Когда глобализация со своей стандартизацией позволит осуществить мониторинг всяческих злоумышленных поползновений, - наступит время для тотальной диагностики социально-политического здоровья политических режимов. Можно предположить, что этот период вынудит переформатировать все основы международного права. Не без конфликтов, конечно.

Поэтому похвала глобализации – это похвала без иронии.

Зло обычно побеждается именно новым злом, - модернизированным, рафинированным, дифференцированным, технологично продвинутым.

Организаторы нового прогрессивного зла лично для себя и своих близких, конечно, только добра жаждут. И обеспечат. Они создали колониальные империи, истребили половину населения планеты в этом процессе. Материальные ценности всей планеты 200 лет перевозили к себе домой, вложили колоссальные средства в роскошь и уют. Позволили сами для себя некоторую либеральность в рамках этого засахаренного уюта.

Стало ещё радостнее жить в центрах колониальных империй.

И появился новейший инструмент власти – технологии распространения влюблённости в рафинированный либерализм. Он раскручивается примерно так же, как и реклама эстрадных звёзд ради влюблённости в них. Проверенная технология распространения неврозов влюблённости в роскошь и потакание капризам надёжно работает. Но, называя вещи своими именами – это распространение разврата. Колониальные империи всегда развращали туземцев и культивировали зависть туземца колонизатору.

Но гангрена деморализации проявляется и в том, что распространяется трусость особого типа. Такой ранее не было. Например, - почти все технологии войны армии США планируют так, чтобы вообще обойтись без потерь самим.

Американцы любят Америку, но присяга не требовала погибать за неё.

Глобализация со своей стандартизацией делает стандартными такие воинские уставы, где воин требует гарантий жизни и здоровья, где страх за свою жизнь – святое дело, он узаконен. Главное похвальное слово глобализации в том, что она сделала страх за свою жизнь непреложной нормой закона. Победа трусости над героизмом узаконена тотально.

Но героизм распространителей разврата – это зловещее явление.

Трусость распространителей разврата – залог шанса на спасение Земли.

 

ДОЛГАЯ ДОРОГА РУССКИХ К ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ

Но в итоге рано или поздно, россияне смогут предлагать всем народам принять участие в изучении многострадального двухтысячелетнего опыта движения Руси по пути к жизни возвышенной и красивой.

Такое приглашение не имеет ничего общего с навязыванием социально-политических моделей.

Ибо это будут первые шаги человечества не от большего зла к меньшему, а от малого добра к большему благу. Всё в духе того же Спинозы.

Поэтому уровень востребованности, уровень актуальности опыта цивилизационного строительства будет ПЕРЕОСМЫСЛЕН.

Глобальное социальное проектирование, бесспорно, потребует понимать опыт всех народов. Автор данного доклада выражает уверенность, что опыт восточных славян в синтезе методов цивилизационного строительства окажется самым востребованным и для Запада и для Востока.

Но это будет только на той полосе исторического прогресса, когда человечество оставит в прошлом войны и насилие. Когда на детей вся планета будет тратить денег гораздо больше, чем на вооружения.

В таком контексте небезынтересно использование идеи компромисса в глобальном социальном проектировании. И выяснить – кто враг компромисса.

Термин компромисс в данной работе предлагается понимать как такое соглашение, которое позволяет сделать шаг к гармонии ценностных отношений. Особое качество имеет временный компромисс в идейном противостоянии, поскольку в идеологии компромиссы невозможны, то такого типа временный режим молчания может называться идеологическим перемирием. Да, компромиссы невозможны. Но перемирие жизненно важно для идеологии. Сегодня идейная непримиримость быстро перерастает в вооружённые конфликты. Поэтому идейное перемирие делает невозможным обоснование войн вообще. Лучше 10 лет вести переговоры, чем 10 минут – войну, - так говорил Андрей Громыко, министр иностранных дел СССР.

 

Читать часть 2.

 

Читать часть 3.

 

Баранецкий А. Н.

В верху: Виктор Васнецов. Витязь на распутье. Холст. Масло. 1882 г..

 

03 Август 2016 1076 1

0
1  
Вторая часть будет на сайте 4 августа, 3-я часть 4-5 августа!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.