Казачество Москвы Отечество. Вера. Служение.

Расказачивание и геноцид казаков

 

День памяти жертв геноцида против казачества.

 

  В этом 2013 году 24 января исполняется 94 года со дня принятия директивы ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года. Эта дата считается днём памяти жертв геноцида против казачества. Директива положила начало многолетнему широкомасштабному террору против казаков. Инициаторами террора были лидеры первой волны тогдашней власти Яков Свердлов, Лев Троцкий, Серго Орджоникидзе и другие. Подписал директиву Свердлов имя, которого в настоящее время носит область, в которой жили оренбургские казаки, а сейчас живут их потомки.

   Репрессии, обобщённо называемые расказачиванием, были задуманы задолго до 1917 года. И причина вовсе не в том, что якобы казаки подавляли «народные» выступления. Советские «историки» обычно «путали» казаков с конной жандармерией. По сей день, телевидение, показывая кадры разгона демонстрантов жандармами, называет их казаками. Казаки не привечали у себя различных провокаторов и агитаторов не давали в обиду своих офицеров. Казаки были свободолюбивы, зажиточны, грамотны, любили родную землю и придерживались консервативных взглядов, что неизбежно делало их врагами большевиков.

 

Загрузить увеличенное изображение. 485 x 688 px. Размер файла 226971 b. Рождество Христово

      В царской России жило довольно компактно более шести миллионов казаков. Идеологами «мировой революции» казаки были объявлены «опорой самодержавия» «контрреволюционным сословием». Один из «теоретиков» И. И. Рейнгольд писал Ленину: « казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и заигрывание с казачеством. Ни на минуту нельзя забывать, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица – вооружённый лагерь, каждый хутор – крепость». В конце 1918 года в стане большевиков воцарилось паническое настроение, революционер К. Радек говорил «положение наше безнадёжно и наши дни сочтены». «Нас перережут» - заявлял Мануильский, - но перед уходом мы здорово хлопнем дверью и буржуям, не поздоровится». 

Карательные акции были организованы силами «интернационалистов», «революционных матросов» и других преданных большевикам военизированных «отрядов». Опираясь по большей части на иногороднюю часть населения, а в кавказском регионе на горцев, власть стравливала их с казаками. Всячески поощряя грабежи и убийства по отношению к казакам. Казаки уничтожались физически,  а также разрушался социально- экономический уклад жизни казачества, вековые традиции, культура и отношения в семье и обществе. Помимо массовых расстрелов, ещё направляли продотряды, которые выгребали всё: все продукты, все вещи, вплоть до женского нижнего белья! Непосредственное отношение к происходившему на казачьих землях, и в частности на Юге России, имеет распоряжение Ленина -  

 

посылать красных головорезов интернационалистов в районы, где действуют так  называемые зелёные "Вешать под видом зелёных (мы потом на них и свалим) чиновников, богачей, попов, кулаков, помещиков. Выплачивать убийцам по сто тысяч рублей…”. А теперь давай те ка вспомним, как пропаганда долгие годы утверждала, что на совести казаков и Белой армии карательные акции против мирного населения. Защита казаками своих прав была расценена советской властью как вооружённая контрреволюция.  Уничтожались в первую очередь казаки старого поколения, что разрушало веками сложившуюся цепочку. Старшие не могли передать опыт младшим, не могли обучить традициям, что позволяло новым идеологам прививать свои идеи и порочить устои казачества и православия. Упомянутый выше документ настолько важен в юридическом оформлении  политики власти в отношении казачества, что есть необходимость привести его полностью.

Директива Оргбюро ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года

(за подписями Свердлова и Цурюпы)

Циркулярно, секретно.

Последние события на различных фронтах в казачьих районах - наши продвижения  вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск - заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы.

Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уравнять пришлых "иногородних" к казакам в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие только надёжным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.

 ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

 Центральный Комитет РКП (б)

   И хотя 16 марта 1919 года в день смерти Свердлова директива по уничтожению казачества была отменена, реализация её продолжалась. Директива дополнялась и развивалась различными постановлениями. 3февраля 1919 года появился секретный приказ председателя РВС Республики Троцкого, 5 февраля – приказ № 171 РВС Южного фронта (о расказачивании). Затем директива Донбюро ВКП (б) прямо предписывающая:

а) Физическое истребление, по крайней мере, 100 тысяч казаков, способных носить оружие, т. е. от  8 до 80 лет.

б) Физическое уничтожение так называемых "верхов” станицы (атаманов, судей,  учителей, священников),  хотя бы и не принимающих участие в контрреволюционных действиях, распыление и обезвреживание рядового казачества.

в) Выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области.

г) Переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц…

   Ещё есть требование Донбюро и Реввоенсовета, подписанное И. Якиром (на то время членом РВС 8-й армии), в котором требуется: ни от одного из комиссаров дивизий не было получено сведений о количестве расстрелянных … Эти меры: полное уничтожение всех, поднявших оружие, расстрел на месте  всех, имеющих оружие,  и, даже, процентное уничтожение мужского населения.

   Но если геноцид на Дону более-менее известен, то надо помнить, что на самом деле проводился он во всех казачьих областях, оказавшихся под властью красных. На Тереке он начался еще раньше, чем на Дону, в 1918 г. Здесь Орджоникидзе натравил на казаков ингушей. Жители станиц Тарской, Сунженской, Ахкиюртовской были выселены. Многих казаков вырезали вместе с женами и детьми. Геноцид обрушился и на астраханское и оренбургское казачество, и даже на казачьи части, сражавшиеся на стороне красных! Когда Деникин разгромил 11-ю советскую армию, единственным соединением, отступившим в порядке, была кубанская бригада Кочубея. В Астрахани ее разоружили и расформировали, многих арестовали. Кочубея хотели расстрелять, он бежал в степи и погиб.

   Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы был предлог к истреблению казачества. Казачьи земли, носившие названия казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское и другие) отличались высокой культурой обработки и, являясь предметом постоянных притязаний со стороны иногороднего населения, были насильственно отобраны и переданы другим  вновь созданным республикам краям и областям. Казачьи войска ликвидированы. Их представительства в  органах власти упразднены. Дома и целые станицы переданы и спешно заселены населением из других регионов России (а теперь мы удивляемся, почему так слабо идет возрождение казачества в местах исторического проживания казаков). Запретили ношение казачьей одежды и предметов быта. Несмотря на враждебное отношение и постоянные гонения и притеснения, часть казаков подчинилась власти, и они приняли активное участие в преобразовательных процессах.

   Однако это их не спасло. Их уничтожали, соблюдая огромный такт, величайшую осторожность и заигрывание. Активное истребление шло до 1924 года. Вспоминая события тех лет, Михаил Шолохов пишет письмо Максиму Горькому от 6 июня 1931 года: "Я нарисовал суровую действительность,  предшествующую восстанию; причём сознательно упустил такие факты, как бессудный расстрел в Мигулинской станице  62 казаков-стариков или расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных казаков (выборные хуторские атаман, георгиевские кавалеры, вахмистры, почётные станичные судьи, попечители школ и  прочая  буржуазия и контрреволюция хуторского масштаба)  в  течение 6 дней достигла солидной цифры 400 с лишним человек”.

   В 1925 году наступил период имитации прекращения террора. Признали ошибочными и действия, связанные с террором. И в соответствии с решением апрельского (1925 года) пленума ЦК ВКП (б) разработали меры по восстановлению казаков в гражданских правах и вовлечению их в социалистическое строительство. Разрешили ношение традиционной казачьей одежды (без оружия), некоторые другие послабления. Это способствовало частичному возвращению домой казаков из эмиграции. Некоторое время возвратившихся не трогали,  но вскоре казаки стали тайно исчезать. Наступал следующий этап в жизни казачества. Это тема другой статьи. Сегодня же предлагаю братьям казакам почтить скорбной памятью всех тех, кто пал жертвой террора, кто был вынужден эмигрировать или «покинуть» родные края и умереть на чужой земле. И чтобы ни говорили их потомки, понятие Родина и Россия для казаков свято. Царство небесное жертвам террора. Вечная им память. Да поможет нам Господь в делах по возрождению казачества. Помяни, казак, своих предков.

Яков Нетименко.

Пресс-центр СКО Выхино-Жулебино.

20 Января 2013 5533 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.